Фрагмент для ознакомления
2
Известно, что начальный этап обучения в вузе играет особую роль в формировании личности будущего специалиста. Его сложность заключается в том, что у обучающегося перестраивается вся система ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности, формируются определенные типы и формы межличностных отношений и отношений. И чем эффективнее адаптация студентов к высшему образованию, тем выше психологический комфорт, мотивация к обучению, направленность и характер учебной деятельности на курсах высшего образования.
Сам факт поступления в университет укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, вселяет надежду на полноценную и интересную жизнь. “В этом случае на 2-м и 3-м курсах часто возникает вопрос о правильном выборе вуза, специальности, профессии. В конце 3-го курса проблема профессионального самоопределения решается окончательно. Однако бывает, что в это время принимаются решения не работать по специальности в будущем. Настроение студентов часто меняется, от энтузиазма в первые месяцы обучения до скептической оценки университетского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. д.” .
Часто профессиональный выбор человека определяется случайными факторами. Это явление особенно нежелательно при выборе университета, поскольку такие ошибки дорого обходятся как обществу, так и отдельным людям. Осознание того, что выбор будущей профессии является неправильным, может привести к дезадаптации, особенно если это осознание возникает на более старых курсах обучения.
Своеобразным психологическим барьером для начинающих студентов является двойственность отношения к ним: как к взрослым - со стороны преподавателей университета и как к детям - со стороны родителей. Студент первого курса, который считается взрослым в университете, достигает физической зрелости только в возрасте от 16 до 18 лет. Это связано с феноменом физического ускорения, который намного опережает умственную и, прежде всего, социальную зрелость. Неуравновешенность и неустойчивость психических процессов в этом возрасте, усугубляемые необычными университетскими условиями, могут снизить уровень интеллектуальных способностей и волевой активности студентов.
Чтобы решить трудности учебы в вузе, необходимо проявить активную позицию, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Ученик должен сам находить и выбирать пути и средства для достижения определенной образовательной цели, а учитель должен создавать для этого условия.
Именно в первый год у молодого человека формируется отношение к учебе, будущей профессиональной деятельности и продолжается "активный поиск себя". Даже те, кто заканчивает среднюю школу на отлично, не сразу обретают уверенность в своих способностях в первый год обучения. Первая неудача иногда приводит к разочарованию, потере перспективы, отчуждению, пассивности.
После окончания школы мальчики и девочки переходят на новый этап жизни. Этот этап включает в себя не только смену учебы, места жительства, но и смену уже сложившегося коллектива. Новым студентам необходимо привыкнуть и адаптироваться как к новой группе, в которой им часто приходится оставаться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и положениям университета. Психологические и возрастные особенности учащихся характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью и самоидентификацией. В это время для студентов важна среда, в которой они находятся. Очень часто мальчики и девочки из разных социальных слоев попадают в одну и ту же группу, а именно провинциалов и городских жителей. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что процесс адаптации первокурсников является очень значительным, сложным и длительным.
От того, с радостью и желанием студент усваивает знания и достигает при этом высоких результатов, не в последнюю очередь зависит, как складываются отношения внутри академических коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студентами и администрацией университета на начальном этапе обучения.
Ускорение нарушений обучаемости, изучение психологических особенностей психических состояний, возникающих в процессе учебной деятельности, а также выявление психолого-педагогических условий для оптимизации этого процесса являются чрезвычайно важными задачами. “Текущий и предстоящий прогресс учащихся и процесс их профессионального развития зависят от того, сколько времени занимает процесс адаптации и с разной стоимостью” .
Рассмотрим объективные и субъективные факторы обучения, влияющие на психофизиологическое состояние учащихся. "К объективным факторам относятся условия жизни и обучения учащихся, возраст, пол, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам относятся: знания, профессиональные навыки, мотивация к обучению, трудоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические способности, личностные качества (черты характера, темперамент, общительность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе" .
Среднее время занятий составляет 52-58 часов в неделю, включая самостоятельную работу), то есть ежедневная учебная нагрузка составляет 8-9 часов, поэтому ваш рабочий день будет одним из самых продолжительных. Большая часть студентов (около 57%), которые не могут планировать свой временной бюджет, занимаются самообучением в выходные дни.
Студентам трудно адаптироваться к учебе в университете, потому что вчерашние студенты оказываются в новых условиях обучения, в новых жизненных ситуациях.
Критическое и сложное время сдачи экзамена для студентов - это вариант стрессовой ситуации, которая в большинстве случаев возникает в условиях нехватки времени. В этот период повышенные требования предъявляются к интеллектуальной и эмоциональной сфере учащихся.
Сочетание объективных и субъективных факторов, негативно влияющих на организм учащихся, способствует возникновению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний при определенных условиях.
В процессе умственной работы основная нагрузка ложится на центральную нервную систему, ее высшим отделом является мозг, который обеспечивает протекание психических процессов - восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.
Отмечено негативное влияние на организм длительного нахождения в "сидячем" положении, характерном для людей умственного труда. Когда это происходит, кровь скапливается в сосудах под сердцем. Объем циркулирующей крови уменьшается, что нарушает кровоснабжение нескольких органов, включая мозг. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, их движение замедляется. Сосуды быстрее теряют эластичность и расширяются. Движение крови по сонной артерии головного мозга также ухудшается. Кроме того, уменьшение амплитуды движений диафрагмы негативно сказывается на работе дыхательной системы.
Короткая интенсивная умственная работа приводит к учащению сердцебиения, длительная - к его замедлению. Другое дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим стрессом. Та же работа средней интенсивности увеличивала пульс до 83,5 ударов в минуту, а при высокой нагрузке - до 93,1 ударов в минуту. При эмоциональном напряжении дыхание становится неровным. Насыщение крови кислородом может снизиться на 80%.
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности возникает состояние переутомления. Основным фактором, способствующим пересмотру, является сама учебная деятельность. Однако переутомление, возникающее в этот период, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также приводят к переутомлению (например, плохой организацией образа жизни). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают усталости, но способствуют ее возникновению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, неправильное питание и т.д.).
Эффективность - это способность человека выполнять определенные действия в установленные сроки и с заданными параметрами эффективности. С одной стороны, он отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его способностей, с другой - выражает его социальную сущность и является показателем успешности в освоении требований конкретной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество: Уч. записки XIII. - Л.: ЛГУ, 1993. - 234 с.
2. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. - Иркутск, 1986. - 345 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. - М.: Высшая школа, 1991. - 345 с.
4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: Просвещение, 2005. - 146 с.
5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. - М.: Высшая школа, 2003. - 143 с.
6. Медведев В.И. О проблеме адаптации студентов к учебе в вузе. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 302 с.
7. Образ жизни современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В.Т. Лисовского. - Л.: Мир, 2001. - 265 с.
8. Орехова Е.Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси): автореф. дисс. .. канд. пед. наук. - Рязань, 2006. - 178 с.
9. Педагогика и психология высшей школы./ Под ред. М.В. Булановой- Топорковой, Ростов- на- Дону, Феникс, 2006. - 98 с.
10. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 2005. - 78 с.
11. Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова О.В. и др. Адаптация к профессиональной и учебной деятельности / Под ред. В.И. Медведева. - СПб.: Питер, 2003. - 401 с.