Фрагмент для ознакомления
2
На рассматриваемом рынке данного рода формы и выступают в качестве основы - неценовая конкуренция между рыночными субъектами выступает на передний план. Помимо рынка фаст-фута к монополистической конкуренции можно отнести рынки одежды, ювелирных украшений и пр.
Характеристики монополистической конкуренции можно разделить на несколько частей.
Сначала можно отметить, что дифференциация продукта включает в себя как внутренние, так и внешние различия. Внутренние различия заключаются в качестве, возможностях [35, с.167]. Внешние отличия заключаются в упаковке, рекламе и так далее. Более того, потребление фирм и отраслей промышленности больше. Кроме того, компаниям легче выходить на рынок из-за отсутствия необходимости в слишком больших инвестициях и высоких технологиях.
Также, производители оказывают незначительное влияние на цены, что обуславливает высокое влияние в краткосрочной перспективе и низкое - в долгосрочной [9, с.11]. Наконец, они сталкиваются с нисходящим участком его кривой, что означает, что эластичность меньше, чем на рынке совершенной конкуренции, и больше, чем на чисто монопольном рынке.
Монополистическую конкуренцию также называют несовершенной конкуренцией, которая сочетает в себе характеристики как совершенной конкуренции, так и монополии. В условиях совершенной конкуренции товары и услуги идентичны, так что фирмы могут свободно входить на рынок. Напротив, у чистой монополии есть только один продавец, потому что их товары уникальны, а фирмы, обладающие монопольной властью, являются производителями цен. В отличие от этих двух структур, монополистическая конкуренция между ними имеет свои особенности [21, с.263].
Долгосрочная перспектива определила, что в течение длительного периода времени весь масштаб производства может варьироваться. Нормальная прибыль - это минимальная сумма, необходимая для поддержания фирмы на ее текущей производственной линии. Монополистическая конкуренция в долгосрочной перспективе позволяет фирмам входить и выходить до тех пор, пока они не получат ровно нулевую экономическую прибыль. Существование фирмы сверх нормальной прибыли дает гораздо больше свободы тем, кто хочет войти в отрасль, а затем конкуренция заставляет фирмы получать нормальную прибыль в долгосрочной перспективе [24, с.44].
Чтобы проанализировать цифры, во-первых, потребители должны платить более высокую цену, чем та, которую платят в условиях совершенной конкуренции, потому что кривая средней стоимости находится выше минимальной точки. Во-вторых, цена превышает предельные издержки, что приводит к увеличению прибыли монопольно конкурирующей фирмы [13, с.60]. В-третьих, в долгосрочной перспективе в условиях монополистической конкуренции возникает избыток мощностей, который показывает, что кривая средних затрат является касательной к кривой спроса, является сбалансированной точкой. Эта ситуация приводит к смещению кривых спроса и предельного дохода влево.
В то же время рыночная система достигает равновесия, которое иллюстрирует отсутствие поощрения для новых фирм к входу и отсутствие поощрения для бывших компаний к выходу.
Что наиболее важно, так это проанализировать процесс монополистической конкуренции в долгосрочной перспективе. Существует объяснение, иллюстрирующее, что сверхприбыли побуждают другие фирмы выходить на рынок, поскольку барьеры невелики, другие производители могут за счет имитации и инноваций начать получать прибыль, рынок сталкивается со снижением спроса. В результате кривая совершает движение для того, чтобы стать более упругой и гибкой [29, с.211].
Можно предположить, что кривая затрат не подвержена изменениям, и если переместить кривую спроса в точку равновесия, которая является касательной к средним затратам, до тех пор, пока цены не сравняются с затратами, то это приведет к прибыли в состоянии долгосрочного равновесия, равного нулю [27, с.30].
Существует множество возможных причин, по которым монополистическая конкурентная рыночная структура может приносить только нормальную прибыль. Например, в первую очередь, основной причиной этого является увеличение предложения, но в то же время спрос на товары или услуги остается на прежнем уровне, поэтому в отраслях наблюдается избыток. Чтобы продать продукцию, поставщик снизит цену, что может дать ему шансы привлечь потребителей и свести потери к минимуму [26, с.200].
Когда цены падают так же, как и себестоимость, фирмы могут просто получать нормальную прибыль.
Кроме того, все больше и больше фирм входят в рыночную систему, потому что это легко и без барьеров, так что фирмы просто поступают, как другие бывшие фирмы, с течением времени никакие инновации не приводят к тому, что у потребителей больше нет спроса на товары, что также приводит к снижению цен. Кроме того, в долгосрочной перспективе, с одной стороны, фирмы не могут легко отказаться от большого объема инвестиций. С другой стороны, фирмам необходимо изменить все факторы производства, чтобы получить больше мощностей, что очень сложно.
И последнее, но не менее важное: хотя продукты монополистической конкуренции отличаются друг от друга, они все равно могут заменять другие продукты. Если появятся другие фирмы, которые могут производить товары более высокого качества, люди с большей вероятностью будут покупать. В этой ситуации старым фирмам необходимо снизить свою цену, чтобы они могли убедиться, что их потери минимальны.
Компания, просто получающая нормальную прибыль, может продолжать свой бизнес.
Ключевыми моментами для поддержания баланса являются то, что кривая спроса является касательной к средней стоимости. Например, рынок недвижимости сейчас относится к монополистическому конкурентному рынку. Существует много видов рынка недвижимости, которые отличаются друг от друга, но все же имеют некоторое сходство [17, с.7].
На этих рынках, которые имеют меньшие различия друг между другом, будет больше конкуренции. Большинство продавцов недвижимости пытаются получить власть, близкую к монополии, что может еще больше снизить конкуренцию.
Изменить качество товара и повысить его продвижение - это два метода, которые всегда наблюдаются в обществе. Но только в краткосрочной перспективе они могут получить ненормальную прибыль, если только не станут чистой монополией.
Таким образом, можно сказать, что монополистическая конкуренция - это особая структура рынка, связанная с его особенностями и характеристиками. Прибыль, которую они могут получить в долгосрочной перспективе, - это всего лишь нормальная прибыль, которая зависит от вышеуказанных причин. Это естественный процесс и явление.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Эксмо, 2024. – 41, [1] с.
2. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции [Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 июл. 2006 г. : по состоянию на 19 апр. 2024 г.]. – М. : Кодекс, 2023. – 112, [1] с.
Монографии, учебники, учебные пособия
3. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст]: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – М/: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
4. Ким, И.А. Микроэкономика [Текст]: учебник и практикум / И.А. Ким. – М.: Юрайт, 2023. – 348с.
5. Кириллова, А.И. Микроэкономика [Текст]: учеб. пособие / А.И. Кириллова. – М.: Прометей, 2023. – 108с.
6. Маховикова, Г. А. Микроэкономика. Продвинутый курс [Текст]: учебник и практикум для магистров / Г.А. Маховикова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 322с
7. Розанова, Н.М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1 [Текст]: учебник для вузов / Н.М. Розанова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - 345 с.
8. Рубин, Ю.Б. Основы предпринимательства [Текст]: учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: Университет Синергия, 2020. - 518с.
Статьи в периодических изданиях и сборниках
9. Абаев, Ш. Особенности формирования цен на различных типах рынков [Текст] / Ш. Абаев // Вестник науки. – 2023. – Т.2. - №5. – С.10-13.
10. Блохина, М.Д. Ценовые стратегии фирмы в условиях несовершенной конкуренции [Текст] / М.Д. Блохина // Бизнес и общество. – 2023. - №3. – С.16-19.
11. Ван, Х. Современная трансформация и новое развитие российской системы конкурентного права [Текст] / Х. Ван // Юридическая наука в Китае и России. – 2022. - №5. – С.147-155.
12. Вишневер, В.Я. Эволюция теоретических взглядов на рыночную конкуренцию [Текст] / В.Я. Вишневер // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2023. - №1-1. – С.359-363.
13. Газизова, Т.Р. Дифференциация продукции и конкуренция: анализ влияния на рыночное равновесие [Текст] / Т.Р. Газизова // Тенденции развития науки и образования. – 2024. - №105-4. – С.59-61.
14. Гепалов, В.С. Формирование новых монополистических рынков [Текст] / В.С. Гепалов // Научный вестник Центрального Черноземья. – 2022. - №2-4. – С.115-119.
15. Гордеева, У.С. Основы теоретического понимания конкуренции [Текст] / У.С. Гордеева // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т.1. - №22. – С.133-136.
16. Дмитриева, А.И. Правовые формы ограничения монополистической деятельности недобросовестной конкуренции [Текст] / А.И. Дмитриева, А. мирзаева // Студенческий вестник. – 2022. - №44-4. – С.19-22.
17. Женжебир, В.Н. Сущность и роль конкуренции в условиях рыночной экономики [Текст] / В.Н. Женжебир, О.В. Черкасова, О.А. Полянская, М.А. Кайтова // Эконоимка и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т.1. - №1. – С.5-10.
18. Калитова, Л.А. проблема роли конкуренции в развитии экономики [Текст] / Л.А. Калитова // Студенческий. – 2021. - №16-4. – С.105-106.
19. Колесникова, Ю.Ф. Причины перехода от свободной конкуренции к монополистической [Текст] / Ю.Ф. Колесникова // Эпоха науки. – 2023. - №33. – С.101-103.
20. Копылова, А.А. Рыночная конкуренция. Методы конкурентной борьбы [Текст] / А.А. Копылова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1. – С.264-266.
21. Коросткина, Э.С. Особенности монополистической конкуренции и их проявления [Текст] / Э.С. Коросткина // Опыт и проблемы реформирования системы менеджмента на современном предприятии: тактика и стратегия: сборник статей XXII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: ПГАУ, 2023. – С.262-265.
22. Лифшиц, А.С. Конкурентоспособность предприятий в кризисных условиях: оценка и резервы роста [Текст] / А.С. Лифшиц, А.А. Жерелова // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2020. – №2 (44) – С. 31-39.
23. Мысаченко, В.И. Предприятия в условиях рынка несовершенной конкуренции [Текст] / В.И. Мысаченко, М.С. Власов // Вестник Национального института бизнеса. – 2023. - №1. – С.101-104.
24. Мягков, А.С. Рынок монополистической конкуренции [Текст] / А.С. Мягков // Студенческий вестник. – 2023. - №46-8. – С.44-45.
25. Низамов, Д.И. Теория конкуренции: история развития представлений о моделях рынка [Текст] / Д.И. Низамов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. - №8. – С.292-298.
26. Никонец, О.Е. BIGTECH – главный конкурент традиционных банков [Текст] / О.Е. Никонец, А.В. Новиков // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях: материалы II междун. науч.-практ. конференции. – Брянск: БГУ им. ак. И.Г. Петровского, 2020. – С.197-202.
27. Очак П.К., Мамий С.А. Конкуренция и монополия [Текст] / П.К. Очак, // Colloquium-Journal. – 2021. - №10-2. – С.29-31.
28. Потапенко, А.В. Эволюция взглядов на категорию «конкуренции» [Текст] / А.В. Потапенко // Проблемы современной экономики. – 2023. - №4. – С.62-65.
29. Савельев, А.И. К вопросу о монополистической и несовершенной конкуренции [Текст] / А.И. Савельев, В.Я. Вишевер // Экономика и предпринимательство. – 2023. - №5. – С.210-212.
30. Хамраев, М. Ммикроэкономика [Текст] / М. Хамраев // Матрица научного познания. – 2024. - №2-2. – С.152-154.
31. Цирихова, А.Р. Рынок совершенной конкуренции: преимущества и недостатки [Текст] / А.Р. Цирихова // Учет и контроль. – 2022. - №10. – С.33-36.
32. Чумурунова, Д.О. Конкуренция и монополистическая деятельность: сравнительный анализ [Текст] / Д.О. Чумурунова, Н.Ю. Егорова // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2022. - №3. – С.130-139.
33. Шлеенко, А.В. Инновации на рынке монополистической конкуренции: современное состояние проблемы [Текст] / А.В. Шлеенко // Экономические и гуманитарные науки. – 2021. - №7. – С.3-8.
34. Щевелев, А.И. Эволюция взглядов на сущность конкуренции в работах классиков экономической науки [Текст] / А.И. щевелев // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2023. - №3. – С.22-25.
35. Ягшыев, А. Монополистическая конкуренция в экономике [Текст] / А. Ягшыев, А. Аразов // Ceteris Peribus. – 2023. - №3. – С.166-169.