Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых заметных фигур в истории российской журналистики является личность Василия Михайловича Пескова. Литературное творчество этого удивительного во всех отношениях человека проникнуто той особой, почтительной любовью к Родине, которую невозможно ни фальсифицировать, ни приобрести искусственно. Оно дается человеку от рождения. Василий Михайлович Песков, знаток, любитель и знаток флоры и фауны.
Всю свою жизнь В.М. Песков утверждал, что самое главное для человека – это его корни, его родная земля, его малая родина. Он оставил большой след не только в литературе родной страны, но и во всей русской литературе.
Родина – самое ценное, что есть у человека. К сожалению, мы не задумываемся о той роли, которую Родина играет в жизни человека. Какое влияние оказывает природа на формирование человека? Что нам следует сделать, чтобы сохранить внешний вид нашей территории? В.М. заставляет задуматься над этими актуальными вопросами.
Он пишет об отношениях между людьми и родной землей, о том, что Родина способна согреть сердце человека и сделать его счастливым. Она — поддержка в трудные минуты жизни. Человек, потерявший связь с родной землей, чувствует себя несчастным.
В. Песков считает, что для того, чтобы оставить память нашим потомкам, важно сохранить облик нашей земли. Ведь Родина – наш общий дом и она должна везде оставаться прекрасной. Я полностью разделяю точку зрения автора о том, что состояние нашей родной земли зависит только от нас, только мы можем следить за порядком сохранения всего вокруг нас, чем мы гордимся.
Объект исследования- очерки В. Пескова
Предмет исследования- природа и общество: проблемность в очерках Василия Пескова
Цель исследования- изучить природу и общество: проблемность в очерках Василия Пескова
Задачи исследования:
- раскрыть особенности творчества писателя и журналиста, знатока природы В.М. Пескова
- изучить роль природы в жизни и судьбе В.М. Пескова
- раскрыть дебютное произведение В. М. Пескова о природе и обществе
- раскрыть основы взаимоотношения человека и природы в публицистике В.М. Пескова
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ЗНАТОКА ПРИРОДЫ В.М. ПЕСКОВА
1.1. Особенности творчества писателя и журналиста, знатока природы В.М. Песков
Василий Михайлович Песков – известный писатель и журналист, знаток природы, запечатлевший в словах и фотографиях самые яркие и тончайшие оттенки среднерусских закатов и рассветов, бурь и тихого течения русской жизни.
Кажется, нет путей и троп, по которым он не прошел бы в поисках удивительных судеб и природных аномалий. Но не в этом суть его работы. Писатель умеет подметить удивительное и необычное в том, что кажется самым обыкновенным; он остро чувствует красоту окружающего мира и щедро делится своими переживаниями с читателем.
Особым лиризмом отличается индивидуальное творчество В. Пескова, постоянного автора рубрики «Окно в природу» газеты «Комсомольская правда». Во всех своих произведениях, будь то очерк или очерк, В. Песков предстает перед читателем очень чутким и внимательным к природе человеком. Описывая жизнь лесных жителей, журналист всегда проявляет сочувственный интерес к животному и растительному миру.
В своих натурных зарисовках он — главный герой документального фильма, который с энтузиазмом делится своими интересными наблюдениями и открытиями. При этом почти все его произведения сохраняют интимный тон письма, располагающий к тихому, вдумчивому разговору с читателем. «Мы не можем сказать, что эта птица чрезвычайно красива; это довольно уникально и мило.
Помню места, где мне приходилось наблюдать пеликанов: наша Калмыкия, озеро Накуру в Кении и совсем недавно на Ниле в Уганде. Я всегда жалел, что покинул место, где пеликаны ночевали, охотились или просто отдыхали на песке у мелководья. Везде казалось, что эта птица любит близость своих людей, не спорит с близкими и ко всем относится добродушно. На мелком озере в Африке я наблюдал пеликана среди жутких зебр, носорога, буйвола, валяющегося в грязи, и бородавочников, бегущих за глотком воды. В другом месте они жили бок о бок с миллионом розовых фламинго. Некоторые люди бессердечно злоупотребляют своим природным добрым характером — зебры, например, бросились купаться, не беря во внимание, что вода была покрыта белым ковром из птиц.
Художественным средством изображения в очерках В. Пескова является пейзаж. Он выступает своеобразным связующим мостом, связывающим текст в единое целое.
Так воссоздается «кусочек» реальности во всех ее разнообразных проявлениях. Кроме того, задаются важные предпосылки для эстетического восприятия читателем действительности. «Январь вблизи экватора, в саваннах Кении и Танзании — жаркий и сухой месяц. Дожди сюда придут только в конце февраля. И теперь все живое жаждет влаги. Пастбища выжжены солнцем, но, прежде всего, многие реки и водоемы пересохли. К редким водопоям стекаются дикие животные: травоядные, чтобы утолить жажду, и хищники, чтобы поохотиться. Но в жару таких мест осталось мало. В поисках воды животные совершают длительные походы по саванне. А бегемоты, которых тяжело поднять, например, оказываются в плену у высыхающих луж, валяясь в горячей грязи.
Эти и другие пейзажные зарисовки, которые во многих частях очерка предстают золотыми залежами, создают не только неповторимый фон публицистического путешествия, но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал картину африканской саванны, ее характерных особенностей и особенностей.
Художественное своеобразие проблемных очерков В. Пескова заключается в том, что мысль автора занимает в них первое место, но при этом в качестве экспозиции используется пейзаж.
В качестве примера проанализируем очерк В. Пескова «Выстрел в лесу»
В тексте все предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Причем абзацы тематически объединены и образуют единую композицию: есть и экспозиция, и развитие действия, где Песков оценивает «музыкальное» творчество дятла.
На мой взгляд, в этой истории есть две кульминации. Первый — такой неожиданный и роковой для птицы выстрел, а второй (им заканчивается текст) состоит из четырёх вопросительных предложений, каждое из которых усиливает смысл предыдущего. Получается, что сочинение в целом заканчивается вопросительной нотой – читатель должен ответить. Поэтому, если бы у меня была возможность озаглавить это, название было бы «Кто?…». Ведь, как говорил один из его современников, название — это идея, выраженная одним словом.
Текст Пескова полностью соответствует законам публицистического стиля. Во-первых, его рассуждения логичны; Выводы автора следуют друг за другом: мертвая тишина леса, радость «музыки» дятла, внезапный выстрел, встреча с начинающим охотником, немой урок автора, его призыв привить подрастающему поколению любовь к жизни и красоте. Во-вторых, история очень трогательная; однако нигде, кроме последней части, мы не видим беспокойного состояния автора, мы лишь чувствуем его... Подводя итоги ситуации, Песков призывает к искоренению проблемы. Наконец, текст интересен, доходчив и понятен читателям любого возраста, что немаловажно: выводы смогут сделать даже самые маленькие.