Фрагмент для ознакомления
2
Сложность социальных структур основана на все более современных цифровых технологиях, которые вызывают экспоненциальный рост потоков данных, выдвигая на первый план проблемы формирования цифровой экономики. Важность текущих процессов позволила сформировать экономику нового типа, в которой взаимосвязь между производством, обработкой, хранением, передачей и использованием постоянно растущего объема данных приобретает все большее значение. Важность процесса позволяет говорить о совершенно новом типе экономики, где на первое место выходит взаимосвязь между производством, обработкой, хранением, передачей и использованием увеличивающегося объема данных. Полученные данные служат основой для экономического анализа, который изучает закономерности функционирования современных социально-экономических систем. По мнению некоторых экспертов, на данный момент хозяйствующие субъекты могут не владеть ресурсами, а скорее располагать данными об этом ресурсе и использовать их для планирования деятельности. Поэтому, с нашей точки зрения, «цифровая экономика» понимается как современный тип управления, характеризующийся основной ролью данных и методов управления в качестве ресурсов для принятия решений в производстве, распределении, обмене и потреблении. должно быть. Расширенный подход к этой концепции определяет, что цифровая экономика - это экономическое производство, использующее цифровые технологии. В мире, где более 40% населения пользуется Интернетом во всех сферах жизни, виртуальная торговля достигает невероятных масштабов.
Актуальность темы подчеркивает необходимость использования российскими компаниями цифровой среды. Исследователи согласны с тем, что с развитием интернет-коммуникаций современный клиент больше не ограничивается одним каналом или платформой для взаимодействия с брендом, чтобы обеспечить единый опыт работы с брендом для существующего клиента или потенциального покупателя. Современный уровень развития мировой экономики и общества характеризуется значительным влиянием, которое цифровизация оказывает на них. Новая тенденция глобального социального развития, пришедшая на смену информатизации и компьютеризации, характеризуется следующим: она основана на цифровом представлении информации, что ведет к повышению экономической эффективности и качества жизни как на уровне экономической и социальной жизни отдельных стран, так и всего мира. Всестороннее раскрытие характеристик цифровизации как современной тенденции развития мира включает в себя: сущность цифровизации, особенности цифрового представления информации, предпосылки и возможные положительные результаты цифровизации в России, взаимосвязь концепции цифровизации и цифровой экономики, вызовы, угрозы, возможные негативные последствия и риски цифровизации в России, метод измерения уровня цифровизации в конкретной стране. Он содержит описание текущей ситуации и проблем цифровизации российской экономики.
Объект исследования – рынок труда. Предмет исследования – влияние цифровизации промышленности на рынок труда.
Цель работы: анализ цифровой экономики и ее роли в управлении социально-экономическими отношениями.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть цифровизацию деятельности предприятий как способ наращивания конкурентоспособности;
исследовать особенности цифрового производства в промышленном секторе экономики;
привести характеристику рынка труда;
проанализировать функционирование рынка труда в условиях цифровизации;
Теоретическими и методологическими основами явились фундаментальные теории: институциональная теория, теория общественного выбора. Для решения поставленных задач в работе применялся институциональный подход для анализа, системный и статистический анализ для количественной оценки эффективности функционирования объекта исследования. В процессе написания работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод.
Информационной базой исследования явилась учебная и периодическая литература, монографии российских ученых, материалы специальных периодических изданий, а также данные объекта исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы, статистические данные, так и вторичный анализ результатов экономических исследований.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из двух глав, введения, заключения и библиографического списка.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИИ
1.1. Цифровизация деятельности предприятий как способ наращивания конкурентоспособности промышленных предприятий
Социальную жизнь современного человека, его деятельность, образование, личностное и профессиональное развитие уже немыслимо представить вне коммуникативных взаимодействий с информационной средой, и сейчас все чаще говорят, что это цифровая среда, в которой используются такие термины, как: информационное пространство, киберпространство, интернет-среда, медиапространство.
Цифровая среда - это система условий и возможностей, которая предполагает наличие информационно–коммуникационной инфраструктуры и предоставляет человеку набор цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностного и профессионального развития, решения различных бытовых и профессиональных проблем.
Цифровизация интегрирована во все области цифровых технологий, включая взаимодействие человека и промышленности, производство предметов домашнего обихода, детских игрушек, одежды, компьютерных сетей, физики и биологии. Цифровые технологии включают Интернет и сеть, роботизированные системы, искусственный интеллект, крупномасштабные информационные технологии, аддитивные технологии, которые представляют собой облачные вычисления, а также мобильные аппаратные технологии, биометрию, блокчейн. Потребитель цифровых технологий - это все человечество, процесс охватывает все страны, предприятия и граждан [23, с. 366].
Цифровизация является одним из основных факторов глобального экономического роста в ближайшие 5-10 лет. Новые продукты и услуги стимулируют спрос не только за счет экономии времени посредством добавления нового качества и новых цен, но и за счет повышения производительности и конкурентоспособности непосредственно на цифровой основе. Цифровая экономика - это экономика, в которой цифровая информация является основными факторами (инструментами): количеством, использованием ее ресурсов, производительностью и т. д.
Цифровое общество - это общество, которое ставит перед собой общие экономические и социальные цели для удовлетворения оперативных и эффективных потребностей общества в целом. Экономический сектор охватывает всю деятельность в области цифровой экономики: государственную и частную; финансовую, экономическую; и сектор товаров и услуг. Цифровой приоритет - это тенденция к развитию цифровых технологий, ключевым элементом процесса оцифровки является информация [25, с. 139].
Информационная среда - это совокупность (или система) условий и влияний, которые обеспечивают возможность удовлетворения потребностей человека в различных видах информационного взаимодействия с окружающей средой и с людьми, которые ее представляют.
Цифровая среда - это часть информационной среды, которая обеспечивает возможность удовлетворения потребностей человека в различных видах информационного взаимодействия с окружающей средой и представления их с помощью цифровых ресурсов (программ, платформ и т. д.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулич, М. В. Интернет-маркетинг : учебник для бакалавров / М. В. Акулич. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 352 с.
2. Алексеева, Н. В. Методы повышения эффективности продаж на основе аналитических компонентов интернет-маркетинга / Н. В. Алексеева, Н. В. Казакова, М. В. Сазонова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – С. 8-15.
3. Аранжин В.В. Глобальные тренды и тенденции в области занятости // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 1353-1372.
4. Багян, Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
5. Борщ Л.М., Жарова А.Р. Методология развития человеческого капитала с позиций цифровой экономики // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 11. – С. 2141-2158.
6. Васин, С. Г. Совершенствование подходов к защите конкуренции на цифровых платформах / С. Г. Васин, Е. А. Чичканова // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 92-94
7. Винарский, Я. С. Web-аппликации в интернет-маркетинге: проектирование, создание и применение : практическое пособие / Я.С. Винарский, Р.Д. Гутгарц. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 269 с.
8. Волохов, А. А. Каналы коммуникации с потребителями в интернете / А. А. Волохов // Путеводитель предпринимателя. – 2019. – № 42. – С. 67-72.
9. Голышев, А. О. Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики / А. О. Голышев // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 140-142
10. Днепров М.Ю., Михайлюк О.В. Цифровая экономика как новая экономическая категория // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1279-1294.
11. Егина Н.А. Социально-экономическая политика государства в условиях цифровой трансформации: зарубежный опыт и приоритеты России // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 10. – С. 2123-2132.
12. Лясников Н.В., Буркальцева Д.Д. Проблемы поддержания работы информационной инфраструктуры в рамках экосистемы цифровой экономики в условиях сбоев при использовании технологии блокчейн // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 219-230.
13. Макаров И.Н., Колесников В.В., Широкова О.В., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. О формировании модели «цифрового человека» («homo digital») и конкуренции социальных групп в условиях технологической трансформации повседневной реальности: взгляд экономической теории // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – с. 855-866.
14. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1443-1458.
15. Махмудова Г.Н., Гуломова Н.Ф. Раскрытие потенциала цифровой экономики в странах ЕАЭС: выявление и преодоление препятствий / Г.Н. Махмудова, Н.Ф. Гуломова // Economy. – 2023. – № 16 (4). – с. 7–25.
16. Мухин, В. Н. Современные тенденции развития цифровой экономики и ее влияние на предпринимательскую деятельность / В. Н. Мухин // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 523-526
17. Олейникова Ю.А. Вызовы и модели развития бизнеса в условиях прогрессии цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1415-1426.
18. Рогожина, Н. В. Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности / Н. В. Рогожина // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 258-260
19. Тагаров Б.Ж. Оценка уровня информатизации российских компаний // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 2203-2212.
20. Чувакина, А. П. Государственное регулирование цифровой трансформации экономики / А. П. Чувакина // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 104-109
21. Шахворостов Г. И., Чаплыгин Г. А. Цифровая трансформация в сфере здравоохранения в условиях коронавирусной инфекции / Г.И. Шахворостава, Г.А. Чаплыгин // Регион: системы, экономика, управление. – 2020. – № 3(50). – с. 136-142.
22. Панфилова Е.Е. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-tendentsii-razvitiya-farmatsevticheskoy-otrasli-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 04.05 2024)
23. Костин К.Б., Шанава Л.А. Ключевые тенденции развития российского фармацевтического рынка в условиях неопределенности // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 5. – С. 1639-1658.