Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-педагогическая деятельность учителя начальной школы обусловлена наличием неблагополучных семей, которые не могут создать благоприятных условий для воспитания и развития ребенка. К сожалению, число таких семей в России достаточно велико.
По данным, приведенным на портале Федеральной службы Государственной статистики, в 2017 году в Российской Федерации насчитывалось 37966 детей, родители которых лишены родительских прав; 9616 детей, родители которых ограничены в родительских правах. Велико число преступлений, сопряженных с насильственными действиями, совершенных в отношении члена семьи. В 2021 году число преступлений в семьях, совершенных в отношении детей, составляло 6323 (Приложение 1). [35]
Эти факты убеждают в том, что социально-педагогическая деятельность школы с неблагополучной семьей должна начинаться как можно раньше.
Ученые В.М. Целуйко, М.И. Буянова, А.Я. Варга, И.Ф. Дементьева, М.А. Галагузова, Б.Н. Алмазов, В.В. Юстицкис занимались исследованием проблем, которые возникают в неблагополучных семьях. Они изучали детско-родительские отношения в данных семьях, проблемы развития и воспитания детей, а главное – то, как влияет семья на данные процессы.
О семье как социальном институте и ее функциях в обществе - работы А.И. Антонова, С.И. Города, Ю.Г. Волкова, И.В. Гребеникова, Т.А. Куликовой, С.В. Ковалева, В.М. Медкова, Г. Харчева, С.Л. Рубинштейна.
Проблемы неблагополучных семей изучают следующие авторы: психологи: Г.Г. Бовкарева, А.И. Захаров, Ю.В. Колчагина; социологи: И.Ф. Дементьева, П.Д. Павленок; педагоги: Г.А. Карпова, Т.И. Шульга; социальный педагог: Г.Г. Зайдулина.
Все исследователи единодушны в том, что эффективность социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьёй во многом зависит от своевременно проведённой психолого-педагогической диагностики.
Актуальность проблемы и недостаточная реализация выделенного аспекта в системе профессиональной подготовки социальных педагогов определили выбор темы данного исследования: «Диагностика условий семейного воспитания детей в неблагополучной семье».
Цель исследования: выяснить взаимосвязь условий семейного воспитания с уровнем педагогической культуры родителей.
Объект исследования: педагогический процесс в начальной школе.
Предмет исследования: психолого-педагогическая диагностика условий семейного воспитания как компонент профессиональной деятельности учителя начальной школы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать неблагополучную семью как социально-педагогический феномен. Выявить факторы, определяющие неблагополучие семьи как воспитательного института.
2. Изучить и охарактеризовать психолого-педагогические диагностики исследования условий семейного воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Экспериментально апробировать несколько методик изучения условий семейного воспитания детей младшего школьного возраста.
4. Выяснить взаимосвязь благополучия условий семейного воспитания с уровнем педагогической культуры родителей.
Гипотеза исследования: в ходе исследования мы исходили из предположения о том, благополучие условий семейного воспитания детей в значительной степени определяется уровнем педагогической культуры родителей.
Методы исследования: теоретические: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования: эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Неблагополучная семья как социально-педагогический феномен в психологии и социальной педагогике. Неблагополучные семьи, понятие и характеристика
1.1 Функции семьи как социального института и фактора воспитания
Большая российская энциклопедия объясняет понятие семьи следующим образом: семья - это общественное учреждение, которое основано на заключении брака, родственных, имущественных и прочих связях. Члены семьи связаны общим жилищем и взаимной поддержкой. Как правило, в рамках семьи происходит размножение, воспитание и частичная социализация новых поколений. Проживание вместе и совместная собственность - типичные, но не всеобщие черты семьи [34].
Семья как социальный институт является одним из основных элементов социальной структуры общества. Она работает как некий механизм, выполняя значимые функции:
1) репродуктивная – воспроизводство в детях численности родителей: для того, чтобы в обозримом будущем (25 - 30 лет) в нашем государстве было жителей не меньше, чем проживает в настоящее время, важно, чтобы в семье было 2-3 ребенка;
2) воспитательная – непрерывный процесс социального и психологического воздействия на ребенка (или других членов семьи), направленный на формирование отдельных качеств и личности в целом.;
3) экономическая (или хозяйственно-бытовая) – ведение членами семьи общего хозяйства, формирование экономических связей; взаимопомощь и поддержка каждого члена семьи при возникновении экономических трудностей;
4) совместное проведение досуга и духовное общение – совместная деятельность членов семьи, взаимоотношения и помощь являются основным источником эмоционального удовлетворения и самореализации;
5) первичный социальный контроль – семья обеспечивает первичную регламентацию поведения членов семьи, их ответственности и обязанностей, поддержку обеспечения социальных санкций.
Семья дает и детям, и их родителям чувство безопасности и комфорта, она является основой для развития личности и установления социальных связей. Она способствует формированию ценностей и моральных установок у детей и является местом передачи знаний, культуры и национальных традиций. Семья также выполняет важную функцию стабилизации общества, обеспечивая трансформацию ценностей и норм общества.
Семья - это основа воспитания и развития личности ребёнка, от того, каков будет заложен фундамент, будет зависеть и дальнейшая судьба детей.
Главная характеристика семьи - это воспитательная среда, где живет и развивается ребенок. С младенческого возраста человек растет как существо социальное, для которого среда является и условием, и источником развития.
Семейная среда – это первая культурная ниша для детей, она включает в себя различного рода окружение: предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное. Родители в той или иной степени создают уникальную среду воспитания (например, обеспечивают полноценное питание, гигиенические условия, покупают книги, игрушки и пр., демонстрируют положительные примеры и образцы поведения). Продуманная воспитательная среда – это богатейший материал для развития мыслей, чувств, поведения ребёнка. От того, как она будет организована, будут зависеть и методы воздействия на ребенка, и их эффективность для его развития.
Семья предоставляет растущему человеку разнообразные модели поведения, на которые он в дальнейшем будет опираться, тем самым приобретая собственный социальный опыт. Опираясь на конкретные примеры, поступки и способы общения, он учится сравнивать и оценивать, выбирать и различать формы поведения, способы взаимодействия с окружающим миром. Тема самым воспитательная среда определяет первые очертания образа мира у ребёнка, формирует соответствующий образ поведения. Таким образом, исходя из имеющихся педагогических возможностей, семья формирует личность ребёнка. Это говорит о том, что семья является важным фактором воспитания.
В семье организуются разнообразные виды деятельности: предметная, игровая, трудовая, учебная, деятельность общения. Условие благоприятной деятельности – переживание ребёнком радости от её процесса, результата, полученного продукта.
В раннем возрасте дети очень зависят от родителей и окружающей их среды, поэтому семейное воспитание является важным фактором становления личности. Родители играют значительную роль в развитии характера своих детей, формировании их мировоззрения.
Основополагающим в семейном воспитании является пример родителей. Дети следуют по стопам своих родителей, наблюдая за их поведением и принимая его за стандарт поведения. Поэтому, например, когда родители являются примером гармоничного и здорового образа жизни, дети скорее всего будут принимать это в качестве стандарта для своей жизни.
Однако на современном этапе, некоторые семьи не способны выполнить свои функции на должном уровне. В результате общество сталкивается с рядом проблем, таких как увеличение числа разводов, детской бедности, пристрастия подростков и взрослых к наркотикам и алкоголю, угасания моральных ценностей. Таким образом, для поддержания и усиления роли семьи в качестве социального института, необходимо уделять большое внимание вопросам ее поддержки и защиты, а также обеспечению развития ее функций.
1.2 Характеристика неблагополучных семей в психологии и социальной педагогике. Различные подходы к их классификации.
Для построения грамотной социально-педагогической деятельности в классе учителю начальной школы необходимо прежде всего знать, чем характеризуется неблагополучная семья, изучить их типы и классификацию. Все это поможет организовать работу с семьёй, что в конечном итоге отразится на обучении и воспитании детей класса.
Четкого и ясного определения семейного неблагополучия нет ни в современном законодательстве, ни в научных публикациях. Авторы исследований о неблагополучных семьях вкладывают в это определение свою собственную интерпретацию и смысл.
В работах В.Г. Бочаровой проведена попытка определить понятие социального благополучия семьи. Согласно авторам, социальное благополучие представляет собой целостную систему национальных программ, ресурсов и услуг, которые поддерживают людей в удовлетворении своих социальных, экономических, образовательных, медицинских и прочих потребностей [22, с. 16].
Психологи понятие «неблагополучная семья» трактуют следующим образом.
Семья, в которой дети сталкиваются с неудобством, напряжением, недооценкой от взрослых, подвергаются насилию или жестокому обращению, можно определить как неблагополучную семью по мнению Ю.В. Корчагиной [9, с.24].
По пониманию Т.И. Шульги, неблагополучная семья - это такая, в которой ребенок испытывает отсутствие благополучия, где ему не оказывается должного внимания и заботы, не удовлетворяются его потребности, не защищаются его права и законные интересы. В данном случае, тип семьи (например, проблемная или экономически уязвимая) не имеет значения. Такая семья может быть как состоятельной, так и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
2. Василькова Ю.В. Методика т опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2010. – 160 с.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций//Василькова Ю.В., Василькова Т.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 440 с.
4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общеобразовательного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. - 45-49 с.
5. Головнева Е.В., Каюмова А.Я. Социально - педагогическая работа классного руководителя и социального педагога с неблагополучными семьями // В сборнике: Практическая педагогика и психология: методы и технологии. – 2016. – С. 91-94.
6. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними//Народное образование. – 1991. - №4. – с. 23-26
7. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов на Дону, 2005. – 287 с.
8. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2011.- 24 с.
9. Корчагина Ю.В. Неблагополучные семьи: факторы риска и методы работы. Методическое пособие по профилактике и преодолению жестокого обращения, девиантного поведения и алкогольной зависимости в семье. - Москва, 2008. - 159 с.
10. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько - М.: АРГУС, 2004. - 267 с.
11. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.— Москва: Академия, 2002.— 378 c.
12. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних [Текст]: Учеб. пособие/ И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. -288 с.
13. Новикова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях [Текст] / Ю. А. Новикова // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 804-806.
14. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Мысль 2013. - 268с.
15. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 2003
16. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
17. Райгородский, Д.Я. Психология семьи [Текст]. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2012. - 752 с.
18. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. М. И. Рожков. — Москва: Владос, 2006. — 239 c.
19. Саблина Л.С., Гомонов Н.Д., Баженов А.В. Криминогенное поведение несовершеннолетних / под общ. ред. В.П. Сальникова. - Санкт-Петербург: Фонд «Университет», 2003. - 351 с.
20. Смирнова, Е. О. Структура и динамика родительского отношения [Текст] / Е.О. Смирнова Е. О // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 67.
21. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой – М., 2008. – 323 с.
22. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. - Санкт-Петербург, 2000. - 512 с.
23. Султанова, Т.А. Работа с неблагополучными семьями [Текст]. Методическое пособие – Уфа, 2012. 211с. Худасова О.Г., Выродова И.Г., Выродова Л.В. Специфика работы классного руководителя с проблемными семьями // В сборнике: Личность как объект психологического и педагогического воздействия. – 2016. – С. 157-159.
24. Телина, И. А. Социальная педагогика: учебное пособие / И. А. Телина. – Орск: Издательство ОГТИ, 2010 – 190 с.
25. Худасова О.Г., Выродова И.Г., Выродова Л.В. Специфика работы классного руководителя с проблемными семьями // В сборнике: Личность как объект психологического и педагогического воздействия. – 2016. – с. 157-159.
26. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
27. Целуйко, В.М. Понятие и типы неблагополучных семей [Текст] / Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. -С. 75.
28. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко. — Москва: Владос, 2006. — 287 c.
29. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. // М.В. Шакурова – 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 201 с.
30. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]. М.: Академический проект, 2008. – 85 с.
31. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие: М.: Дрофа, 2015. — 254 с.
32. Шульга Т.И., В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2009
33. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф.// Социально-педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд., испр. и доп.- М.:Academia, 2008. –256 с.
34. Юстицкас В.В. Неблагополучная семья. М.: Наука, 2018.
35. Большая Российская энциклопедия (2004 – 2017) // Семья. URL: https://old.bigenc.ru/law/text/3547965 (дата обращение 21.10.2023)
36. Федеральная служба государственной статистики // Семья, материнство, детство. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения 21.10.2023)
37. Шульга. Работа с неблагополучной семьёй. – М., 2007.- 254.с.
38. Банк диагностик «Выявление неблагополучной семьи» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/bank-diagnostik-vyyavlenie-neblagopoluchnoj-semi-5567739.html (дата обращения 11 марта 2024 г). Пример оформления Интернет-источника.
39. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003. - 192 с.
40. В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М., Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.
41. Федеральный закон №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
42. Плоткин М. М., Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. – 2020. – №1. – С. 47-51.
43. Дементьева, И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2011. - №6. - С. 99-106.
44. Формирование педагогической культуры родителей дошкольников путём взаимодействия ДОУ с семьёй // Официальный сайт Челябинского Института Образования : сайт. – URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/391/3915676815f7f31d5f386710f4b4eac6.pdf#:~:text=Педагогическая культура родителей – это,верные решения в нестандартных ситуациях (дата обращения: 03.05.2024)