Фрагмент для ознакомления
2
Математика является одним из основных школьных предметов, она формирует у учащихся навыки логического и абстрактного мышления, а также способности к анализу и решению задач. Однако в рамках обычной школьной программы не всегда обеспечивается полное сохранение всех аспектов данного предмета.
Внеурочная деятельность по математики – важное звено учебно-воспитательной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе.
В современном образовании внеурочная работа по математике играет значительную роль в формировании математической грамотности, развитии логического мышления, повышении интереса учащихся к предмету, а в 9 классе еще и в подготовке к основному государственному экзамену. Уровень успеваемости и понимания математики имеет важное значение для дальнейшего обучения и развития учащихся. Именно внеурочная работа по математике дает возможность углубиться в предмет, решать интересные задачи, создавать проекты и развивать свои математические способности. Актуальность темы внеурочной работы по математике для учащихся 8-х и 9-х классов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, мировые тенденции в образовании все больше предусматривают последовательное и самостоятельное обучение, навыки которого особенно полезны учащимся, продолжающим обучение в колледже или техникуме после сдачи основного государственного экзамена. Данные тенденции позволяет привить учащимся навыки креативности, аналитического и проблемного мышления. Внеурочная работа по математике способствует развитию таких навыков и созданию условий для самостоятельной работы и самостоятельного поиска решений в ходе выполнения заданий.
Во-вторых, стремительное развитие информационных технологий и цифровых ресурсов позволяет создать новые возможности для организации внеурочной работы в формате интерактивных заданий, онлайн-курсов и математических игр. Это способствует повышению изучению математики и созданию положительного отношения к этому предмету.
В-третьих, возможность заниматься внеурочной работой по математике дает учащимся закрепление полученного материала в рамках урока, а также расширение знаний в области математики за счет изучения более сложных и тем, которые не входят школьную программу.
Таким образом, изучение и организация внеурочной работы учащихся имеют актуальное значение в современном образовательном пространстве.
Цель исследования: изучение особенности организации внеурочной деятельности по математике в 8-9 классах.
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности по математике в 8-9 классах.
Предмет исследования: особенности организации внеурочной деятельности по математике в 8-9 классах.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие о внеурочной деятельности, ее формы и виды, значение в обучении и развитии школьников;
2. Рассмотреть программы и проекты организации внеурочной деятельности по математике;
3. Описать педагогические методики и подходы к организации внеурочной деятельность по математике;
4. Выделить особенности планирования и организации занятий во внеурочной деятельности по математике;
5. Рассмотреть ресурсы и условия реализации внеурочной деятельности по математике.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что примеры внеурочных заданий по математике могут быть использованы учителями при работе с обучающимися 8-9 классов.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Современная школа особое внимание обращает на важность внеурочной деятельности в жизни обучающихся, ведь успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий. Это деятельность, организуемая для удовлетворения потребностей, обучающихся школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Урочная и внеурочная деятельность должна составлять единую систему, а наличие обязательного статуса во всех классах учебного заведения должно подчеркивать его важность в современном образовании.
По определению Е.Н. Барышникова, мы рассмотрим особенности внеклассной деятельности как образовательного процесса [2].
Компоненты внеурочной деятельности как учебного процесса внеклассной работы сопоставимы с компонентами методической системы обучения А.М. Пышкало. Структурные элементы, которой являются целью образования, содержанием образования, формами обучения, методами обучения и средствами обучения. И в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативных документов эти компоненты должны соответствовать современной практике [1].
Целью внеурочной работы является достижение личных, метапредметных и объективных результатов обучения учащихся, в частности формирование универсальных учебных действий [1].
Специфика внеурочной деятельности может рассматриваться как средство школьной дезадаптации и как средство социального развития школьников.
Внеурочная деятельность является важным элементом целостной системы образования и воспитания. Под внеурочной деятельностью будем понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемую в формах, отличных, от урочной. Внеурочная деятельность, как и урочная, является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы [7].
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750 часов на уровне основного общего образования) [16].
Внеурочная деятельность и воспитание – это процесс целостный и одно не бывает без другого. Внеурочная деятельность всегда направлена на создание благоприятных условий для творческой деятельности школьников. Это способствует их успешной социализации в школе, в том числе и в начальной. По мере развития социализации детей обеспечивается их сотрудничество, которое возникает в процессе творческой работы. В дальнейшем это позволяет обеспечить самостоятельную творческую деятельность каждого ребёнка, в процессе чего удовлетворяется потребность личности в самореализации. Это позволяет развить стремление ребёнка к творческому восприятию мира, причём, именно в том направлении, к которому ребёнок тяготеет наиболее сильно, поскольку внеурочная деятельность имеет достаточно большое удовлетворить интерес каждого отдельно взятого ребёнка. В рамках внеурочной деятельности могут быть использованы многочисленные специализированные методики и технологии, призванные помочь детям принимать правильные решения в самых разнообразных ситуациях [2].
Понятие «внеурочные» указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др. [2].
Принципами организации внеурочных мероприятий школьников являются:
― соответствие возрастным особенностям обучающихся;
― преемственность с технологиями учебной деятельности;
― опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
― опора на ценности воспитательной системы школы;
― свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка [6].
В отличие от уроков для внеурочной деятельности характерны:
― добровольный характер участия обучающихся;
― отсутствие строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения;
― отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков;
― большая самостоятельность и инициативность обучающихся в выполнении внеклассных поручений [6].
В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, внеклассная работа выступает необходимым звеном в обучении, так как именно на начальной ступени образования закладываются основы познавательного интереса. Характер внеклассных мероприятий во многом зависит от школы и учителя. Занятие может быть оценено как положительно, так и отрицательно, это зависит от того, насколько интересно было проведено занятие. Интересно тогда, когда происходит расширение знаний, получаемых на уроках, решение занимательных задач, постановка опытов, строительство моделей.
§2. Формы и виды внеурочной деятельности для учащихся 8-х и 9-х классов
С началом организации внеурочной деятельности педагоги-практики разработали различные формы ее организации. В разные годы проводились олимпиады, кружки, устные журналы, неделя математики, внеклассный математический уголок, математические турниры.
Разнообразие форм внеклассной работы по математике, содержания, целей и задач этой работы объясняется неоднородностью состава участников (возраст, уровень образования, уровень развития языкового интереса, количество участников) ресурсами и педагогическими возможностями учителей.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по теме исследования, можно выделить группы форм внеклассной деятельности по математике:
- по способу подачи материала – письменные и устные (стенгазеты, листки, стенды);
- по частоте проведения – эпизодические (разовые) – викторины, вечера, конкурсы, олимпиады, конференции и систематические (постоянные) – кружки, клубы, стенная печать, элективные курсы, консультации;
- по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балк, М. Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике / М. Б. Балк. – М. : УЧпедгиз, – 1996. – 608 с.
2. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
3. Бекиш, М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности / М.А. Бекиш// Начальная школа. – 2021. – № 11. – 56 с.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2019. – 190 с.
5. Бухаркина, М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат. – М.: Издательский Центр «Академия», 1999. – 224 c. ISBN 5-7695-0811-6.
6. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с. ISBN 978-5-503-00157-0.
7. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. Енин, А.В. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. -288с.- (Современная школа: управление и воспитание). ISBN 978-5-408-02094-2.
8. Волков, И.П. Педагогические технологии / И.П. Волков. – М.: Просвещение, 2010. – 381 с. ISBN 978-5-93162-680-2.
9. Галич, Т. Н. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] / Т. Н. Галич, Ф. С. Газизова, П. И. Мухаметшина// Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85613/ (Дата обращения: 27.04.2024).
10. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2014. – №2.
11. Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы (MATHEDU’ 2023): материалы XII Международной научно-практической конференции в рамках IV Международного форума по математическому образованию (27 марта – 1 апреля 2023 г.) / отв. ред. Л.Р. Шакирова. – Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2023. – 451 с. ISBN 978-5-9690-1128-1.
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-926 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» // Вестник образования. – 2011. - №11.
13. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. 2013. №1. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 28.04.2024].
14. Сапожникова, Н.Е. Урочная и внеурочная деятельность по математике в условиях введения ФГОС ООО // Magister. - 2023. - №1(5). - с. 25- 30. - [Электронный ресурс]. URL: http:// magister-spb.ru/#vypuski (дата обращения 28.04.2024).
15. Ященко, О.И. Математические игры, победители и головоломки / О.И. Ященко, К.С. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2013. – 184 с.
16. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Математика. Программа для основной школы. - Москва: Просвещение, 2020.
17. Шайкина, В. Н. Внеурочная деятельность по математике как фактор развития познавательной активности обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № V8. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2018/186073.htm (дата обращения 28.04.2024.).
18. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1979. – С. 97.
19. Янушевский, В. Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5- 9 классы. Методическое пособие / В. Н. Янушевский — «ВЛАДОС», 2015.