Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования впервые основан на системном и активном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических и оздоровительных особенностей учащихся. ФГОС закладывает основу для нового образовательного содержания, которое выдвигает на первый план личность ребенка. Стандарт рассматривает личностные результаты социально и морально обусловленных внешних (поведенческих) и внутренних качеств человека (ценностей, убеждений, принципов).
Одним из основных факторов, способствующих формированию личностных результатов у младших школьников, является состояние здоровья учащихся.
Здоровье человека – довольно актуальная тема для разговоров всех времен и народов, и в XXI веке она становится первостепенной. Уже давно известен тот факт, что школьные нагрузки, которые с годами не уменьшаются, накладывают свой отпечаток на здоровье учащихся, стал неоспоримым фактом.
В настоящее время существует потребность в формировании бережного отношения к здоровью у младших школьников. Учащиеся не могут узнать о здоровом образе жизни без ценностной мотивации личности учащихся, например, с помощью игры. В процессе приобретения знаний учащиеся получают возможность осознать здоровье как главную ценность человеческой жизни и развить устойчивую мотивацию: заботиться о своем здоровье. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что, сохраняя здоровье наших учеников, мы заботимся о достижении высокого уровня формирования личностных результатов обучения.
Проблеме формирования бережного отношения к здоровью у младших школьников посвящены научные труды психологов Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева и других, педагогов К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.Г. Татарниковой, И. В. Журавлевой и других.
Важной частью здоровой работы школы является рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, способность длительное время поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное наступление утомления.
Цель исследования – изучение формирования бережного отношения к здоровью у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.
Объект исследования – процесс формирование бережного отношения к здоровью у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия и содержание работы формированию бережного отношения к здоровью у младших школьников.
Задачи:
1. Выявить сущность понятий «здоровье», «бережность», «бережное отношение».
2. Определить психологические и физиологические основы формирования бережного отношения к здоровью у младших школьников.
3. Рассмотреть педагогические условия формирования бережного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Разработать содержание работы по формированию бережного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Теоретическая значимость исследования – теоретическое исследование формирования бережного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Практическая значимость – сформулированные рекомендации могут быть использованы педагогами, студентами ВУЗов, учителями начальных классов, исследователями по данной теме.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования бережного отношения к здоровью у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира
1.1 Сущность понятий «здоровье», «бережность», «бережное отношение»
Улучшение состояния здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача нашего времени, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителя, наряду с родителями, медицинскими работниками, психологами и широкой общественностью, должны организовывать школьные мероприятия так, чтобы учащиеся улучшали свой уровень здоровья и заканчивали учебу здоровыми. При этом школа обязана формировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагоги должны иметь четкое представление о сути понятий "здоровье", которое широко используются в системе понятий современного образования. Четкого и полного определения понятия здоровья не существует. А.Д. Царегородцев считает, что "здоровье – это гармоничное протекание различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которых является согласованный обмен веществ внутри самого организма".
"Здоровье – это состояние организма, при котором он биологически цел, работоспособен, функции всех его компонентов и систем сбалансированы, нет болезненных проявлений. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям окружающей среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам", - В. И. Дубровский.
В. П. Трещеев определяет: "Здоровье – это процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной работоспособности, социальной активности с максимальной продолжительностью жизни". По мнению И. И. Брехмана, "здоровье – это способность человека сохранять возрастную стабильность в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации".
По данным Всемирной организации здравоохранения, "здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".
В обобщенном виде здоровье можно определить, как способность человека адаптироваться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним потрясениям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, повышать активность полноценной жизни, то есть обеспечивать свое благополучие. Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье. Их можно достичь их в первую очередь, постоянно поддерживая и укрепляя свое здоровье, соблюдая правила здорового образа жизни.
Анализируя понятие «бережность», нами было выявлено, что бережность – это моральное качество и отношение ко всем живым существам и миру, которое проявляется в особо утонченной чувствительности, доброжелательном внимании, заботливости, аккуратности и осторожности.
Бережность четко показывает границы, или диапазон частот, действий и состояний человеческого сознания. Это критерий высокого качества (качества) проявлений человека.
А.В. Гадаев утверждает, что бережность характеризуется пониманием того, что у всего в мире есть свое пространство и свой ритм. Это очень сложная концепция.
Изучая сущность понятия "бережное отношение", в первую очередь необходимо определить, что такое" отношения " в нынешних условиях.
На психологическом уровне проблема отношений подробно рассмотрена В. Н. Мясищевым, он определяет отношения как сознательную и активную систему временных связей человека с окружающей действительностью.
"Отношение – это философская категория, которая выражает характер расположения элементов определенной системы и их взаимозависимость; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, то есть выражение ее позиции; мысленное сравнение различных объектов или аспектов данного объекта".
Важной характеристикой отношений является осознанность. Она формируется на основе знаний и связана с опытом. Психологи говорят о сложном характере связей между знаниями и эмоциями: отношения не могут возникать только на основе знаний, но должны быть связаны с личным чувством, осознанием, пониманием объективности происходящего.
Формирование бережного отношения к здоровью или к объекту познания тесно связано с развитием системы стимуляции, всех ее составляющих. Осознание своего отношения к здоровью порождает соответствующие чувства и эмоции. Они, в свою очередь, дают стимул к деятельности и оказывают влияние на развитие личностной ориентации.
Отношения воплощаются в поведении, действиях, поступках человека. Познание мира, его эмоциональная оценка неизбежно приводят к определенного рода действиям. Итак, если человек знает правила хорошего тона, воспринимает их эмоционально, то испытывает определенное удовлетворение, соблюдая их, проявляя свое отношение к окружающим.
Бережность формирует такие качества, как милосердие, доброта, сострадание и ответственность.
Процесс формирования бережного отношения сопровождается различными формами поведения ребенка. Они могут служить критерием оценки образования ребенка. Осознание взаимосвязи проявляется в том, что дети могут объяснять или понимать объяснения взрослых, могут самостоятельно заниматься трудовой деятельностью или участвовать в совместных мероприятиях со взрослыми. Эта деятельность основана на знании потребностей живого организма. Их цель – сохранить здоровье. Полученные знания и навыки помогают сформировать негативное отношение к жестокости или неправильным действиям.
Важной составляющей бережного отношения является формирование у детей этических представлений о добре и зле.
1.2 Психологические и физиологические основы формирования бережного отношения к здоровью у младших школьников
Младший школьный возраст – это период развития ребенка, который соответствует этапу обучения в начальной школе. Хронологические границы данного возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально установленных сроков начального образования.
Поступление ребенка в школу ставит перед Учреждением ряд задач в период работы с младшими учениками: определить степень их подготовленности к обучению и индивидуальные особенности их деятельности, поведения, общения и психических процессов, которые необходимо учитывать в процессе обучения; при необходимости компенсировать возможные недостатки и повысить готовность к школе, тем самым предотвращая плохую адаптацию в школе; планировать тактику и стратегию обучения будущего ученика с учетом его индивидуальных способностей. Решение этих задач требует глубокого изучения психологических особенностей современных школьников, приходящих в школу с разным "багажом", представляющим комплекс психологических новообразований прошедшей возрастной стадии младшего школьного возраста. Как утверждает В. В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой образовательной деятельностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие/Ананьев, В.А- СПб.: Питер, 1998. –312 с.
Варламова С.И. Здоровье наших учеников / С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
Григорьев, Д.В., «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение//пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Григорьев, Д.В., Куприянов Б. В. – М.: Просвещение 2013.-223с.
Касперович, Е. В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Е.В. Касперович // Здоровый образ жизни : сб. ст. Вып. 3 / редкол. : В. М. Киселев (отв. ред.) [и др.]. - Мн. : БГУ, 2011. - С. 5-6
Крутиков, М.А. Подготовка будущего учителя к здоровьесберегающей деятельности в школе / Крутиков, М.А. // Школа: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. –Вып. 3. – Липецк: ЛГПУ, 2012.- 116с.
Плешаков, А.А. Поурочные разработки по предмету окружающий мир 4 класс:Пособие для учителя// -М.: Просвещение, 2012.-345с.
Плешаков, А.А. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений в 2 ч/Плешаков, А.А., 2015. – 1 – 4 класс.
Секач, А.С. Выбери здоровый образ жизни!. / А.С. Секач, И.М. Егорова. - Мн.: 2006. - 22 с.
Cмирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы.М.:АРКТИ,2011.-268с.
Товпинец И.П. Урок здоровья / И.П.Товпинец// Начальная школа, №6, 2010. с.48-49.
Федорова М.З., Кумченко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья. – М.: Вентана – Граф, 2003.
Федотова, О. Н., Окружающий мир. 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2. М.: 2009
Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха. – М., 1988. – 272 с.
Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье: методическое пособие/ Т.А. Шорыгина. - М.: TЦ Сфера, 2014. – 64с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://mon.gov.ru.
Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996 - 143с.