Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В связи с увеличением и развитием рыночной конкуренции для производителей, формирующих собственную маркетинговую стратегию, особое значение приобретает диагностика и прогнозирование состояния рыночного пространства с использованием исследований эластичности спроса на товары и услуги. Коэффициент эластичности становится практическим инструментом менеджмента и экономики и используется в целях регулирования спроса и предложения. Задача всестороннего и глубокого исследования эластичности, как одной из главных рыночных категорий, является важной для управления и стимулирования пропорционального развития рыночных процессов и явлений, что определяет актуальность проведенного исследования.
В современной экономике, особенно в условиях нестабильной экономической и политической ситуации в стране, одним из важных инструментов анализа рынка является эластичность спроса [4]. Определив данный параметр, можно узнать, как рынок адаптируется к изменениям цены продукта, а также рассчитать оптимальный объем выпуска конкретного наименования. Поэтому изучение данного вопроса является неотъемлемой частью успешной предпринимательской деятельности.
В условиях динамичного развития рынков и изменчивости экономической среды важным становится понимание влияния эластичности спроса на стратегии поведения фирм. В России, как и в других странах, предприятиям необходимо адаптировать свои бизнес-модели к изменениям в структуре спроса для успешного выживания и развития. Анализ эластичности спроса на конкретном примере российских фирм позволит выявить особенности их стратегического поведения.
Цель работы: исследовать влияние эластичности спроса на поведение российских фирм на примере конкретной компании.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
- изучить теоретические основы эластичности спроса;
-рассмотреть практическое применение теории эластичности;
- оценить влияние ценовой эластичности спроса на последствия налогообложения;
- провести анализ эластичности спроса на железнодорожные перевозки
- оценить влияние эластичности спроса на услуги для обоснования управленческих решений
Объект исследования: взаимосвязь эластичности спроса и поведения российских фирм.
Предмет исследования: РЖД и ее стратегия в ответ на изменения в эластичности спроса.
При проведении исследования были использованы методы: ретроспективного и пространственного анализа, расчетов эластичности и др.
Теоретическую базу исследования составили: труды по микроэкономике, теории спроса и предложения.
Степень изученности темы:
Эластичность спроса является ключевым понятием в микроэкономике, однако применение этого концепта к конкретным фирмам в российском контексте требует дополнительного анализа.
Эмпирическую базу исследования составили: данные о финансовом состоянии российской фирмы, статистические показатели рынка.
1.Теоретические основы эластичности спроса
1.1 Понятие эластичности спроса и методы расчета
Понятие «эластичности» введено в экономическую литературу А.Маршаллом (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др. Под эластичностью понимается степень реагирования одной переменной на другую [1]. Существуют различные методы определения эластичности в зависимости от выбранных единиц измерения. Наиболее широко применяемой единицей измерения являются проценты и коэффициенты [2, 3].
Числовой показатель, который отражает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой называют коэффициентом эластичности, данный показатель может иметь значение от нуля до бесконечности.
Эластичность спроса – это показатель, определяющий реакцию покупателей на факторы, которые влияют на изменение стоимости продукта. Наиболее сильную реакцию называют эластичной.
Эластичность спроса – это измеритель силы влияния какого-либо фактора н величину спроса. Основными видами эластичности спроса являются:
-эластичность спроса по цене;
-эластичность спроса по доходу;
-перекрестная эластичность, то есть эластичность спроса по цене других товаров.
Эластичность спроса показывает, насколько чувствительны покупатели к изменениям, влияющим на повышение или снижение стоимости товаров и услуг. Такой показатель определяет не только реакцию на изменения в цене, но и изменения, связанные с доходом целевой аудитории. В целом, эластичность спроса на товар показывает, как меняются взаимоотношения между изменением стоимости и спроса [14, с. 45].
Эффективность принимаемых управленческих решений в предпринимательстве зависит от четкого определения проблемной и наиболее эффективной в перспективе зоны для направления усилий в конкретную область бизнеса. Для этого важно знать сравнительную силу влияния отдельных факторов, например, при использовании много факторных регрессионных моделей, чтобы сделать правильный вывод о воздействия того или иного факторного показателя на результативный. В таких случаях используются коэффициенты эластичности и бета-коэффициенты.
Частные коэффициенты эластичности (Эi ) показывают, какого роста результативного признака в процентах можно ожидать с возрастанием факторного признака на 1 %, формула его расчета:
Эi =bi x̅i/ yi (1)
Вместе с тем, следует отметить, что коэффициент регрессии не отражает того, какой из факторов сильнее влияет на результативный признак, поскольку коэффициенты измеряются в разных единицах, не учитывается вариация факторных признаков, т.е. они несопоставимы.
Сопоставимыми переменные в уравнении регрессии будут в том случае, когда они выражаются в долях среднеквадратического отклонения (Ϭ), т.е. рассчитываются стандартизированные бета-коэффициенты (ßi):
ßi=bi*Ϭxi/Ϭi (2)
где Ϭxi — среднеквадратическое отклонение i-го фактора;
Ϭi — среднеквадратическое отклонение результативного показателя.
Чем выше значение бета-коэффициент, тем сильнее воздействие анализируемого фактора на результативный признак, так как ß-коэффициент отражает на какую часть своего среднеквадратического отклонения изменится результативный показатель с изменением факторного признака на величину одного его квадратического отклонения.
При подсчете коэффициента эластичности используют два основных метода:
- Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.
(3)
Где:
— начальная цена
— новая цена
— первоначальный объем
— новый объем
Использование формулы дуговой эластичности дает лишь приблизительное значение эластичности, и погрешность будет тем больше, чем более выпуклой будет дуга АВ.
- Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).
(4)
где:
— производная функции спроса (или предложения) по цене;
— рыночная цена;
— величина спроса (или предложения) при данной цене
Реакция покупателей может быть сильной, нейтральной и слабой. Сильная реакция – это и есть эластичный спрос. При высокой эластичности спроса объем продаж значительно меняется. Если же рынок неэластичен, то снижение или увеличение стоимости товаров никак не повлияет на уровень спроса. Из этого следует: что для повышения общей компании, которая работает на эластичном рынке, необходимо снижать цены; что для того, чтобы повысить на неэластичном рынке, напротив, нужно повышать стоимость товаров и услуг.
Допустим, есть у нас два рынка: рынок соли и рынок автомобилей. Если мы будем сравнивать эти рынки и брать абсолютное изменение цены, допустим, на 10 руб., то сравнение будет не очень хорошим, потому что для пачки соли 10 руб. это достаточно значительное повышение цены, а для цены автомобиля это практически ничто. Поэтому, изменение цены берут в % , в данном случае сравнение будет более корректным, если мы сравним последствия повышения на 10 % цены соль и последствия повышения на 10 % цены автомобилей и снижение увеличены спроса тоже будет считать в % , очевидно, имеет смысла ожидать, что 10 % подорожание соли сократит величину спроса на соль очень незначительно, а вот подорожание машины на 10 % может величину спроса сократить достаточно хорошо.
Спрос на соль по цене мало эластичен, а спрос на машины по цене более эластичен, имеет более высокую эластичность. Показывает, как изменяется спрос в зависимости от изменения цены. И для этого вводится специальный коэффициент эластичности, чтоб узнать какой у нас спрос эластичный или неэластичный.
1.2 Эластичность спроса по цене и факторы на нее влияющие
Эластичность спроса по цене характеризует чувствительность спроса на товар к изменению его цены и представляет собой отношение процентного изменения спроса к процентному изменению его цены. Эластичность спроса ЕD измеряется с помощью коэффициента эластичности, который показывает на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
(5)
Отношение ΔQ/ΔР в формуле эластичности характеризует угол наклона кривой спроса. Чем выше значение этого показателя, тем более пологая кривая
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Борисов, Е.Ф. Экономика: справочник/Е.Ф. Борисов, А.А. Петров, Ф.Ф. Стерликов - М.: Финансы и статистика, 2021. - 400 с.
2. Вечканов, Г.С. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь/ Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Издательство «Лань», 2021. – 264 с.
3. Гальперин, В.М. Микроэкономика/ В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев.- СПб., 2018. В 3 томах.
4. Кац М., Роузен Х. Микроэкономика // Издательство "Новое знание". 2019. 828с.
5. Камаев, В.Д. Экономическая теория. Краткий курс [Текст]: учебник / В.Д. Камаев. – 7 - е изд.,стер. - М.:Кнорус,2018. - 382 с.
6. Курс экономической теории: Учебник / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. - Киров: АСА, 2021, 624с.
7. .Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Высшее образование, 2019, 764с.
8. Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. - М.: ИТД КноРус, 2019, 430с.
9. Микроэкономика: теория и российская практика[Текст]: учебник / ред.:А.Г. Грязнова, А.Ю.Юданов. - 10 - е изд.,перераб. и доп. - М.:Кнорус, 2021. - 634 с
10. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов/ Р.М. Нуреев. – М.: Издательство НОРМА, 2015. - 572 с.
11. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Д.Д. Москвина. - М.: Эдиториал УРСС, 2021, 528 с.
12. Россия в цифрах – 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.02.2021)
13. Сараев А.Р., Черкасов С.Н., Сахибгареева Э.Х. Исследование эластичности величины спроса относительно дохода потребителя при оказании платных стоматологических услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 11 (109). С. 14-21.
14. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение/ Д.Н. Хайман. – М., 1992.
15. Черкасов С.Н., Сахибгареева Э.Х., Брагин А.Ю. Анализ потребительского выбора как условие совершенствования ценовой стратегии медицинской организации // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2021. № 7. С. 112-120.
16. Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. Экономическая теория : учебное пособие. М. : КНОРУС, 2021. 264 с.
17. Шапиро С.А. Макроэкономика. Основы мировой экономики: учебное пособие / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева, Е.А. Марыганова и др. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2021.
18. Шулятьева Г.М. Эластичность спроса на продовольственный картофель по доходу и ее влияние на развитие отрасли // Успехи современной науки и образования. 2018. №6. Том 2. С. 13 – 15