Фрагмент для ознакомления
2
Третья группа - спортивно-оздоровительная деятельность во время перерывов для работников сельских баз, оздоровительных лагерей, турбаз, санаториев. Здесь важно создание необходимых условий для организованной основной оздоровительной и спортивной деятельности в оздоровительных целях проведение комплекса гигиенических обучающих и просветительских мероприятий для работников и членов их семей во время перерывов при реконструкции, модернизации и расширении спортивных сооружений, оздоровительных каналов; строительство и оборудование оздоровительных каналов и т.д.
2.2 Физическая культура непосредственно в рамках трудового процесса
На производстве, непосредственно в рамках трудового процесса, физическая культура используется прежде всего для оптимизации производительности и всего трудового процесса. Для оптимизации работоспособности и производительности труда применяют производственную гимнастику, индивидуальные упражнения и комбинированная гимнастика оздоровительно-профилактическая гимнастика, прогулки, спортивные игры в обеденные перерывы и другие методы восстановления трудоспособности (массаж, водолечение, психологическую закалку) [5].
Производственная гимнастика занимает особое место в оптимизации режимов труда и отдыха. При выборе упражнений для комплекса промышленной гимнастики в первую очередь необходимо учитывать их задачи и формы, характер и гигиенические условия труда, особенности рабочих поз и рабочих движений (их характер, периодичность, монотонность или вариативность). Нагрузка на анализатор, нервную, психическую, сосудистую, дыхательную, мышечную и другие системы, внимание и другие психические процессы и т. д. содержимое тела. С учетом этого был составлен комплекс промышленной гимнастики [9].
В некоторых видах промышленной гимнастики (во время перемен и минут физкультуры) наблюдаются противоположные правила. Они состоят из упражнений, отличающихся от других движений формой и характером функциональных требований от трудового акта, тем самым обеспечивая «конверсионный» эффект активного отдыха. Правило «умеренной нагрузки» важно при корректировке объема и интенсивности упражнений промышленной гимнастики. Значение состоит в том, что нагрузки, связанные с промышленной гимнастикой, должны вызывать не утомление, а восстановление, создание рабочей атмосферы, приятных, активных эмоций (хотя в ряде случаев объем разовой физической нагрузки может быть выше, чем трудовых операций).
Цель вводной гимнастики – ускорить течение физиологических процессов за счет выполнения отдельных выбранных упражнений гимнастики в течение 4-5 минут, тем самым создавая лучшую готовность к работе, ускоряя и оптимизируя работоспособность. В комплекс вводной гимнастики рекомендуется выбирать упражнения, близкие к движениям, выполняемым во время работы. Во вводной гимнастике рекомендуется использовать упражнения, постепенно увеличивающие темп движений – от медленного к среднему и от среднего к ускоренному. При этом для быстрого освоения ритма работы вводную гимнастику желательно выполнять в более быстром темпе. При построении комплекса вводной гимнастики (а также спортивно-оздоровительного комплекса) рекомендуется учитывать следующие стороны трудовой деятельности: рабочую позу (стоя или сидя), положение тела (согнутое или прямое, свободное или напряженное), рабочие движения (быстрые или медленные), напряжение или расслабление, большая или малая амплитуда, симметричность или асимметрия, монотонность или изменчивость и т. д. (точность движений, повторяемость движений, скорость реакции, напряжение и внимание); сенсорная нагрузка, умственная и неврологическая мышечная нагрузка, монотонность работы, сложность и интенсивность мыслительных процессов. Определение степени и характера утомления по субъективным показателям (рассеянность, мышечная боль, головная боль, раздражительность и др.); занимающиеся технической гимнастикой имеют проблемы со здоровьем [10].
Чтобы правильно подобрать упражнения, необходимо детально изучить рабочие движения: их форму, количество повторений, скорость и ритм, характер участия в работе отдельных групп мышц (усилие, с которым они развиваются, их взаимодействие друг с другом) и т. д. При написании комплекса вводной гимнастики и занятий физкультурой на переменах рекомендуется учитывать следующие основные методические правила: содержание комплекса соответствует задачам конкретного вида промышленной гимнастики; многократное воздействие комплекса на тело занимающегося; характер упражнений, выполняемых в комплексе гимнастики; нагрузка соответствует подготовленности занимающегося; необходимость улучшения физической подготовленности занимающегося [12].
Исходя из этих принципов, в целом вводная гимнастика должна включать следующие комплексы упражнений: ходьба; упражнения на растяжку для глубокого дыхания; движения мышц туловища и плечевого пояса (наклоны, большие вращения туловища и активные движения руками); растяжка мышц ног. Упражнения, а также общие упражнения (полушпагат, приседания, бег на месте, прыжки). Тренируйте мышцы рук и плечевого пояса (растяжка и сила мышц) для поддержания хорошей осанки. Отрабатывайте точные движения и концентрацию [1].
Физиологическое значение отдыха в физической подготовке заключается в ускорении и углублении восстановительного процесса.
Перерывы в физической активности рекомендуется планировать в момент до наступления утомления, чтобы предотвратить возможность снижения работоспособности и поддерживать высокий уровень производительности труда на протяжении всего рабочего дня. Поэтому эти тесты следует проводить при первых признаках утомления, и это рекомендуется определять при предварительных исследованиях изменений работоспособности. Во время перерывов в физической подготовке, называемых активным отдыхом, эти упражнения выполняются для того, чтобы обеспечить переключение активности на группы мышц, которые не участвуют (или редко задействуются) в основной работе. Эта рекомендация основана на одном из основных естественных законов высокой производительности труда – законе смены деятельности. Рекомендуется выбирать упражнения, обеспечивающие посильную тетаническую нагрузку, способствующую углублению тормозного процесса и ускорению процесса восстановления соответствующего нервного центра.
При выборе упражнений для интервальных комплексов физической подготовки, помимо общетеоретических положений, необходимо учитывать характер работы (рабочую позу, ритмику и ритмику рабочих движений, интенсивность, степень и характер мышечной силы), напряжение анализатора, концентрация внимания и т. д. Уровень нагрузки активным видом спорта определяется нагрузкой во время работы. Те работники, которые минимально физически активны, обычно занимаются легкими или умеренными физическими упражнениями. Людям со средней физической активностью выбирайте более тяжелые упражнения. При работах, требующих участия всех групп мышц рук, ног и туловища, рекомендуется выполнять упражнения на расслабление работающих мышц, а также растяжки с равномерной нагрузкой на неработающие мышцы [6].
В связи с высокой интенсивностью умственной работы, сопровождающейся значительным неврологическим возбуждением, нагрузку в периоды отдыха физической подготовки следует соответствующим образом увеличивать, в этот комплекс включают упражнения, повышающие нагрузку (содержащие элементы статического усилия).
При разработке комплексов отстраняющих упражнений по физической культуре в настоящее время используется метод классификации, заключающийся в группировке различных профессий в четыре основные трудовые группы. В первую группу входят профессии, связанные с краткосрочными операциями. Они требуют мало физической активности и выполняют монотонную трудовую деятельность. При этом виде работы концентрация и зрение рабочего испытывают значительную и хроническую нагрузку. Рабочие длительное время проводят в однообразных позах, выполняя мелкие, точные и очень монотонные движения преимущественно пальцами рук (например, портные, сборщики мелких станков, перфораторы, модельщики и т. д.). Представителям этой трудовой группы рекомендуется чередовать следующие перерывы в упражнениях: упражнения на растяжку; упражнение мышц туловища, рук и ног (повороты, наклоны в стороны и вперед с движением рук и ног); те же упражнения, но интенсивность выполнения относительно высокая; приседания, прыжки, бег и ходьба; расслабление мышц рук и координации движений. При этом нагрузка постепенно увеличивается, достигает максимального значения, а затем снижается [13].
Во вторую группу входят представители профессий, работа которых характеризуется умеренными физическими нагрузками, повышенным напряжением внимания и разнообразием трудовых движений (например, станочник-токарь, фрезеровщик, механизатор, шлифовщик, текстильщик и др.). Для этой группы комплекс состоит из разнообразных динамических упражнений, тщательно подобранных так, чтобы не приносить дополнительную нагрузку на мышцы, задействованные в предыдущей продуктивной деятельности [14].
Комплекс физкультурного отдыха состоит из следующих упражнений: упражнения на растяжку; движения мышц туловища, рук и ног (сокращение и растягивание, а затем расслабление различных групп мышц); качающиеся движения ногами позволяют расслабить мышцы бедер, икр и стоп; попрактиковаться в расслаблении наиболее активных групп мышц; отработать точность и координацию движений.
В третью группу входят представители профессионалов, работа которых характеризуется большим объемом физической работы, как динамической, так и статической, а также различными рабочими движениями, часто выполняемыми с очень высокой скоростью. К ним относятся формовщики, вальцы, триммеры, строители, шахтеры и многие другие. Важно включать в комплекс динамических упражнений группы мышц, не задействованные в трудовой деятельности. Во время практики вы должны дышать медленно и глубоко. Людям, занимающимся тяжелой физической работой, рекомендуется составлять серию перерывов в физической подготовке из следующих упражнений: упражнения на растяжку с глубоким дыханием и наконец-то расслаблением мышц рук и плечевого пояса. Сядьте (или лягте) в удобное положение; расслабить мышцы всего тела (1-2 минуты), а затем подвигать ногами в той же позе способствуют улучшению осанки, гибкости суставов, а также растяжке активно работающих групп мышц (сгибания, повороты туловища) упражнениями; руки (вращения, рывки, круговые движения); упражнения для мышц ног и туловища (махи, выпады, приседания, прыжки, бег на месте, упражнения для улучшения координации и концентрации). Для работников умственного труда, особенно пожилых людей, предусмотрен специальный комплекс упражнений [10].
Первое движение комплекса – ходьба или легкий бег (бег трусцой); второе – упражнения на растяжку с глубоким дыханием; третье – полуприседания, приседания с движениями рук; четвертое – мышцы рук и плечевого пояса; пятое — бег или прыжки; шестое — концентрация (асимметричное движение рук и ног).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров, С. Г. Физическая культура и спорт : Сборник лекций Учебно-методическое пособие / С. Г. Александров, Д. В. Белинский. Том Часть II. – Краснодар : Краснодарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", 2020. – 207 с.
2. Болманенкова, Т. А. Основы физического воспитания / Т. А. Болманенкова. – Москва-Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2020. – 236 с.
3. Воронова, М. М. Оздоровительные виды гимнастики / М. М. Воронова, Я. Д. Вытнова // Педагогика, образование, инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2024 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. – С. 107-109.
4. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : Учебное пособие / Г. Н. Германов. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 224 с.
5. Дзержинская, Л. Б. Физическая культура в жизни людей зрелого, пожилого и старческого возраста : / Л. Б. Дзержинская, О. И. Плешакова ; АНО ВО Московский гуманитарно-экономический университет (Волгоградский филиал) . – Волгоград : Волгоградский филиал Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета, 2021. – 111 с.
6. Еремеева, Е. Д. Проблема отсутствия индивидуального подхода в физическом воспитании / Е. Д. Еремеева, К. С. Попова, Е. В. Серженко // Наука-2020. – 2021. – № 9(54). – С. 180-185.
7. Иванов, В. Д. Оздоровительные виды гимнастики / В. Д. Иванов, Н. А. Антошкина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2020. – Т. 1, № 3. – С. 10-18.
8. Кадыров, Р. М. Теория и методика физической культуры / Р. М. Кадыров, Д. В. Морщинина. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2023. – 132 с.
9. Купцова, В. Г. Элементы сюжетного характера в фитнесе как средство воспитания физических качеств дошкольников 5-7 лет / В. Г. Купцова, И. В. Чикенева // Современные проблемы развития физической культуры и спорта : материалы VІI Международной научно-практической конференции, Актобе, 15–16 апреля 2022 года / Министерство образования и науки Республики Казахстан; Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова; Оренбургский государственный педагогический университет; Донбасский государственный педагогический университет; Челябинский университет физической культуры и спорта; Актюбинское Областное управление физической культуры и спорта. – Актобе: Издательство Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова, 2022. – С. 208-211.
10. Сваталова, Т. А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО : Учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т. А. Сваталова, С. А. Ларюшкин. – 2-е издание. – Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. – 64 с.
11. Сырица, Г. С. Оздоровительная гимнастика / Г. С. Сырица // Научный Лидер. – 2023. – № 9(107). – С. 26-29.
12. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : Межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Санкт-Петербург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2021. – 405 с.
13. Уйманова, И. П. Виды и польза оздоровительной гимнастики / И. П. Уйманова, Н. А. Пономарѐв, А. Д. Абдюшева // Наука. Технология. Производство – 2023 : Материалы Всероссийской научно-технической конференции, посвященной 75-летию ООО «Газпром нефтехим Салават», Салават, 24–28 апреля 2023 года. – Салават: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2023. – С. 257-259.
14. Физическая культура и спорт : учебное пособие / П. Б. Джалилов, Е. А. Ананичев, О. А. Логинов [и др.]. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2023. – 59 с.
15. Филоненко, Н. В. Физическая культура. Современные тенденции и традиции : Учебно-методическое пособие / Н. В. Филоненко, И. В. Кулькова ; под ред. Н. В. Филоненко.. – Москва : ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2021. – 272 с.