Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» повышение качества жизни населения, снижение бедности, рост продолжительности жизни, защита и поддержка материнства, детства относятся к приоритетным задачам современного этапа развития нашего государства. В решении данных задач большая роль принадлежит субъектам Российской Федерации. Важнейшее значение эти приоритеты имеют и для Московской области.
Зачастую работодатели не могут найти на рынке подходящего специалиста, поэтому нанимают людей, не обладающих необходимой компетенцией, и инвестируют в их переподготовку. В свою очередь, государство выделяет финансовые ресурсы на подготовку специалистов, чьи навыки и компетенции не соответствуют требованиям рынка. Образовательные организации готовят кадры для удовлетворения текущих потребностей экономики, которые могут кардинально измениться к моменту окончания обучения студента. Работодатели, в свою очередь, недостаточно осведомлены о том, какие компетенции понадобятся работнику через четыре-шесть лет.
Целью работы является исследование права и организация социального обеспечения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы права и организации социального обеспечения;
- провести анализ практики развития социального обеспечения на примере Московской области;
- определить перспективы развития отдельных направлений социального обеспечения.
Объектом исследования является социальное обеспечение населения.
Предмет исследования – практика социального обеспечения населения Московской области.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные источники информации: научная и учебная информация, периодические издания, информационные ресурсы сети Интернет. В работе были использованы методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение), методы статистической обработки информации.
Информационной основой работы послужили нормативно-правовые акты в области осуществления государственных и частных инвестиций, статистические данные Росстата России и иных ведомств.
Методологической основой исследования выступают исходные принципы познания (научная объективность, системность и др.); логические приемы и операции (анализ, синтез, определение и др.); различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод регулирования, сравнительный, функциональный.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы права и организации социального обеспечения
1.1. Становление системы социального обеспечения населения в России
Функциональность гражданина, его способность вносить свой вклад в достижение стратегических геополитических целей – вот что составляет ее стержневое содержание. Поддержание же тех, кто не в состоянии внести ничего в обеспечение эффективности государственной экспансии, возлагается на самих граждан. Так, например, в России силами крестьянской общины строятся мельницы, школы, общественные магазины, склады, амбары, ремонтируются дороги, возводятся церкви, дома для священников. В обязанности той же общины лежит заготовка дров для церквей, сельских больниц; она занимается содержанием нетрудоспособных, вдов и сирот. Община же в порядке взаимопомощи строит дома для погорельцев, распахивает поля сельчанам, у которых пала лошадь или у кого мужчины были призваны на военную службу .
И все же мысль о том, что обеспечение социально незащищенных – это не милость и не подаяние сильных, но прямая обязанность центральной власти, постепенно завоевывает общественное сознание. Под ее влиянием к концу XVII в. государственная политика постепенно начинает заменять главенствующую роль церкви в вопросах заботы о нуждающихся. Так, в России в 1715 г. открываются первые воспитательные дома для детей-подкидышей. При Екатерине II для открытого ею в 1764 г. воспитательного дома в Москве была уже разработана специальная воспитательная программа, впитавшая лучшие идеи Просвещения в 1806 г. появилось первое в России учебное заведение для детей-инвалидов – училище глухонемых. к началу ХХ в. в Москве существовало 628 благотворительных заведений, из них 427 для взрослых, 201 для детей, в том числе богаделен, приютов 239.
Возникают первые системы обеспечения старости; сначала они основываются на добровольных фондах взаимопомощи, которые организуются гильдиями и рабочими объединениями к слову, впервые такая схема возникает в России: в XVIII в. здесь появляются эмеритальные кассы; сначала они существуют только при военном ведомстве, затем распространяются повсеместно. Прекрасным примером формирования негосударственной отраслевой системы пенсионного обеспечения может служить пенсионная система железнодорожного ведомства. В XIX столетии начинают складываться системы пенсионного обеспечения старости, которые организуются и регулируются государством.
В начале ХХ в. советская Россия избирает свой особый путь разрешения противоречия между трудом и капиталом, основанный на теории марксизма-ленинизма . Доктринальным обоснованием права на социальное обеспечение в условиях централизованного государственного регулирования советского типа стала, по сути, юридико-позитивистская теория прав человека. Советское право социального обеспечения сформировалось исключительно как публичная отрасль права. Оно имело однородный предмет и метод правового регулирования, единые принципы государственной системы социального обеспечения, системы государственного уравнительного распределения. В советский период социальная сфера находилась под жестким государственным контролем. Основной функцией социалистического права являлось регулирование меры труда и меры потребления.
В советский период общественная благотворительность по необходимости имела место только в годы гражданской войны и военного коммунизма фактически при отсутствии социального страхования. Это же можно сказать и об общественном призрении, которое было жестко централизовано и сводилось в основном к натуральному снабжению некоторых категорий, нуждающихся по классовому и производственному принципу. Дореволюционные общественные благотворительные организации были распущены уже в конце 1917 г., а новые в большинстве своем просуществовали до начала 30-х гг. ХХ в. Государственное финансирование всех органов призрения с приматом классового подхода и экономической целесообразности деформировали общественное призрение и благотворительность, а затем свели последнее из них на нет.
В начале 60-х гг. ХХ в. правящей Коммунистической партией Советского Союза было выдвинуто положение о переходе от диктатуры пролетариата к общенародному государству, что и получило легальное закрепление в Конституции 1977 г. Именно в этот период можно уже говорить о поступательном развитии теории и практики права социального обеспечения. Во-первых, была обоснована самостоятельность отрасли советского права социального обеспечения в системе советского права .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства Московской области от 17 января 2017 года № 19/2 «Об утверждении Положения о Министерстве экономики и финансов Московской области и внесении изменений в Положение о Министерстве инвестиций и инноваций Московской области» - URL: https://www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства Московской области от 28.12.2018 № 1023/45 «О Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года» - URL: https://www.consultant.ru.
3. Антонова Г.В. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса / Г.В. Антонова // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 35-40.
4. Буренкова Н.В. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании: монография / Н. В. Буренкова, Т. В. Данилова, М. С. Сидорина [и др.]. – Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. – 220 c.
5. Ведяева Е. С. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Е. С. Ведяева, А. А. Гребенникова. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 166 c.
6. Давыдова Ю.А. Национальный проект «Образование» и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования / Ю.А. Давыдова // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3 (25). – С. 228-242.
7. Ключенко Т.И. Соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» как один из исходных ориентиров при проектировании гуманитарной образовательной среды в вузе культуры и искусств / Т.И. Ключенко - URL: http://region.edu3000.ru/favorite.htm
8. Москвин С. Н. Управление человеческими ресурсами в образовательной организации : учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 142 с.
9. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2021 году. Информационный бюллетень. – М.: МИРЭА. - Российский технологический университет, 2022. – 39 с.
10. Обревко Е. Д. Оценка качества общего образования как государственная проблема в Российской Федерации / Е. Д. Обревко, С. Ю. Сергеева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 169-172.
11. Ольшевская Т.Ю. Государственная политика в сфере управления качеством образования / Т.Ю. Ольшевская // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 1. – С. 7-10.
12. Осипова М.Б. К проблеме создания системы школьной оценки качества образования / М.Б. Осипова // Научный журнал «Дискурс». – 2018. - №1(15). С. 95-110.
13. Официальный сайт госуслуг Московской области - URL: https://uslugi.mosreg.ru (дата обращения: 25.10.2023).
14. Официальный сайт Министерства экономики и финансов Московской области - URL: https://mef.mosreg.ru.
15. Официальный сайт Правительства Московской области - URL: https://mosreg.ru.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Р32 Стат. сб. Росстат. - М., 2022. - 1242 с.
17. Скуба Ю.Ю. Особенности восприятия системы здравоохранения в массовом сознании россиян / Ю.Ю. Скуба // Управление здравоохранением. – 2019. – №3. – С. 89-97.
18. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 186 с.
19. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области - URL: https://77.rosstat.gov.ru
20. Шабалин Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства / Ю.Е. Шабалин - URL: http://region.edu3000.ru/favorite.htm.