Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Китайская культура и философия вызывают все больший интерес в современном мире. Наиболее известными восточными учениями являются конфуцианство и даосизм, которые параллельно существовали в Китае на протяжении многих веков, хотя и с разными подходами к трактовке философских вопросов.
Китайская философия представляет собой уникальное явление и по сей день остается загадкой, которая привлекает внимание и интерес ученых и широкой общественности. В силу своего географического положения китайское государство было изолировано от внешнего влияния других культур и поэтому развивалось по-своему. История, культура, философия и даже повседневная жизнь китайского народа взаимосвязаны и могут быть определены через друг друга. Эта взаимосвязь различных аспектов древнекитайского общества сформировала менталитет китайского народа.
Философия на Древнем Востоке представлена, прежде всего, религиозно-философскими учениями Древней Индии и Древнего Китая. Развитие философии в этих странах, как и в других государствах в разные исторические периоды, было неотделимо от политического, экономического и социального развития общества. Философия не развивается сама по себе, а отражает в большей или меньшей степени особенности своего времени, и на ее формирование влияют все особенности политического, экономического и духовного развития. Философские концепции отражают потребности своего времени. Поэтому философские концепции должны оцениваться через призму традиций своего времени. Это называется "использование принципа историзма" [19, с. 152].
Древний Китай и Древняя Индия имели все характерные черты развития древневосточных стран. Достаточно сложные природные условия диктовали необходимость создания общинных систем. Например, основной сельскохозяйственной культурой в Китае является рис, который является очень капризной и трудоемкой культурой и может возделываться только группой, а не одним человеком. Для страны характерна бедность всех ресурсов (малые посевные площади, топливо). В этих условиях выжить в одиночку было невозможно, требовалась поддержка общины. Это привело к медленному развитию частной собственности и в то же время к коллективистскому сознанию среди населения. Характерной чертой всех стран Древнего Востока была сильная деспотическая власть правителей, которые приравнивались к богу и поклонялись ему, а также не имели представления о правах и свободах личности.
Государственный порядок поддерживался строгими законами. Для устрашения и поддержания власти устанавливались суровые наказания за правонарушения. Многие деяния карались как пытками, так и смертью. Семейные отношения носили ярко выраженный патриархальный характер. Это и сильные духовные связи между представителями разных поколений, и подчинение младших членов семьи старшим, и подчиненное положение женщин. Последнее было особенно ярко выражено в Китае и Индии. Если в Древнем Египте еще некоторое время сохранялись пережитки матриархата, то в Индии и Китае даже на законодательном уровне закрепилось представление о женщине как о неполноценной. Древнеиндийский закон - Кодекс Ману - гласил, что женщины - низшие существа и должны подчиняться сначала отцу, затем мужу после замужества, а в случае смерти мужа – сыновьям [17, с. 50].
Все это повлияло на развитие философии. Особенности политического, социального и экономического развития не могли создать условий для формирования индивидуалистической психологии, то есть концепции человеческих ценностей и индивидуальности. Поэтому главной целью древневосточных философов был не поиск способа преобразования окружающего мира или его познания, а поиск способа отрешения от суровых реалий действительности. Интроверсия (обращение к внутреннему миру человека) - черта древневосточной философии, и это вполне естественно. Если мы не можем переделать внешний мир (что невозможно в условиях высокоразвитой коллективистской и тиранической власти), то следует обратить внимание на внутренний мир человека, стремиться понять себя и найти способы уравновесить себя с окружающей действительностью. Кроме того, восточная философская мысль, в отличие от западной (античной), не отвергает полностью мифологические традиции. Восточная традиция, использующая логику и рациональную аргументацию для объяснения универсального, не отрицает истины, отраженные в мифах, а развивает и усложняет их. Древневосточная философия характеризуется слабой связью с естественными науками, но сильной приверженностью традициям.
Неудивительно, что именно в такой стране возникло учение Конфуция, отличающееся последовательностью, строгостью и рациональностью. Все здесь вполне логично, если бы наряду с конфуцианством не возникло и не распространилось учение даосизма, которое является мистическим, оккультным и не отвечает критериям рациональности.
Даосизм - это традиционная китайская религия, становление и развитие которой происходило на территории Китая и оказало влияние на науку, культуру и повседневную жизнь китайского народа.
Даосизм оказал большое влияние на уже сформировавшееся мировоззрение китайского народа, проявившееся в конфуцианстве, а позже и в буддизме. Длительная борьба между даосизмом, конфуцианством и буддизмом за влияние друг на друга привела к формированию новых научных школ и направлений [17, с. 50].
Даосизм оказал большое влияние на литературу и искусство, что проявилось в использовании бессмертия, идеала даосской веры. Идея бессмертия стала одной из главных тем традиционной китайской литературы. Она нашла свое выражение в поэзии, песнях, драмах и романах. Кроме того, даосизм оказал влияние на китайскую музыку, каллиграфию, живопись, скульптуру, резьбу по камню и архитектуру.
Развивая теорию бессмертия, сторонники даосизма утверждали, что бессмертия можно достичь с помощью дыхательных техник, регулируемого питания и алхимии. Изучение алхимии способствовало накоплению богатого эмпирического материала в области химии, традиционной медицины и фармации".
Даосизм также оказал влияние на внутреннюю политику Китая. Многие приверженцы даосизма участвовали в политической борьбе правящего класса и консультировали его по политическим и военным вопросам. Лидеры крестьянских восстаний использовали даосскую идеологию, чтобы объединить народ против власти правящего класса.
Хронологические рамки: Даосизм возник в V-IV веках до н. э., по-видимому, как "соперник" конфуцианства, которое было доминирующей этической системой. Эти доктрины часто кажутся диаметрально противоположными (в данном случае речь идет о философском даосизме как социально-философском учении, а не о методах духовного культивирования или алхимии).
Основное различие между конфуцианской и даосской культурами заключается в их отношении к природе человека, из чего и проистекает "разделение ролей", сложившееся между ними в традиционной китайской культуре. Оба учения утверждают, что для того, чтобы приблизиться к "квинтэссенции человеческой природы", необходимы перемены. Но что означает это понятие и каков путь к постижению "истинной природы"? Конфуцианство считало человеческую природу (дзэн), или доброе и истинно человеческое начало, квинтэссенцией человеческого существа. Самосовершенствование понималось как самовоспитание, развитие "человеческого" начала в себе (обладающего высокими морально-психологическими качествами) и подавление "дикого" и "злого" в себе. К моменту возникновения доазиатского периода конфуцианство было официальной доктриной и основой государственного устройства [4].
«Центральная фигура», идеал конфуцианства — цзюнь-цзы — «благородный муж», носитель конфуцианского сознания. Его добродетели: самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность.
Человек в конфуцианской этике подчинен обществу. Конфуцианская культура элитарна, и основной средой ее распространения является аристократия (в основном чиновники, чья основная деятельность заключается в управлении государством). Отсюда стремление упорядочить, регламентировать и ритуализировать все сферы жизни. Как и в психологической сфере, изменения достигались в основном через усвоение и управление поведенческими нормами (сначала внешними, а затем внутренними) для ограничения нежелательных факторов.
Высшая цель даосизма - раскрыть и в конечном итоге реализовать "истинное начало" в человеке, "слиться" с единым потоком Вселенной и полностью подчиниться ему. С самого начала не существует вопроса о морали или общественных интересах. Даосизм сосредоточен на совершенствовании личности. Нравственный рост происходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не навязывается извне. В результате поведение даоса в меньшей степени связано с общепринятыми нормами. Вместо этого существуют естественные нормы, возникающие в процессе глубокой трансформации личности. Таким образом, даосизм более гуманистичен, чем конфуцианство. Конфуцианство в первую очередь ориентировано на воспитание людей как достойных членов общества и поддержание социального порядка. Даосы, как и конфуцианцы, негативно относились к эмоциональной восприимчивости и выступали против насильственного подавления нежелательных сторон человеческой природы. В даосской традиции вместо того, чтобы бороться с самим собой, человек культивирует состояние спокойствия и непривязанности [17, с. 50].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного образования в Китае // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2016. – №. 7. – С. 43-45.
2. Базарова А. Н. Конфуцианство и культ грамотности в Древнем Китае //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2015. – №. 6. – С. 36-38.
3. Бальчиндоржиева О. Б. Концепции государства в философских учениях Древнего Китая и их современное значение //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2020. – №. 1. – С. 32-38. – 2010. – №. 8. – С. 169-172.
4. Борщенко В. С. и др. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. – Общество с ограниченной ответственностью" ОМЕГА САЙНС" КОНФЕРЕНЦИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ: НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ, СКРЫТЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Магнитогорск, 22 ноября 2023 года Организаторы: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2023.
5. Варова Е. И. Даосизм и его влияние на культуру Китая //Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2011. – №. 8. – С. 21-25.
6. Вэнь Ц., Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Амурский государственный университет", 2002.
7. Гране М. Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы/пер. с франц. ВБ Иорданского //М.: Алгоритм. – 2008. – С. 384.
8. Древнекитайская философия. Собрание текстов : в 2 т. / сост. Ян Хин-Шун ; вступ. ст. В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко ; АН СССР, Институт философии. М. : Мысль, 1972. Т. 1. –363 с.
9. Жмай А. В., Жмай О. В., Ву В. К. Конфуцианство и даосизм как предпосылки развития управленческой мысли. – 2020.
10. Каретина Г. С. Конфуцианство в процессе модернизации Китая //Известия Восточного института. – 2015. – №. 2 (26). – С. 3-9.
11. Кирмасова А. П. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ДАОСИЗМА //ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА. – 2017. – С. 231-234.
12. Когтева Д. В., Петров И. Ф. Специфические черты философских учений Древнего Китая //Вестник современных исследований. – 2019. – №. 3.11. – С. 82-85.
13. Ли Ц. Современное состояние и тенденции развития китайской философии //Вопросы философии. – 2007. – №. 5. – С. 21-26.
14. Лин П. Сходства и различия конфуцианства, даосизма и буддизма //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2015. – №. S14. – С. 22-26.
15. Любимов А. П. Конфуцианство как этико-социальнополитическое учение и его место в современном государственном и международном праве //Философские науки. – 2015. – №. 3. – С. 71-77.
16. МасловА.А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». М. : Логос, 2003. 358 с.
17. Мархель Е. Ю. Даосизм и конфуцианство как альтернативные пути развития древнекитайского общества //Вестник Томского государственного университета. – 2014. – №. 384. – С. 50-52.
18. МИТЦЕВА М. В. Роль конфуцианства в становлении традиционного образования в Китае //ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ: РЕФЛЕКСИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ В НАУКЕ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ–ОТ ЭПОХИ НА ДОБРОЛЮБОВА ДО СОВРЕМЕННОСТИ: сборник докладов. – 2018. – С. 259.
19. Неклюдов Г. В. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО И СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ //НАУЧНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ–ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО. – 2023. – С. 152.
20. Прушенова Е. Ц. Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае //Автореферат дисс.… канд. филос. наук. – 2007. – Т. 9. – №. 11.
21. Розанов Ф. И., Панькина А. М. ДАОСИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КИТАЯ //BREAKTHROUGH SCIENTIFIC RESEARCH AS AN ENGINE OF SCIENCE: Collection of articles following the results of the International Scientific and Practical Conference. – 2022. – С. 128.
22. Сидаш К. С., Каландаришвили З. Н. Особенности конфуцианства в древнем китае //Современная научная мысль. – 2017. – №. 2. – С. 191-197.
23. Сорокун П. В., Яськова Е. Е. Политические и правовые учения в Древнем Китае //Эпоха науки. – 2016. – №. 8. – С. 88-92.
24. Степанова Л. М. Проблема личности в учении Лао-цзы о Совершенномудром //Вестник Бурятского государственного университета. – 2008. – №. 6. – С. 24-29.
25. Тюлюш С. Т. РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ДРЕВНЕКИТАЙСКОЕ КОНФУЦИАНСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЙ ДАОСИЗМ //Взгляд молодых ученых на проблемы зарубежного регионоведения. – 2021. – С. 117-122.
26. Ульянова Т. Д. КОНФУЦИАНСТВО, ДАОСИЗМ И БУДДИЗМ В КИТАЕ //Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – С. 903-907.
27. Файнфельд И. А., Никитенко В. Н. Воспитание в традициях даосизма и конфуцианства //Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. – 2016. – №. 18. – С. 148-161.
28. Филонов С. В. Исследование даосизма в Китае: достижения и перспективы //Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2012. – №. 3. – С. 83-92.
29. Цветков Г. В. Конфуцианство и даосизм-национальные религии Китая //Научные труды. – 2008. – №. 6. – С. 3-7.
30. Цзоу Х. Влияние традиционной культуры Китая на современное общество //Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2009. – №. 4. – С. 92-97.
31. Хуэйминь Ц. Основные доминанты традиционной культуры в современном Китае //Культура и цивилизация. – 2017. – Т. 7. – №. 1А. – С. 130-144.
32. Цзянь В. Даосизм как образ жизни //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2011. – №. 6. – С. 77-81.