Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Поскольку Российская Федерация встала на путь демократического совершенствования, решение многих социально-экономических проблем общества связано с полноценным функционированием государства в целом, и в частности той части его структур, которые осуществляют законодательную власть. В этой области теоретическое осмысление многомерного и сложного государственно-политического института российской законодательной власти, а также изучение вопросов, связанных с ее деятельностью и организацией, приобретает сегодня особую значимость.
Несомненно, в силу своего представительного характера существование легитимной законодательной власти способствует укреплению государства в целом, повышению эффективности государственного управления, соблюдению прав всех граждан Федерации и отдельных граждан, обеспечению демократии. Законодательная власть, представленная в настоящее время на федеральном и региональном уровнях в РФ, имеет специфические исторические, национальные, этнокультурные и иные особенности, которые должны найти более широкое отражение в правоприменительной практике и законодательстве.
Актуальность темы исследования. Общество создает власть, чтобы регулировать свою жизнь, наделяя власть конкретными полномочиями и в то же время пытаясь их ограничить. Правовое общество - это общество, в котором власть оформлена законом. Кроме того, общество наделяет властью государство, которое делит ее на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную. Представительная власть отвечает за то, насколько интересы общества представлены в соответствующих законах государства. Закон обязателен для всех, поскольку является актом парламента, представляющим интересы всех социальных групп и классов. Создание правовых норм начинается с возникновения в обществе объективных закономерностей, требующих правового регулирования, которые реализуются исполнительной, судебной и законодательной властью в присущих им формах через институты государства и общества. Однако процесс создания правовых норм не может быть произвольным или субъективным, а основывается на нормативных, конституционно принятых и закрепленных правилах, которые государство обязано соблюдать.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании законодательного процесса в РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы порядка разрешения противоречий между палатами Федерального Собрания РФ.
Цель курсовой работы анализ законодательного процесса в РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие и стадии законодательного процесса в РФ;
2.предложить пути совершенствования законодательного процесса в РФ;
3.рассмотреть Совет Федераций Федерального Собрания РФ как верхней палаты российского парламента: нормативное регулирование деятельности, компетенция, полномочия
4.исследовать правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания РФ: порядок работы и полномочия Государственной Думы РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1. Конституционно-правовые основы законодательного процесса в РФ
1.1.Понятие и стадии законодательного процесса в РФ
Законодательный процесс - это процесс создания законов законодательными органами, обычно закрепленный в Конституции и регламентах соответствующих представительных органов, состоящий из нескольких стадий. Законодательный процесс - порядок деятельности Федерального Собрания РФ по созданию законов.
Законодательный процесс имеет ряд последовательных стадий:
Последняя из названных стадий иногда разделяется на две:
Поскольку законодательный процесс в разных странах протекает по-разному, каждый его этап имеет свои особенности. В странах, где обе палаты равны в законодательной сфере, их участие в законодательном процессе основано на одинаковых принципах (например, такая система характерна для Италии, Бельгии, Бразилии и Швейцарии). В Российской Федерации статус двух палат не является равным. Законы, принятые одной палатой, должны быть обязательно приняты другой. Еще одна особенность законодательного процесса связана с порядком принятия Конституции РФ. Совет Федерации обязан рассматривать законы, принятые Государственной Думой по следующим вопросам:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.12.2020, № 52 (Часть I), ст. 8585.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416,
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 28.07.2023) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 635
7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 31.10.2023)"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/ – Дата обращения 30.04.2024
Ученики и учебные пособия:
8. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. - 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 864 с.
9. Алонцева, Д. В. Конституция Российской Федерации 1993 г.: историко-правовой аспект (к 30-летию принятия Основного закона) / Д. В. Алонцева, О. Н. Гришаева, Р. В. Тихонов // Вопросы истории. - 2023. - № 7-1. - С. 76-87.
10. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 528 с.
Специальная литература:
11. Дресвянин, Д. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования / Д. А. Дресвянин // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 147-169.
Статьи в периодических изданиях:
12. Березин, А. А. Государственная Дума в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации / А. А. Березин // Конституционализм и государствоведение. – 2021. – № 1(21). – С. 47-50.
13. Бирюков, Р. А. Государственная Дума в России как институт законотворчества: историческое измерение / Р. А. Бирюков // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 11(74). – С. 625-628.
14. Куликов, С. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил наложить мораторий на закупки (закон № 44-ФЗ) / С. А. Куликов // Студенческий. – 2023. – № 8-2(220). – С. 55-58.
15. Липатов, Э. Г. Совет Федерации как институт экономического развития субъектов РФ / Э. Г. Липатов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 97-106.
16. Слесарев С.А. Государственная Дума // СПС КонсультантПлюс. 2023.
17. Чепурнова, Н. М. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в системе разделения властей / Н. М. Чепурнова, С. А. Степанян // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 15-21.
Интернет ресурсы:
18. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ.- Электронный ресурс. Режим доступа: http://council.gov.ru.