Фрагмент для ознакомления
2
Известно, что начальный этап обучения в вузе играет особую роль в формировании личности будущего специалиста. Его сложность заключается в том, что у обучающегося перестраивается вся система ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы и формы межличностных отношений и отношений. И чем эффективнее адаптация студентов к высшему образованию, тем выше психологический комфорт, мотивация к обучению, направленность и характер учебной деятельности на курсах высшего образования.
Сам факт поступления в университет укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, вселяет надежду на полноценную и интересную жизнь. “В этом случае на 2-м и 3-м курсах часто возникает вопрос о правильном выборе вуза, специальности, профессии. В конце 3-го курса проблема профессионального самоопределения решается окончательно. Однако бывает, что в это время принимаются решения не работать по специальности в будущем. Настроение студентов часто меняется, от энтузиазма в первые месяцы обучения до скептической оценки университетского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. д.” .
Часто профессиональный выбор человека определяется случайными факторами. Это явление особенно нежелательно при выборе университета, поскольку такие ошибки дорого обходятся как обществу, так и отдельным людям. Осознание того, что выбор будущей профессии является неправильным, может привести к дезадаптации, особенно если это осознание возникает на более старых курсах обучения.
Своеобразным психологическим барьером для начинающих студентов является двойственность отношения к ним: как к взрослым - со стороны преподавателей университета и как к детям - со стороны родителей. Студент первого курса, который считается взрослым в университете, достигает физической зрелости только в возрасте от 16 до 18 лет. Это связано с феноменом физического ускорения, который намного опережает умственную и, прежде всего, социальную зрелость. Неуравновешенность и неустойчивость психических процессов в этом возрасте, усугубляемые необычными университетскими условиями, могут снизить уровень интеллектуальных способностей и волевой активности студентов.
Чтобы решить трудности учебы в вузе, необходимо проявить активную позицию, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Ученик должен сам находить и выбирать пути и средства для достижения определенной образовательной цели, а учитель должен создавать для этого условия.
Именно в первый год у молодого человека формируется отношение к учебе, будущей профессиональной деятельности и продолжается "активный поиск себя". Даже те, кто заканчивает среднюю школу на отлично, не сразу обретают уверенность в своих способностях в первый год обучения. Первая неудача иногда приводит к разочарованию, потере перспективы, отчуждению, пассивности.
После окончания школы мальчики и девочки переходят на новый этап жизни. Этот этап включает в себя не только смену учебы, места жительства, но и смену уже сложившегося коллектива. Новым студентам необходимо привыкнуть и адаптироваться как к новой группе, в которой им часто приходится оставаться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и положениям университета. Психологические и возрастные особенности учащихся характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью и самоидентификацией. В это время для студентов важна среда, в которой они находятся. Очень часто мальчики и девочки из разных социальных слоев попадают в одну и ту же группу, а именно провинциалов и городских жителей. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что процесс адаптации первокурсников является очень значительным, сложным и длительным.
От того, с радостью и желанием студент усваивает знания и достигает при этом высоких результатов, не в последнюю очередь зависит, как складываются отношения внутри академических коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студентами и администрацией университета на начальном этапе обучения.
Ускорение нарушений обучаемости, изучение психологических особенностей психических состояний, возникающих в процессе учебной деятельности, а также выявление психолого-педагогических условий для оптимизации этого процесса являются чрезвычайно важными задачами. “Текущий и предстоящий прогресс учащихся и процесс их профессионального развития зависят от того, сколько времени занимает процесс адаптации и с разной стоимостью” .
Рассмотрим объективные и субъективные факторы обучения, влияющие на психофизиологическое состояние учащихся. "К объективным факторам относятся условия жизни и обучения учащихся, возраст, пол, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам относятся: знания, профессиональные навыки, мотивация к обучению, трудоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические способности, личностные качества (черты характера, темперамент, общительность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе" .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1993. - 234 с.
2. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. - Иркутск, 1986. - 345 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. - М.: Высшая школа, 1991. - 345 с.
4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: Просвещение, 2005. - 146 с.
5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. - М.: Высшая школа, 2003. - 143 с.
6. Медведев В.И. О проблеме адаптации студентов к учебе в вузе. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с.
7. Образ жизни современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В.Т. Лисовского. - Л.: Мир, 2001. - 265 с.
8. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси): автореф. дисс. .. канд. пед. наук. - Рязань, 2006. - 178 с.
9. Педагогика и психология высшей школы./ Под ред. М.В. Булановой- Топорковой, Ростов- на- Дону, Феникс, 2006. - 98 с.
10. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 2005. - 78 с.
11. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной и учебной деятельности / Под ред. В.И. Медведева. - СПб.: Питер, 2003. - 401 с.