Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время значимыми направлениями деятельности муниципалитета являются благоустройство территорий и озеленение территорий. В современных условиях создаются направления для обеспечения высокого уровня жизни людей, которые также способствуют формированию условий здоровой и комфортной жизни и отдельных лиц, проживающих в городе, районе и селе. Все развитые страны мира обращают внимание на ситуацию в городах и особенно в столицах. Ситуация города является «зеркалом» социально-экономического развития страны, и поэтому информация о совершенствовании городской среды является открытой публике и является одним из лидеров в политическом и общественном направлении. На данный момент проблему о благоустройстве территорий муниципального образования необходимо решать систематически. Актуален набор планов и проектов, которые тесно связаны с компонентами благоустройства, озеленения территорий муниципального образования.
Цель исследования: проанализировать государственные программы Москвы как инструмент благоустройства городского хозяйства.
Задачи исследования:
рассмотреть основы благоустройства городского хозяйства и роль государственных программ в этом процесс;
изучить существующие подходы к государственным программам в сфере благоустройства городского хозяйства;
проанализировать зарубежный опыт благоустройства городского хозяйства;
оценить современное состояние благоустройства городского
хозяйства Москвы;
провести анализ реализации государственных программ в сфере благоустройства городского хозяйства Москвы;
выявить основные проблемы реализации государственных программ в сфере благоустройства городского хозяйства Москвы;
разработать рекомендаций и мероприятий для государственных программ в области благоустройства городского хозяйства Москвы;
определить перспективы развития государственных программ в области благоустройства городского хозяйства Москвы;
провести социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Объект: благоустройство городского хозяйства. Предмет: государственные программы в сфере благоустройства городского хозяйства Москвы.
Теоретическими и методологическими основами явились фундаментальные теории: институциональная теория, теория общественного выбора. Для решения поставленных задач в работе применялся институциональный подход для анализа государственного регулирования проектного управления.
Информационной базой исследования явилась учебная и периодическая литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации, материалы специальных периодических изданий, а также статистические данные Росстата.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы и законодательные акты, статистические данные, так и вторичный анализ результатов экономических исследований.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы государственных программ как инструмента благоустройства городского хозяйства
1.1 Основы благоустройства городского хозяйства и роль государственных программ в этом процессе
Концепция о исторической благоустройстве была связана с набором мер планирования и благоустройства новых, существующих поселений. Проблемы благоустройства тогда поднимали и философы вроде Платона, Аристотеля и Гиппократа. В своих трудах они смотрели дизайн городской архитектуры. Витрувий, римский архитектурный деятель, живущий в 1-м веке до н.э., внес существенный вклад в градостроительное планирование, включая разработку ландшафтных вопросов.
В 1928 г. Велихов подчеркнул, что «благоустройство городов должно быть понято как деятельность местных органов власти или представителей людей, проживающих на выбранном участке и живущих в основном на производстве или торговле, и эта деятельность направлена на лучший доступ к материальной среде, благодаря выделенным средствам, улучшения территориальной сплоченности и социальной защиты, т.е. озеленение в широком понимании правящего класса» .
Озеленение в современных условиях должно быть в широком понимании комплексом мероприятий по созданию комфортной атмосферы, внешнего благоустройства, освещения улиц, жилых помещений, тротуаров и дорожек для граждан и обеспечения санитарной безопасности людей.
В соответствии с нормами градостроительного права, благоустройство территории представляет собой деятельность, осуществляющую комплекс мероприятий, предусмотренных планом благоустройства территорий муниципальных образований, направленных в целях улучшения жилищного состояния граждан, сохранения и совершенствования санитарно-эпидемиологического состояния территорий, улучшения состояния населенного пункта и объектов в них, включая общественные зоны, земельные участки, здания, сооружения, прилегающие территории.
Поэтому федеральные и региональные законодательства определяют озеленение территорий в виде комплекса мероприятий, направленных на обеспечение санитарных условий, инфраструктуры транспорта и инженерного обеспечения, содержания улиц, обеспечения необходимого оборудования, благоустройства территорий .
Направления улучшения благоустройства зависят не только от финансовых возможностей и правильных действий местной власти, но также и осведомленности граждан, желающих, в первую очередь, поддерживать надлежащее состояние общественных мест, следить за правилами паркинга, соблюдать выгул домашних животных и воспитывать среди молодого поколения правила бережного отношения к окружающей среде. Понятия, такие как ландшафтный объект и ландшафтные элементы, тесно относятся к ландшафтному дизайну территорий.
Город не только является местом пребывания населения, а также местом размещения объектов, которые человек построил для социальной культуры, быта, промышленности и т.д. Влияние на природу так велико, что человеку иногда трудно найти пределы для его потребностей, пытаясь стремиться к большему.
Благоустройство территории – это градостроительная деятельность. Цель благоустройства территорий - обеспечение комфортности проживающих граждан, поддержка и совершенствование санитарно-эстетической среды территорий муниципальных образований. Для того, чтобы достичь этой цели, правилами благоустройства территорий муниципального района установлены требования о благоустройстве и элементах благоустройства и комплекс соответствующих действий .
Сейчас благоустройство территорий представляет собой комплекс мероприятий, связанных с содержанием территории и проектированием и размещения объектов благоустройства. Система действий муниципальных образований в сфере благоустройства должна быть изложена в уставе муниципального образования и в других нормативно-правовых актах как единое право и обязанности, возложенные на муниципальные органы в целях решения проблем, связанных с устойчивым развитием территорий, безопасностью и благосостоянием населения, пользованием природными ресурсами и так далее .
Обеспечить соответствие объема комфортных жилищных фондов потребностям жителей и создать комфортную городскую среду и среду хозяйства - приоритетное направление деятельности муниципального образования .
1.2 Существующие подходы к государственным программам в сфере благоустройства городского хозяйства
В настоящее время действуют методические рекомендации по подготовке правил благоустройства населенных пунктов, городского округа, внутригородского района – Приказ Министерства строительства Российской Федерации от 13.04.17 № 711– Пр.7, разработанный в целях методического содействия местным органам в подготовке правил благоустройства населенных пунктов городского и сельского хозяйства, городского округа, внутригородского района. Указанные Методические рекомендации раскрывают понятия «объекты и элементы благоустройства», определяют деятельность в сфере благоустройства территорий и круг участников благоустройства и т.д. Данные методические рекомендации рассматриваются как ориентир для разработки региональных норм (п. 1.1).
Организация уборки и формирование комфортной среды города включает:
организацию уборки территорий;
обслуживание объектов благоустройства территорий;
участие собственников помещений, зданий, в уборке прилегающей территории;
оформление и размещение афиш, рекламных плакатов и стендов, а также иных конструкций, их размер, материал и т.п.;
содержание строительных объектов;
содержание и ремонт коммуникаций, в том числе выполнение в отношении их надземных и подземных работ;
оборудование и размещение спортивных, игровых, а также иных специализированных площадок на территории города, района, муниципального образования;
праздничное оформление элементов и объектов на территории города, района, муниципального образования;
реализация работ в части размещения и оформления адресных знаков объектов на территории города, района, муниципального образования;
реализация работ в части размещения, установки средств внешнего благоустройства территорий, включая установку ограждений;
организация работ в части ремонта фасадов зданий и сооружений объектов на территории города, района, муниципального образования;
содержание городских кладбищ;
обеспечение бесперебойного доступа населения, в частности, его маломобильных групп к социальным, транспортным и инженерным объектам.
Ухоженные территории дворов, парков, детских площадок, велосипедных дорожек, освещенных улиц, пешеходных зон – все это необходимо для каждого города. Только тогда люди будут радоваться жизни и работе там. Такой подход является частью приоритетного проекта «Формирование городской комфортной среды».
Комфортное городское пространство является пространством, максимально подходящим для потребностей граждан. Удобство жителей города определяется прежде всего следующими факторами:
транспортом;
необходимыми услугами и услугами от общественного до коммерческого типа, включая в шаговую доступность;
доступностью объектов всей категории населения;
организованными общественными местами;
удобным планированием улицы и дорог.
Лучшие проекты в этой области используются для благоустройства городов России. Председатель Президиума Совета Президента Российской Федерации по стратегии развития и проектам приоритетного развития утвердил паспорт проектов приоритетного развития «Формирование городской комфортной среды». Реализация этого проекта проводится во всех субъектах РФ. Цель проекта заключается в создании условий систематического повышения качества городского обслуживания на основе обращений и предложений жителей России по всей стране .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172–ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 146, 03.07.2014
3. Агафонова М.С., Богданова Е.Ю. Вопросы совершенствования системы управления жилищно–коммунальным хозяйством в регионах России // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7–2.
4. Валеев А.Р. Контроль эффективности использования государственных средств в жилищно–коммунальном хозяйстве // Вестн. Моск. ун–та. Сер. 21. Управление (государство и общество). – 2013. – № 2.
5. Глазунов С. Управление многоквартирным домом // Проблемы теории и практики управления – 2013. – № 7.
6. ЖКХ. Новые правила оказания услуг. Сборник документов. Издательство: КноРус, 2012.
7. Иванов А.Р. Жилищно–коммунальное хозяйство: проблемы и пути их решения // Бизнес в законе. – 2014. – № 6.
8. Иванов, А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ [Электронный ресурс] / А.Р. Иванов – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2017. – 200 с.
9. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. и др. Экономика социальной сферы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014
10. Игудин А.Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений//Финансы, 2014. – №10
11. Кирничный В.Ю., Лочан С.А. Программно–целевое управление инновациями в сфере ЖКХ // Экономика образования – 2015. – № 3.
12. Козлова С.Б. Совершенствование бюджетных расходов на жилищно–коммунальное хозяйство в условиях стратегического планирования [текст] / С.Б. Козлова // Финансы и кредит. – М., 2014. – № 20. – с. 54–65
13. Коробко В.И. Экономика многоквартирного дома. Электронное учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012.
14. Костарева Л.В. Кластерный подход как способ повышения эффективности управления жилищно–коммунальным хозяйством // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). С. 48–49.
15. Кузнецова А.И. Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно–коммунальным хозяйством города // Транспортное дело России. 2016. № 2. С. 76–77.
16. Кузьма И.Е. Комплексное и устойчивое развитие территории – новый инвестиционный драйвер или административный барьер? // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 12. С. 53 – 61.
17. Линев И.В. Государственно–частное партнерство в коммунальном секторе России: монография. – М.: МГАКХиС, 2012.
18. Луценко, Д. В. Управление инвестиционными процессами в жилищно–коммунальном комплексе города: организационно–экономическое регулирование [Электронный ресурс] : монография / Д. В. Луценко, М. В. Привезенцев, М. В. Темников и др.; под ред. М. Ю. Швеца, Н. Л. Карданской. – М. : ЮНИТИ–ДАНА : Закон и право, 2012. – 367 с.
19. Мадьярова А.В. Предмет и пределы компетенции органов местного самоуправления в сфере благоустройства: проблемы и пути решения // Практика муниципального управления. 2015. № 8. С. 47 – 56; № 9. С. 57 – 63; № 10. С. 40 – 46.
20. Октябрьский Р.Д. Управление риском в системах жизнеобеспечения городской застройки: примеры и задачи: учебное пособие. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.