Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Игра – это обязательно совместное занятие, предполагающее общение взрослых с детьми или детей друг с другом. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словарного запаса, развитие грамматической системы, связная речь). Игра создает ситуации, которые не возникают в практической жизни и которые обогащают знания детей об окружающем их мире. Таким образом, игра как ведущее занятие дошкольника является фактором, определяющим его всестороннее развитие. Игра играет особенно важную роль в речевом развитии дошкольника, в частности в развитии связной речи, поскольку именно игра обеспечивает прямое и мотивированное общение между ее участниками.
Сюжетно-ролевые игры – основной вид игры дошкольника. Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка и в то же время основана на взаимодействии ребенка с взрослыми. В нем есть основные игровые черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, креативность.
Игру в дошкольном возрасте ничем не заменить. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста, благодаря которым происходят существенные изменения в психике ребенка, формируются качества, подготавливающие переход к новому этапу более высокого уровня развития.
Суть в том, что игра в ее развитой форме требует, чтобы ребенок рассматривал объекты в соответствии с той ролью, которую он взял на себя, и согласовывал свою точку зрения с точками зрения других игроков. На этой основе у ребенка вырабатывается новая система операций, осуществляется переход от предоперационного мышления к конкретным операциям.
Выготский Л. С. писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявлять способности, раскрывающие уровень его непосредственного развития. Однако только полноценная игровая деятельность может создать зону ближайшего развития. В тех случаях, когда основная деятельность не сформирована, она не может способствовать развитию психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений и навыков.
В работах Т.Д. Барменковой, К.С. Лебединской, В.В. Лебединского, Е.М. Мастюковой, В.В. Морозовой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Н.И. Чуприковой, Л.М. Шипицыной и др. Указано, что одной из основных задач логопедической работы со старшими дошкольниками, имеющими диагноз ЗПР – это формирование у навыков связной речи. Это необходимо для наиболее полного преодоления системной недоразвитости речи, для подготовки детей к предстоящему обучению в школе и успешной социализации.
Значимость и социальная значимость проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью закона о профилактике правонарушений определяет постоянный поиск новых эффективных методов и средств коррекционной работы для ее решения. Среди них наиболее актуальным является использование сюжетно-ролевых игр для формирования связной речи детей с ЗПР.
Формирование диалогической речи у дошкольников происходит в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре, которая является ведущей в период дошкольного детства.
Цель исследования – изучение теоретических основ по использованию сюжетно-ролевых игр как средство развития связной речи старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – использование сюжетно-ролевых игр как средство развития связной речи старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для определения уровня развития связной речи старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать картотеку игр с использованием сюжетно-ролевых игр направленные на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, вывод по каждой главе, заключения, списка использованных источников.
ГЛОССАРИЙ
Активный словарь (активный лексикон) – запас лексических единиц, которыми обладает тот или иной индивид и которые используются им при продуцировании речи (ср. пассивный словарь).
Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденным или приобретенными дефектами.
Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обусловливающие необходимость специальных условий воспитания, обучения, жизнедеятельности.
Аффект – нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц неустойчивой нервной системой.
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дошкольное образование – это обучение, развитие, воспитание, присмотр и уход за ребенком в возрасте от трех до семи лет.
Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический инфантилизм) – эмоционально-волевая сфера детей находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.
Задержка психического развития соматогенного характера – у детей отмечается незрелость эмоционально-личностной сферы, которая проявляется в повышенной чувствительности, впечатлительности, страхе перед новым и чрезмерной привязанности к близким (особенно к матери). Отмечается заторможенность в контактах с чужими людьми вплоть до отказа от речевого общения.
Задержка психического развития психогенного характера (психогенный инфантилизм)- эта форма характерна для детей, не имеющих каких-либо отклонений со стороны функционирования центральной нервной системы или соматической сферы, но воспитывающихся в неблагополучных для психического развития условиях, вызывающих «психическую депривацию».
Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического ) происхождения - у детей имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого). Определение зоны ближайшего развития играет решающую роль в разграничении ЗПР от олигофрении.
Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, а также на развитие определённых навыков и умений.
Игровая деятельность – один из видов активности человека и животных.
Игровая ситуация – предлагаемый игровой сюжет, он предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил.
Игрушка – предмет, как стимул к организации детской самодеятельности. Целесообразно давать ребенку игрушку и как напоминание о ярких детских впечатлениях.
Инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к воспитанию и обучению всех детей с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Компенсация – сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.
Коррекция – совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.
Лабильность – понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние.
Мотив – стремление ребёнка к совместной социальной жизни с взрослыми.
Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей.
Образовательная среда – целостная характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Образовательная траектория – непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Ролевое взаимодействие – взаимодействие людей в определенных жизненных ролях. Участники такого взаимодействия, выступая в своих социальный ролях, обычно проявляют те психологические качества, которые свойственны им как личностям.
Свободная сюжетная игра – игра, не предусматривающая прописанных заранее игровых правил.
Речь связная — отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части.
Сюжет – ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями
Сюжетно-ролевая игра – форма игры, объединяющая в себе элементы и особенности игры сюжетной и игры ролевой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО РОЛЕВЫХ ИГР
1.1 Понятие связной речи и ее развития в онтогенезе
Проблема связной речи дошкольников раскрывается в работах В. К. Воробьевой, А. Н. Гвоздева, Т. А. Ладыженской, А. А. Леонтьева, Л. П. Федоренко, М. С. Лаврика.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с формами общения с окружающими людьми.
Под связной речью понимается развитое семантическое высказывание (серия логически объединенных предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь – это единое семантическое и структурное целое, включающее в себя целые связанные и тематически связанные сегменты.
Согласно Л. С. Выготскому, внутренняя речь дошкольника, являющаяся основой его мышления, возникает на основе эгоцентрического языка, то есть языка, который не выполняет коммуникативных функций и не служит целям сообщения [4, с.187].
По мнению Ф. А. Сохина, оценить уровень речевого развития дошкольника можно по тому, как он строит свои высказывания, поскольку связная речь включает в себя результаты словарного развития ребенка, лексико-грамматическую структуру речи и звуковую сторону речи [15, с. 90].
Исследования ученых показали, что овладение языком характеризуется не только имитацией речи взрослого, но, прежде всего, развитием языковых обобщений и осознанием языковых явлений.
Основы будущего связного языка закладываются в подготовительный период речевого развития, на первом году жизни, в процессе эмоционального общения, то есть когда взрослый и ребенок общаются, выражая разные чувства, а не мысли [7, с. 55].
В. П. Глухов указывает, что речевой слух формируется в очень раннем возрасте, когда ребенок учится различать звуки окружающей среды и звуки речи [6, с.178].
По мнению ученого, основы монологической речи закладываются в высказываниях дошкольников с нормальным речевым развитием уже в два-три года. А в возрасте пяти - шести лет процесс фонематического развития речи у дошкольников подходит к концу, и дети быстро осваивают монологическую речь, синтаксический и грамматический строй языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 10 июня 2016 года. Москва, Кремль. 23 июня 2016 года N 182-ФЗ.
2. Алпатикова, С. В. Особенности игровой деятельности у дошкольников с ЗПР / С. В. Алпатикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 309-310.
3. Бобык, С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С. С. Бобык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 221-224.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – Текст : непосредственный // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
5. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский– Текст : непосредственный // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
6. Глухов, В. П., Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов. – Текст : непосредственный – М.: Астрель, 2015 г. – 90с.
7. Игнатова, В. Ю. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / В. Ю. Игнатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 182-184.
8. Комарова, Т. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников / Т. В. Комарова, О. В. Пронина, В. А. Астапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 102-106.
9. Надейкина, Н. Л. Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Н. Л. Надейкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 262-264.
10. Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 648-651.
11. Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 150-156.
12. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи / Л.С. Рубинштейн– Текст : непосредственный //Основы общей психологии-Т.1. – М.: 2012. – С. 235-250.
13. Смирнова, Е. А. Использование серии сюжетных развитии связной речи старших дошкольников. Психолого- педагогические вопросы развития речи в детском саду / Под редакцией Ф. А. Сохина., О. С. Ушаковой. – Текст : непосредственный – М.: Академия. – 1987. – С 40–62.
14. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука.– 2011.– № 12.– С. 21-23
15. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – Текст : непосредственный – М.: Академия, 2002. – 224 с.
16. Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму : фонетическая символика : учебное пособие / Т. А. Ткаченко– Текст : непосредственный. — Москва : Владос, 2015. — 34 с.
17. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Под ред. Ф. А. Сохина. – Текст : непосредственный - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
18. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – Текст : непосредственный – М. : Аркти, 2000. – 55 с.
19. Шабунина, Е. А. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников / Е. А. Шабунина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 26-30.
20. Эббингауз, Г.. Ассоциативная психология / Г. Эббингауз, А. Бэн ; авт. предисл., авт. примеч. Е. И. Гарбер, авт. предисл., авт. примеч. И. Е. Гарбер. – Текст : непосредственный – Москва : АСТ, 1998. – 544 с.