Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значение быстроты в вольной борьбе чрезвычайно велико, как и в остальных видах спорта. Быстрота - одно из важнейших физических качеств борца и любого спортсмена в целом. Наличие хорошей быстроты является необходимым условием для успешного овладения и совершенствования техники и тактики борьбы, а также повышения уровня спортивного мастерства в целом.
Борцы, обладающие высокой быстротой движений, как правило, проявляют большую находчивость, умеют мгновенно переключаться с одного действия на другое, легко выходят из опасных положений и редко попадают в них, действуют решительно, уверенно и смело. Такие борцы обладают уверенностью, смело идут на обострение борьбы и риск, так как, имея превосходство в координации, опережают своими действиями действия противника. Чем выше уровень развития быстроты у борца, тем больше у него открываются возможности для всестороннего развития техники и тактики, тем опаснее он для противника.
Большинство тренеров в своей практике условно подразделяют борцов на группы. Одна группа - это борцы, у которых хорошо развиты сила и выносливость. Функциональные возможности их организма находятся на высоком уровне. Недостатки в технике и тактике тренеры компенсируют хорошей физической подготовленностью. Ко второй группе относят борцов, обладающих хорошими координационными возможностями, ловкостью, быстротой реакции, высокой мышечной активностью. Недостаток в силе и выносливости борцы компенсируют высокой техникой.
На сегодняшний день было проведено множество разных исследований, но ни одно из них не дает точных сведений о средствах и методах развития быстроты в вольной борьбе. Часто исследования носят спорный характер и отличаются друг от друга, что доказывает сложность и многообразие форм проявления быстроты в вольной борьбе..
В этом и заключен самый важный акцепт научной актуальности исследуемой проблемы.
Предпосылки для исследования данной проблемы создают работы ряда авторов: Лях В.И., Холодов Ж.К; Фарфель В.С. и другие.
Гипотеза исследования предполагается, что экспериментальная методика будет способствовать развитию быстроты у детей 10-11 лет посредством подвижных игр на занятиях вольной борьбой.
Цель исследования - обосновать теоретические и методические основы развития быстроты в вольной борьбе.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования –развитие быстроты и формы ее проявления в вольной борьбе.
Задачи исследования.
1. Провести обзор научной литературы по теме средства и методы развития быстроты в вольной борьбе и формы ее проявления.
2. Обозначить методы и организацию исследования.
3. Разработать экспериментальную методику
4. . Провести сравнительный анализ результатов применения экспериментальной методики в конце исследования
Методы исследования:
- анализ литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- экспериментальное исследование;
- обработка и интерпретация данных.
Научная новизна работы – результаты исследований позволяют расширить имеющиеся представления о влиянии подвижных игр на развитие быстроты в вольной борьбе.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании методики развития быстроты при одновременном увеличении интереса к игровым видам спорта, как доступным средством обучения основным жизненно важным движениям на учебно-тренировочных занятиях вольной борьбой.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных средств, форм и методов развития быстроты в вольной борьбе посредством подвижных игр.
Данная методика может быть рекомендована для применения на занятиях в секциях, в образовательных организациях, на занятиях вольной борьбой, в системе повышения квалификации для педагогов и учителей физической культуры общеобразовательных школ города.
Структура: состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.2. Особенности формирования быстроты как физического качества
Развитие такого физического качества, как быстрота, зависит от системы эффективных методов проведения занятий. Все это требует тщательного подбора методов подготовки, обеспечивающих поддержание высокой спортивной формы в процессе соревновательной деятельности борцов . В силу указанных причин разработка методических пособий и рекомендаций является актуальной.
Известно, что быстрота и скорость (скоростные способности/двигательные качества) человека тесно связаны между собой и должны восприниматься как в совокупности, так и отдельно друг от друга. Быстрота реализуется в ациклических движениях (например, броски, удары, перевороты и др.) и в циклических движениях, где наблюдается незначительное применение силы (например, подъём). Скорость, наоборот, предполагает значительное применение мышечной силы, которая связана с физическими процессами, в частности перемещением, совершаемым за наиболее минимальный период времени (скорость - пространство). На практике вертикальный отрыв в прыжке в высоту или длину предполагает использование максимальной скорости движения. Таблица 1- Быстрота (физическое качество).
Таблица 1 - Быстрота (физическое качество)
Частота шагов Длина шагов Техника бега
4м/с 2,5 100 м за 10 с-спринтер
5 м/с 1,7 м 100 м за 13 с-футболист
Все двигательные реакции, осуществляемые человеком, можно дифференцировать следующим образом :
1. Простые двигательные реакции - это ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой или тактильный).
2. Сложные двигательные реакции - это реакции «выбора» (когда из нескольких вероятных действий необходимо мгновенно выбрать одно, адекватное выбранной ситуации).
Реакции такого вида можно проследить в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Среди видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на объект движения (мяч, шайба)..
Для понимания сути развития скоростных способностей рассмотрим наиболее важные аспекты методики развития быстроты. Для начала изучим вопрос развития двигательных реакций, среди которых выделяют простые и сложные реакции .
Простые реакции интерпретируются как реагирование на определенный заранее известный сигнал. В случае, если сигнал адресуется к зрительному анализатору, то время реагирования будет в незначительной степени длиннее (на несколько сотых долей секунды) по сравнению с реагированием на слуховой раздражитель. Кроме того, среднестатистическое время реакции на зрительные и слуховые раздражители колеблется в пределах 0,20-0,30 сек. В результате целенаправленных тренировок оно может сокращаться. Так, квалифицированные спринтеры на выстрел стартового пистолета могут реагировать менее 0,10 сек. Это обусловлено, конечно, и врожденными данными, и тренировками.
Скорость реагирования по выбору важный показатель коллективных действий команды, оценивается по выбору и реализацией практического плана команды.
Важное значение в процессе игры приобретают реакции антиципации (перцептивные и рецепторные). В этом случае спортсмен реагирует не на возникновение того или иного раздражителя, а предусматривает (во времени или пространстве) начало сигнала для действий, первично определяя момент и место соперника или партнера по команде .
Скорость как двигательное качество зависит от влияния многих факторов: подвижности нервных процессов, количества нервных волокон, биохимических процессов мобилизации и ресинтеза алактатноанаэробных поставщиками энергии, пластичности мышц, уровня силы функционирования мышечных групп, координации атакующих движений, волевых усилий .
Развитие скорости, как и других двигательных качеств, главным образом происходит в процессе физической подготовки. Она делится на общую и специальную.
Задачей первой является обеспечение гармоничного развития борца совершенствования функциональных возможностей систем организма, достижения высокого показателя навыков, которые способствуют формированию приемов и действий в вольной борьбе .
Направленность общей физической подготовки, которая должна соответствовать специфическим потребностям игровой специализации, является очень важной. Именно в вольной борьбе требования к всесторонности значительны, и поэтому физическая подготовка должна
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. : КноРус, 2015. - 368 с.
2. Бомин, В. А. Основы подготовки борцов вольного стиля / В. А. Бомин, Б. П. Ильин. – Изд-во «Мегапринт», 2015. – 71 с
3. Гришина, Ю.И. Общая физическая подготовка. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 249 с. .
4. Демидова, И. В. Контроль физической нагрузки различной направленности у младших школьников. // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 916-918
5. Курбанов, Х.К. Тактическая подготовка борцов с учетом правил соревнований // Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2015. - С. 33-34.
6. Крылов, Н. Р. Вольная борьба. Программы для ДЮСШ и СДЮШОР / Н. Р. Крылов, Э. А. Агаев. – Изд-во: Советский спорт, 2014. – 116 с.
7. Ленц, А.И. Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях // Спортивная борьба: Ежегодник. - М, 2017.
8. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 129 с.
9. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для физкультурных вузов / А. М. Максименко. – М.: «Физическая культура», 2009. – 496 с.
10. Матущак, П. Ф. Вольная борьба: учебное пособие / П. Ф. Матущак. – Изд-во: ИНФРА-М, 2019. – 291 с.
11. Мезенцева, В. А. Физическая культура: учебное пособие / В. А. Мезенцева, А. Ф. Башмак. – Самара: РИЦ СГСХА, 2016. – 214 с
12. Никитушин, В. Г. Современная подготовка юных спортсменов: методическое пособие / В. Г. Никитушин. – Москва, 2009. – 114 с.
13. Остриков, А. П. Анализ упражнений, направленных на развитие физических качеств подростков среднего школьного возраста / А. П. Остриков, С. А. Гзогян // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2017. (Т. 1). – № 1-1. – С. 245-248.
14. Подливаев, Б. А. Борьба вольная: примерная программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, специализированных ДЮШ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.-/ Б. А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили / М.: Советский спорт, 2003.
15. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / B. Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2017. – 656 с
16. Султанахмедов, Г. С. Основы физической подготовки в вольной борьбе: учеб. пособие / Г. С. Султанахмедов. – М.: Советский спорт, 2020. – 121 с.
17. Султанахмедов, Г. С. Вольная борьба: основы технической подготовки в вольной борьбе / Г. С. Султанахмедов. – М.: РГУФКСМиТ, 2018. – 131 с
18. Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная борьба», дисциплина «Вольная борьба (мальчики и девочки)» для групп начальной подготовки разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Спортивная борьба» (Приказ Министерства спорта Российской Федерации №145 от 27 марта 2013 г., зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации за №28760 от 10 июня 2013 г.). Программа является типовой и предназначена для специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
19. Шахмурадов, Ю. А. Вольная борьба: научно-методические основы многолетней подготовки борцов / Ю. А. Шахмурадов. – Махачкала: Эпоха, 2011. – 369 с.
20. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология: учебник / Е. А. Югова. – М.: Academia, 2016. – 416 c.
21. Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций: учебное пособие / Г. А. Ямалетдинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2014. – 244 с.