Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Культурная революция» — одна из самых страшных трагедий в истории прошлого века, сравнимая разве что с геноцидом евреев в нацистской Германии и сталинскими чистками. Ее начал Мао Цзэдун для сохранения своей деспотической власти над китайским народом. Страшные события мрачного десятилетия «культурной революции» продемонстрировали, до какой степени действия молодежи, зомбированной диктатором, могут быть непредсказуемыми и жестокими.
Развернув «культурную революцию», Мао преследовал цель устранить из руководящих органов партии всех, кто не был согласен с его политикой формирования казарменного коммунизма в Китае. Для борьбы со своими потенциальными противниками он использовал политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды Красной гвардии – «красной гвардии». «Идеи Мао Цзэдуна представляют собой высшие руководящие принципы для всех наших действий.
Мы клянемся, что ради защиты Центрального Комитета и великого лидера, председателя Мао, мы без колебаний отдадим последнюю каплю крови и решительно завершим процесс. Революция», названная «красной гвардией», занятия в школах и университетах прерывались, чтобы ничто не мешало осуществлению «революционной деятельности». Писатели и художники, партийные и государственные служащие предстали перед «судом масс» в шутовских фуражках, избитые, высмеиваемых и обвиняемых в «ревизионистских действиях».
К концу 1966 года насчитывалось уже более 10 миллионов красногвардейцев. Только в Пекине охранники убили около 2000 человек, изгнанных из крупных городов. Во время Культурной революции миллион человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Способность молодых людей решать судьбы других привела к проявлению их самых отрицательных качеств. Вседозволенность и безнаказанность привлекли к этому движению наиболее маргинальную и криминальную часть городского населения.
В то же время, когда в дело вмешиваются миллионы молодых людей, Мао теряет контроль над гением насилия, которое он развязал. В различных провинциях Китая началось стихийное сопротивление действиям обезумевшей молодежи со стороны рабочих и служащих. По призыву местных комитетов КПК, а иногда и спонтанно, они оттеснили красногвардейцев и начали борьбу с погромщиками.
Объект исследования- культурная революция в Китае
Предмет исследования- культурная революция в китайской фотографии 1990-2010 годов
Цель исследования- изучить культурную революцию в китайской фотографии 1990-2010 годов»
Задачи исследования:
- раскрыть основные направления внутренней политики ЦК КПК в ходе "культурной революции"
- определить официальный образ "культурной революции" и ее "врагов" в фотографиях 1966-1977 гг
- изучить политические, социальные, культурные изменения Китая в 1990-е годы
- изучить критику "красного Китая" в фотографиях 1990-2010 -х годов
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ХОД КИТАЙСКОЙ "КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ" И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РЕПОРТАЖАХ 1966-1976 ГГ
1.1. Основные направления внутренней политики ЦК КПК в ходе "культурной революции"
Культурная революция глубоко потрясла страну из-за чрезвычайно радикальных мер правительства, а также потому, что акции проводились в основном в городах, а также затронули интеллектуальную и политическую элиту. Более того, подобные действия почти сразу же подвергались осуждению и критике, как говорит Куртуа в своей книге о коммунизме.
С самого начала действия Мао были весьма противоречивыми. С одной стороны, он выступал за разрушение старой системы, а с другой, стремился сохранить власть, контроль и влияние.
И когда это противоречие вызвало жестокую драку между двумя сторонами, он призвал армию решить эту проблему и восстановить порядок. Говоря об особенностях этих событий, можно сказать, что такой жестокости и такой четкой направленности действий еще не встречалось. Всего за один год было разрушено большое количество памятников культуры, репрессировано множество людей.
Примечательно то, что кампания не была направлена на уничтожение какой-либо части населения, как это произошло в 1950-е годы. Подобные репрессии были, как правило, результатом так называемых «обвалов» и не диктовались общей стратегией. Фактически, даже приказы, разрешающие кровопролитие, были реакцией на возникший хаос. Более того, революция раньше не опиралась исключительно на молодежь.
Важную роль сыграла знаменитая «Красная книжка» — цитатник Мао. Это сборник цитат, лозунгов и речей Мао Цзэдуна. Этот сборник цитат был составлен Линь Бяо в середине 60-х годов 20 века. Каждый революционер во время Культурной революции должен был иметь при себе этот сборник цитат; многие приветствовали друг друга цитатами из этой книги.
Красногвардейцы часто избивали «неверных» этими книгами, поэтому обложки делали из пластика, чтобы не испачкать обложку следами крови. Некоторые историки полагают, что революция имела религиозное влияние и что поклонение Мао было похоже на поклонение божеству.
Именно эта «божественность» позволила ему занять руководящее положение в партии. Фактически действия красногвардейцев можно рассматривать как масштабную репрессию под прикрытием мятежа. Другой отличительной чертой культурной революции является факт противостояния низших и верхних слоев населения, где низший класс имел хорошую организацию, квалификацию и поддержку авторитарного правительства [4]. Кроме того, у красногвардейцев были свои тюрьмы, своя полиция, свои суды и свои свидетели.
Помимо того факта, что Мао стремился сломать старую систему, сохранив при этом власть, Красная гвардия фактически боролась против своего правительства, чтобы защитить его. Куртуа считает, что врагом народа является иерархическая система, которая его подчиняет, и что народ поддерживает лидеров, создавших эту самую систему, жертвуя собой ради него.
Люди требуют демократии и позволяют собой манипулировать. Действия приобрели характер тиранского культа и были направлены на борьбу за тиранию [5].
Смешивались понятия врага и друга, добра и зла, все воевали против всех. Более того, согласно учению буддизма, война – это величайшее нарушение канонов. Благодаря этому китайский народ не приемлет всех видов насилия, но события революции предусматривают разрыв с догмами буддизма, что подразумевает разрушение древних устоев, чего собственно и хотел китайцы Председатель Мао. . .
Хотя это противоречит обычному поведению китайцев, глубоко уважающих историю и традиции. Великая пролетарская культурная революция стала весьма необычным и в некоторой степени уникальным для изучения явлением.
Фактически, можно сказать, что вся революция представляла собой одно большое противоречие. Люди слепо верили в правоту своих действий, но получили лишь разруху и нищету. Акции проводились в личных целях, но достигли государственного масштаба. В таких условиях, после величайших разрушений, достичь первоначально поставленных целей было уже невозможно. Последствия Культурной революции были пугающими.
Таким образом, в общей сложности от событий пострадало около 100 миллионов человек, из них почти 1,5 миллиона человек погибли. Только в провинции Гуандун погибло более 40 000 человек, а в провинции Гуанси — 70 000 жертв. Во время революции нарушались всевозможные права человека, людей избивали, унижали, события в Тибете свидетельствуют о том, что некоторых даже заставляли против их воли разрушать храмы, святыни и священные статуи [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Гарвер Дж. В. Мао Цзэдун и разлад китайско-советских отношений / Дж. В. Гарвер // Китай в диалоге цивилизаций (к 70-летию академика М. Л. Титаренко). - М.: Памятники исторической мысли, 2021. С. 471-483.
2. Гельбрас В. Г. Китай: кризис продолжается / В. Г. Гельбрас. - М.: Международные отношения. - 2023. - 224 с.
3. Гельбрас В. Г. Китайская реальность России / В. Г. Гельбрас. - М.: ИД «Муравей», 2021. - 320с.
4. Гудошников Л. М. Китай после культурной революции / Л. М. Гудошников, Б. П. Барахта, В. Г. Карымов, Р. М. Неронов /. - М.: Мысль, 2019. - 360 с.
5. Движение 4 мая 1919 г. в Китае. Документы и материалы / Пер., сост. Ю. М. Гарушянц. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 2019. - 360 с.
6. Дедовский А. М. СССР и Сталин в судьбах Китая. Документы и свидетельства участника событий 1937-1952 / А. М. Дедовский. - М.: Памятники исторической мысли, 2021. - 334 с.
7. Делюсин Л. П. Внешняя политика. Китай сегодня / Л. П. Дэлюсин. - М.: Наука, 2020. - 336 с.
8. Делюсин Л. П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма / Л. П. Делюсин. - М.: Муравей, 2023. - 208 с.
9. Делюсин Л. П. Полвека две эпохи / Л. П. Делюсин. - М.: Институт востоковедения РАН, 2021. - 294 с.
10. Делюсин Л. П. Спор о социализме. Из истории общественно-политической мысли Китая в начале 20-х гг. / Л. П. Делюсин. - М.: Наука, 2020. -152 с.
11. Джилас Милован. Лицо тоталитаризма / Милован Джилас. - М., 2022. - 544 с.