Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главной задачей государства в России является модернизация государственного аппарата. Усовершенствование функций и методов работы государственных органов необходимо для того, чтобы вывести их на уровень демократических правовых государств и обеспечить им возможность ориентироваться на запросы общества.
Через федеральные законы, которые имеют силу на всей территории страны, а также принцип субординации в работе органов власти субъектов федерации и государственных учреждений закрепляется верховенство и независимость государственной власти в федеративном государстве. В основе федеративного государства лежит принцип конституционной целостности и суверенитета, четкого разграничения властных полномочий по вертикали и автономии всех субъектов федерации.
Исполнение общегосударственной суверенности обеспечивается благодаря механизму подчиненности субъектов федерации общей конституции и иерархии государственной власти. Необходимо отметить, что в качестве основных признаков для всех федераций является разграничение предметов ведения и полномочий между их субъектами и самой федерацией. Не только эффективность развития региона, но и работа всей системы государственного управления зависит от того, насколько эффективно будут взаимодействовать федеральные органы власти с органами местного самоуправления.
Однако, несмотря на все предпринятые усилия по федеральной реформе, остаются нерешенными некоторые проблемы, такие как недостаточность нормативного регулирования, слабая связь между функциями и дублирование функций, а также отсутствие финансирования. Проведение исследования структуры публичной власти в субъектах федерации представляется актуальным и важным вопросом.
Степень разработанности темы исследования. Вопрос организации публичной власти в субъектах РФ рассматривался такими учеными, как Н.И. Матузов, А.В. Малько, С.В. Нарутто, И. Лексин, М.Н. Марченко и другие. На сегодняшний день огромный вклад в изучение федеративных отношений внесли такие видные ученые-конституционалисты, как: С.А. .Авакьян, М.В. Баглай, Л.Ф. Болтенкова, В.Г. Вишняков, М.В. Глигич-Золотарева, Е.А. Кремянская, ИВ. Дексии, И.А. Умнова-Конюхова, В.А. Черепанов, В.Е. Чиркин, Т.Я. Хабриева, Б.С. Эбзеев и другими.
На сегодняшний день имеется достаточное количество трудов, посвященных исследованию отдельных видов и форм публичной власти; работы же, в которых публичная власть рассматривалась бы комплексно, в качестве целостной системы, практически нет. Можно выделить лишь две работы монографического характера, А.А.Югова и В.Е.Чиркина, в которых освещаются преимущественно конституционно-правовые аспекты ее организации и деятельности. Можно отметить, что, несмотря на имеющуюся тенденцию по размыванию границ политологии и теории государства и права, достаточно отчетливо просматривается разобщенность проводимых в рамках данных наук исследований власти. Как отмечает Р.А. Хомелева, "сложилась своего рода теоретическая дисперсия, которая является, скорее всего, следствием методологической и концептуальной разобщенности исследований феномена власти".
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Авдеев А.А., Белов Д.Ю., Дерхо Д.С., Ирхин И.В., Ким Ю.В., Комкова Г.Н., Комкова Е.В., Конюхова И.А., Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю., Минаева Э.Ю., Османкина И., Стрекозов В.Г., Трушкин С.В., Шаожева Н.А. и другие авторы.
Объектом исследования является публичная власть в субъектах РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются механизмы, организационно-правовые аспекты организации публичной власти в субъектах РФ.
Цель курсовой работы является анализ правовых особенностей организации публичной власти в субъектах РФ на примере Краснодарского края.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть общие принципы организации публичной власти в субъектах, закрепленные в Конституции РФ;
2.исследовать нормативно-правовую основу организации публичной власти в субъектах РФ;
3.проанализировать механизмы реализации публичной власти в Краснодарском крае;
4.выявить проблемы организации публичной власти в Краснодарском крае и пути их решения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения и концепции зарубежных и российских ученых, труды которых посвящены исследованию таких явлений, как власть, управление и самоуправление (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, М.Вебер, Р.Даль, Т.Парсонс, М.Фуко, а также С.А.Котляревский, Б.Н.Чичерин, Ю.А.Тихомиров, В.Г.Ледяев, В.К.Самигуллин, В.Д.Халипов, В.Е.Чиркин, А.А.Югов). Методологически исследование основывается на системном, структурно-функциональном, комплексном подходах. В работе автором применялись следующие методы: формально-логический, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительно-правовой, сравнительно-политологический.
Эмпирические методы исследования. Эмпирическая база исследования составили: Конституции Российской Федерации и Краснодарского края, международно-правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, федеральные подзаконные акты, нормативно-правовые акты субъектов, Послания Президента РФ, материалы периодической печати, в которых содержатся факты, связанные с организацией и функционированием органов и институтов публичной власти.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1 Теоретико-методологические основы организации публичной власти в субъектах РФ
1.1 Общие принципы организации публичной власти в субъектах, закрепленные в Конституции РФ
Основополагающими началами, которые закреплены в Конституции РФ и в других законодательных актах, являются конституционно-правовые принципы. Они являются основой для организации и деятельности органов публичной власти. Существуют такие принципы, которые прописаны в ст. 2 Конституции РФ. Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ определяет общие принципы организации публичной власти в субъектах РФ [2]. Данные принципы являются основополагающими для деятельности всех органов власти субъектов РФ.
Основополагающим принципом является обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. По сути, это является основным положением Конституции РФ, в котором гарантируются права и свободы человека и гражданина.
Органы публичной власти в каждом государстве должны обеспечивать соблюдение прав человека и их защиту. Это относится и к России в равной степени [10, c.10].
Принятие и издание законов, которые направлены на отмену или ущемление прав и свобод человека, не допускается в РФ. Существует возможность ограничения их использования с помощью принятия определенных законов. Эти ограничения прописаны в Конституции, например, о военных и чрезвычайных ситуациях.
Следует помнить, что принимаемые меры должны иметь место только в том объеме, который необходим для сложившейся ситуации. Всегда, при любых обстоятельствах они не должны допускать дискриминации по отношению к отдельным людям или их объединениям. Это может быть связано с полом и религиозными убеждениями, языком, происхождением из общества или занимаемой социальной позицией в нем.
Социальные и имущественные права граждан будут гарантированы органами власти в период чрезвычайных ситуаций. Эти люди должны возместить ущерб, который был причинен в результате этих обстоятельств. Им также следует предоставить жильё и помощь в трудоустройстве для лиц, которые пострадали из-за введенных ограничений. Кроме того, они должны оказать содействие в решении других вопросов, связанных с защитой прав пострадавших во время действия ограничений.
Ключевым принципом Конституции РФ, закрепленным в ФЗ от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ, является верховенство Основного Закона и законов, которые его регулируют. Данное положение касается всей территории РФ. Таким образом, обеспечивается согласованное и стабильное функционирование всей совокупности национального права, которая находится в России [14, c.44].
Ни один из подзаконных актов не может противоречить нормам законов, если они принимаются субъектами правотворчества - органами публичной власти, такими как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. В то же время, законы субъектов РФ должны иметь возможность быть согласованными с нормами федерального законодательства. Если они противоречат им, то действует норма федерального уровня, а региональный правовой акт в случае его несоответствия федеральному законодательству считается неконституционным и подлежит отмене.
При этом стоит отметить, что в Конституции РФ содержится важная гарантия для нормативно-правовых актов, которые принимаются субъектами РФ. Например: в соответствии с пп.6 и 7 ч.6 ст.76 Конституции РФ, если нормативный правовой акт субъекта федерации не согласуется с федеральным законодательством, то он будет признан как нормативный правовой актом, принятым органом публичной власти региона.