Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Балет «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина представляет собой важное культурное явление, связанное с советским балетным наследием. Второе рождение этого балета на сценах Советского Союза отражает изменения в художественной и культурной политике страны, а также показывает развитие хореографического искусства и балетной режиссуры. Анализ этого процесса поможет глубже понять эволюцию советского балета и значимость отдельных постановок. Тем самым можно обосновать актуальность выбранной нами темы.
Исследование ставит своей целью изучение второго рождения балета «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина на сценах Советского Союза, а также на анализ условий, способствовавших его успеху и влияния на дальнейшее развитие советского балета.
Задачи исследования:
1. Изучить историко-культурные и политические контексты, в которых происходило возрождение балета «Конёк-Горбунок».
2. Проанализировать хореографические и музыкальные особенности балета.
3. Исследовать реакцию критиков и зрителей на постановку.
4. Проследить влияние балета на дальнейшее развитие хореографического искусства в СССР.
5. Оценить значимость балета «Конёк-Горбунок» для современного балетного искусства.
Объект исследования: балет «Конёк-Горбунок» Родиона Щедрина на сценах Советского Союза в период его второго рождения.
Предмет исследования: художественное и хореографическое содержание балета, особенности его постановки и восприятие зрителями и критиками в контексте времени.
Методы исследования:
1. Историко-культурный анализ для изучения контекста возрождения балета.
2. Хореографический анализ для выявления особенностей постановки.
3. Анализ критической и зрительской рецепции через изучение рецензий и архивных материалов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут в формировании учебных программ по истории и теории балетного искусства, расширяя знания о советском балетном наследии. Анализ второго рождения балета может быть полезен современным балетмейстерам и хореографам для понимания приемов и методов, способствующих успешному возрождению классических постановок. Также работа может служить основой для последующих исследований в области советского балета и его влияния на современное искусство.
Раздел 1. Историко-культурный контекст создания балета
1.3. Исторические предпосылки создания балета. Советский Союз в период написания балета
На протяжении истории развития русского хореографического искусства, начиная с XVIII века и по наше время, многие хореографы и балетмейстеры обращались к национальному фольклору. Крупнейшие русские и советские хореографы И.К. Лобанов, А.П. Глушковский, А.А. Горский, М.М. Фокин, Ф.В. Лопухов, Ю.Н. Григорович и др. считали своим долгом изучать народную культуру и ее фольклорные традиции, что отразилось в разнообразном воссоздании фольклорно-сказочных образов на сцене. Отечественный опыт воссоздания фольклорно-сказочных образов средствами хореографического творчества имеет несколько этапов, неотделимых от истории и культуры нашей страны [22, с. 233].
В XX веке перечень фольклорно-сказочных образов на балетной сцене пополнили «Золотой петушок» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, «Снегурочка» Б.В. Асафьева, «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка» И.Ф. Стравинского, «Каменный цветок» С.С. Прокофьева, «Конек-Горбунок» Р.К. Щедрина и др. Поговорим о создании последнего подробнее.
Балет «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина, написанный в середине 20-го века, является ярким примером советской музыкальной культуры, где народные мотивы сочетаются с современными музыкальными идеями. Щедрин не только цитирует русские традиции, но и придает произведению свою авторскую интерпретацию с использованием новаторских композиторских приемов.
Родион Константинович Щедрин — выдающийся советский и российский композитор, пианист и педагог, чей творческий путь отмечен значительными достижениями в области симфонической, оперной, балетной и камерной музыки.
Первое крупное признание к Щедрину пришло с балетом «Конек-Горбунок» (1960), который получил большой успех и положительные отзывы критиков. Балет «Кармен-сюита» (1967), созданный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен», также принес композитору широкую известность. В творческую палитру Щедрина вошли и оперы. Опера «Не только любовь» (1961) обратила на себя внимание публики и критиков, а «Мертвые души» (1977) по мотивам поэмы Николая Гоголя утвердила композитора как одного из ведущих оперных авторов своего времени.
Щедрин также активно работал над симфоническими произведениями. Среди его наиболее значительных симфонических работ выделяются: Пять концертов для оркестра; Фортепианные концерты, включая Первый фортепианный концерт (1954) и Второй фортепианный концерт (1966).
Балет «Конёк-горбунок», являющийся объектом нашего изучения и основанный на одноимённой сказке русского поэта Петра Ершова, был впервые поставлен в 1960 году на музыку Родиона Щедрина.
Первый балет-посвящение гениальной балерине и своей будущей супруге Майе Плисецкой - «Конек-Горбунок» по сказке Ершова, Родион Щедрин написал по заказу Большого театра, будучи еще совсем молодым, только заканчивающим консерваторию композитором. Музыкальный спектакль «Конек-Горбунок» в исполнении амбициозных балетмейстеров постоянно расширялся за счет добавления музыкальных мелодий из сочинений Листа, Чайковского, Глазунова и других композиторов. Руководством Большого театра было принято решение о заказе новой музыки к балету «Конек-Горбунок». Ознакомившись с либретто, Р. Щедрин в короткие сроки пишет музыку к балету, и, как он сам признает, «поймал в свои музыкальные руки редкостную жар-птицу» - свою будущую жену и музу. Во многом создание балета таким, какой он в итоге получился, было продиктовано желанием сделать подарок для своей супруги Майи Плисецкой. Щедрин говорил об этом так: «Если бы у меня жена была певицей, я бы написал много вокальной музыки, как великий норвежец Григ, у которого жена была певицей. Сколько он написал гениальной вокальной музыки для своей жены! Так что жанр диктует и твоя семейная жизнь. Меня считают большим любителем балета. Но это не так. До сих пор балетоманом я себя назвать не могу. Я - Майяман» [8, 24-25].
Создание «Конька-горбунка» имело несколько историко-культурных предпосылок:
• Сказка «Конёк-горбунок» Петра Ершова, написанная в 1834 году, является одним из классических произведений русской литературы XIX века. Она сочетает в себе элементы народных сказок и авторское творчество. Богатство сюжета, характеристика персонажей и использование национального фольклора сделали эту сказку популярной основой для различных адаптаций, включая театральные постановки и мультфильмы.
• В XIX и XX веках наблюдался повышенный интерес к народным традициям и фольклору. В СССР этот интерес поддерживался на государственном уровне, так как такие произведения способствовали формированию национального самосознания и патриотизма. Превращение сказки Ершова в балет вписывалось в эту тенденцию, способствуя популяризации русской культуры и традиций.
• В период после Великой Отечественной войны советская власть активно развивала массовую культуру. Театр, балет и другие виды искусства получили значительные инвестиции. Создание нового балета по мотивам любимой народной сказки соответствовало целям этой политики.
• Композитор Родион Щедрин и хореограф Алексей Радунский стремились сочетать традиционные элементы русской музыки и танца с новаторскими подходами. Работа над «Коньком-Горбунком» дала им возможность проявить это стремление и создать уникальное произведение, привлекающее как любителей классики, так и ценителей новых форм.
• В советский период на сцене балета особенно ценились постановки с яркими сказочными сюжетами, богатыми характерами и красочными сценами. «Конёк-горбунок» Ершова идеально подходил для такой адаптации, предоставляя богатый и увлекательный материал для хореографа и композитора.
Создание балета «Конёк-Горбунок» стало результатом синтеза этих историко-культурных тенденций, сочетая литературное наследие, национальный фольклор и современное искусство того времени.
Балет «Конек-Горбунок» основан на одноимённой сказке Петра Ершова. Сюжет и либретто балета включают основные события и линии повествования, адаптированные для сценической постановки. Вот ключевые элементы сюжета, которые обычно входят в либретто балета:
1. Введение и знакомство с героями. История начинается в деревне, где живет простой крестьянский сын Иван и его два брата. Они сталкиваются с таинственными событиями на поле.
2. Поймать коня. Братья решают поймать коня, который по ночам топчет их пшеницу. Однако, только Ивану удается поймать его. В итоге Иван получает двух красивых коней и маленького, но умного и говорящего Конька-Горбунка.
3. Путешествия и приключения. Конёк-Горбунок становится верным спутником Ивана и помогает ему пройти через разнообразные испытания. Иван выполняет поручения царя, используя магические способности Конька.
4. Соревнования. Один из ключевых моментов - это когда Ивану предстоит выйти победителем из соревнований, организованных царем, где он участвует в разных конкурсах благодаря помощи Конька.
5. Царствование и испытания. Ивану удается выполнить несколько сложных заданий царя, включая задание привезти из подводного царства перстень.
6. Развитие любовной линии. Параллельно развивается романтическая линия, где Иван влюбляется в прекрасную Царевну.
7. Финал. В конце Ивану и Коньку удается побороть все трудности, и Иван женится на своей возлюбленной, а царь оказывается наказан за свои злодеяния. Все заканчивается счастливым финалом, в котором добро побеждает зло.
Эта структура позволяет хореографам и композиторам создать произведение, насыщенное танцевальными партиями, яркими персонажами и эмоциональными пикурами, что делает балет «Конек-Горбунок» интересным и динамичным спектаклем.
Балет «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина был написан в период, когда Советский Союз находился на стадии послесталинского развития после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Этот период, часто называемый «оттепелью», был временем значительных социальных и политических изменений. Сталин умер 5 марта 1953 года, и его смерть ознаменовала начало конца репрессивного сталинского
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абызова Л. И. Значение творчества балетмейстера И.Д.Бельского / Л. И. Абызова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 22, № 53. – С. 11-14.
2. Буланов С. А. "Конёк-Горбунок": актуальная комическая феерия / С. А. Буланов // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2021. – № 4(36). – С. 29-37.
3. Демченко, А. И. Пунктиром о творческом пути Родиона Щедрина прежних времён к 90-летию со дня рождения / А. И. Демченко // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : Сборник статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции, Тамбов, 17 февраля 2022 года / Отв. редактор О.В. Немкова. – Тамбов: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова», 2022. – С. 258-267.
4. Дяо Ч. Национальная самобытность музыкального языка Родиона Щедрина / Ч. Дяо // Музыкальная культура глазами молодых ученых : Сборник научных трудов / Россиискии государственный педагогическим университет имени А.И. Герцена. Том Выпуск 16. – Санкт-Петербург : Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2021. – С. 43-46.
5. Зайцева М.Л. Эксперименты в области музыкального звучания в камерно-инструментальном творчестве Родиона Щедрина // Traektoriâ Nauki = Path of Science. 2016. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimenty-v-oblasti-muzykalnogo-zvuchaniya-v-kamerno-instrumentalnom-tvorchestve-rodiona-schedrina (дата обращения: 30.05.2024).
6. Илянкина П. Ю. Юмор и фольклор в творчестве Родиона Щедрина / П. Ю. Илянкина // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание : Сборник статей и материалов / Сост. С.С. Наседкина, общ. ред. Е.А. Куштым. – Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2023. – С. 95-98.
7. Лебединская Н. В. К вопросу о значении русского балета в мировой музыкальной культуре / Н. В. Лебединская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 35. – С. 5-8.
8. Лях В.И., Шинкарева Е.А. Майя Плисецкая и Родион Щедрин: штрихи к семейному портрету // Культурная жизнь Юга России. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mayya-plisetskaya-i-rodion-schedrin-shtrihi-k-semeynomu-portretu (дата обращения: 29.05.2024).
9. Осокин М. Ю. К иппологии Петра Ершова: езда задом наперед и бесовский генезис конька-горбунка / М. Ю. Осокин // Культура и текст. – 2018. – № 3(34). – С. 22-30.
10. Панова Е. В. Балет "Конек-Горбунок" Цезаря Пуни: заимствования и цитирования музыкального материала / Е. В. Панова // Художественное образование и наука. – 2020. – № 4(25). – С. 139-148.
11. Романец М.С. «Автопортрет» Р. Щедрина в контексте смежных видов искусства // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtoportret-r-schedrina-v-kontekste-smezhnyh-vidov-iskusstva (дата обращения: 29.05.2024).
12. Ручкина О. С. О национальных истоках в творчестве Родиона Щедрина / О. С. Ручкина // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Самара, 11 апреля 2019 года / Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры»; под редакцией А.В. Лазанчиной. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2019. – С. 9-13.
13. Сидорова А. С. Специфика воплощения балетной музыки Р.К. Щедрина на сцене / А. С. Сидорова // Большая студенческая конференция: сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 05 мая 2023 года. Том Часть 1. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 233-237.
14. Сидорова А. С. Стилистические черты балетной музыки Р.К. Щедрина и ее воплощение на сцене / А. С. Сидорова // Этнос. Культура. молодежь : сборник статей XXVI межвузовской научной студенческой конференции, Смоленск, 04 мая 2023 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2023. – С. 150-155.
15. Синельникова О. В. Родион Щедрин: жанровые эксперименты и вариации на собственный стиль // МНКО. 2009. №7-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rodion-schedrin-zhanrovye-eksperimenty-i-variatsii-na-sobstvennyy-stil (дата обращения: 29.05.2024).
16. Синельникова О.В. Метаморфозы творчества Родиона Щедрина в начале XXI века // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metamorfozy-tvorchestva-rodiona-schedrina-v-nachale-xxi-veka (дата обращения: 30.05.2024).
17. Синельникова О.В. Поэтика русских традиций в творчестве Родиона Щедрина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-russkih-traditsiy-v-tvorchestve-rodiona-schedrina (дата обращения: 29.05.2024).
18. Синельникова О.В. Страницы русской истории сквозь призму жизни и творчества Родиона Щедрина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stranitsy-russkoy-istorii-skvoz-prizmu-zhizni-i-tvorchestva-rodiona-schedrina (дата обращения: 30.05.2024).
19. Синельникова, О. В. Родион Щедрин: «взгляд на мир с лукавинкой...» / О. В. Синельникова // Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика : Сборник статей по материалам очно-заочной IV Международной научно-практической конференции, Курск, 21–22 апреля 2018 года / Редактор-составитель Е.Н. Яковлева. – Курск: Курский государственный университет, 2018. – С. 6-12.
20. Сомова Н. М. Балет "Конёк-Горбунок" в постановке Д.А. Брянцева / Н. М. Сомова // Тезисы докладов ХХХХ научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа : Материалы конференции, Краснодар, 01 декабря 2012 года – 31 2013 года. Том Часть 1. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2012. – С. 224-225.
21. Тарасова С. В. Сказка А. Ратманского о волшебном Коньке / С. В. Тарасова // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. – 2019. – № 1(47). – С. 38-40.
22. Фетисова, Н. Е. Фольклорно-сказочные образы в хореографическом искусстве: историко-культурный аспект / Н. Е. Фетисова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 6(44). – С. 233-239.