Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена важностью потребительского кредитования как одного из механизмов экономических отношений современного общества, роль которого заключается в повышении уровня жизни населения России в рамках удовлетворения потребительских нужд населения при одновременном стимулировании потребительского спроса. Потребительское кредитование позволяет балансировать интересы банков, которые нацелены на получение дохода, и населения, заинтересованного в удовлетворении потребительских нужд и повышении благосостояния.
В современных условиях серьезной проблемой, тормозящей развитие потребительского кредитования, остается низкая доступность потребительских кредитов как результат действия двух, взаимоисключающих факторов: высокая стоимость большей части потребительских товаров и низкий уровень совокупных доходов населения. Данная ситуация определяется сформировавшимся дисбалансом спроса и предложения в сфере потребления, что оказывает негативное влияние на качественное состояние потребительского кредитования.
Цель исследования – провести анализ потребительского кредитования в ПАО «МКБ».
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- представить теоретические аспекты организации потребительского кредитования;
- провести анализ практики потребительского кредитования в коммерческом банке.
Объект исследования – ПАО «МКБ».
Предмет исследования – потребительское кредитование в ПАО «МКБ».
Научная, методологическая и информационная база исследования. При написании работы использована научная и учебная литература, в том числе работы Л.А. Бадалова, Г.Н. Белоглазовой, А.А. Лупу, Н.А. Наточеевой, М.А. Помориной, Ю.А. Ровенского, Ю.Ю. Русанова, В.В. Маганова и других указанных в списке литературы, нормативно-правовые акты по данной проблеме, а также отчетность исследуемого коммерческого банка – ПАО «МКБ».
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования, методы исследования статистической информации, методы сравнения и т.д.
Информационной базой работы являются данные аналитических отчетов международных и отечественных организаций в сфере финансовых рынков, в том числе статистических отчетов Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, данные консалтинговых компаний, отчетность ПАО «МКБ».
В качестве методов сбора информации использованы: метод анализа документов, личные наблюдения и анализ работы персонала банка по управлению кредитными рисками.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические аспекты организации потребительского кредитования
1.1. Экономическая сущность потребительского кредитования
Несмотря на важность потребительского кредитования в формировании экономических отношений в современном обществе, к настоящему времени дискуссионным остается вопрос относительно экономической сущности «потребительского кредитования».
При этом, мнения исследователей разнятся. Проведенный анализ литературы позволил выделить несколько основных подходов к интерпретации «потребительского кредитования» (таблица 1).
Таблица 1
Подходы к интерпретации «потребительского кредитования»
Подход Автор
Нормативно-правовой подход Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)»
Целевая направленность Е.С. Каврук
Е.О. Немировская
И.В. Сарнаков
Отсутствие деятельности физического лица - заемщика Г.Н. Белоглазова
В.В. Сидоров
К.В. Кугаевских
В рамках нормативно-правового подхода можно отметить трактовку сущности «потребительского кредита», которая дана в Федеральном законе от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного Закона под «потребительским кредитом» понимаются «денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [2]. При этом уточняется, что «заемщиком по потребительскому кредиту может выступать только физическое лицо, которое обращается за денежными средствами с целью получения потребительского займа».
Некоторые исследователи акцентируют внимание на целевой направленности «потребительского кредитования». Е.С. Каврук интерпретирует «потребительское кредитование» как «отношения по поводу ссуды, предоставляемой банком физическому лицу с целью приобретения потребительских товаров, а также услуг личного характера (лечение, образование и т.д.)» [6, c. 99]. Подобной точки зрения придерживается Е.О. Немировская, определяя «потребительское кредитование» как «отношения по поводу выдачи кредита, предоставляемого банком частным лицам на потребительские цели» [10, c. 27]. Аналогичное мнение прослеживается в трактовке И.В. Сарнакова, в рамках которой «потребительское кредитование» характеризуется как «одна из разновидностей целевого банковского кредитования, которые могут быть предоставлены физическим лицам для удовлетворения различных целей потребительского характера» [13, c. 17].
В рамках следующего подхода исследователи делают акцент на том, что при получении потребительского кредита физическое лицо не должно осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность, что отличает его от индивидуального предпринимателя. С точки зрения Г.Н. Белоглазовой «потребительское кредитование» рассматривается как «кредитование физических лиц как потребителей с целью приобретения определенных товаров или услуг для личного пользования, не связанных с осуществлением деятельности в качестве предпринимателя» [4, c. 141]. Аналогичное мнение прослеживается в трудах К.В. Кугаевских, который трактует «потребительское кредитование» в качестве «экономических отношений между банком и физическим лицом по поводу предоставления ссуды с целью удовлетворения личных потребностей заемщика, не связанных с осуществлением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» [8, c. 606]. По мнению В.В. Сидорова «потребительское кредитование» характеризуется «предоставлением ссудных средств потребителям (физическим лицам) с целью приобретения товаров и услуг личного потребления, не связанных с ведением предпринимательской деятельности» [14, c. 67].
Несмотря на различия трактовок, можно выделить следующие особенности «потребительского кредитования»:
- Заемщик – только физическое лицо.
- Объект кредитования – товары или услуги личного пользования
- Характер целей кредитования – нужды, не связанные с ведением предпринимательской деятельности.
потребительского кредита. Рассмотрим некоторые из подходов.
Систематизация видов потребительского кредита по О.И. Лаврушину представлены в таблице 2.
Таблица 2
Систематизация видов потребительского кредита [12, c. 35]
Потребность Вид потребительского кредита
Возвратность – погашаемые единовременно;
– с рассрочкой платежа
Срочность – краткосрочный (до 1 месяца);
– среднесрочный (до 1 года);
– долгосрочный (более 1 года);
– онкольный (до востребования)
Платность – с уплатой процентов в момент предоставления кредита;
– с уплатой процентов в момент погашения кредита;
– с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования кредитом
Обеспеченность – доверительные;
– обеспеченные (залоговые);
–под поручительства и финансовые гарантии третьих лиц
Дифференцированность – для пенсионеров,
– для зарплатных клиентов,
– для молодых семей и т.д.
Целевое назначение – на неотложные нужды;
– на приобретение недвижимости;
– на платные услуги (образовательные, медицинские и др.);
– на приобретение транспортного средства;
– на иные цели
О.И. Лаврушин проводит систематизацию видов потребительского кредита в зависимости от присущих ему принципов: возвратности, срочности, платности, обеспеченности, дифференцированности и целевому назначению.
Как было отмечено ранее, принцип возвратности кредита прописан в ст. 819 ГК РФ [1] и определяет порядок возврата кредитных средств, при этом единовременное погашение кредита не противоречит правовой природе данных отношений, хотя в большинстве случаев потребительские кредиты относятся ко второму виду – кредиты с рассрочкой платежа.
В целом, приведенная выше систематизация видов потребительского кредита не является исчерпывающей и ее можно развивать дальше в зависимости от выделения других принципов или признаков потребительского кредита.
1.2. Механизм потребительского кредитования
Порядок предоставления потребительских кредитов представляет собой последовательность этапов механизма потребительского кредитования, алгоритм которого представлен в таблице 3 [11, с. 775].
Таблица 3
Алгоритм механизма потребительского кредитования
Этап Характеристика этапа
Этап 1 Сбор и обработка информации о потенциальном заемщике и предварительная оценка клиента
Этап 2 Оценка вероятности погашения потребительского кредита
Этап 3 Определение процедуры принятия решения об условиях и возможностях выдачи потребительского кредита
Этап 4 Разработка правил, оформление кредитной сделки и кредитного дела заемщика
Этап 5 Юридическое сопровождение кредитной сделки
Этап 6 Организация контроля за соблюдением условий договора потребительского кредитования (кредитный мониторинг)
Рассмотрим каждый из этапов механизма потребительского кредитования более подробно.
Первый этап – Сбор и обработка информации о потенциальном заемщике. Цель данного этапа заключается в выявлении потенциальных некредитоспособных заемщиков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/.
2. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О потребительском кредите (займе)» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986.
3. Антипов А. С. Потребительское кредитование: сущность, границы, виды и перспективы развития в РФ / А. С. Антипов // Интернаука. – 2023. – № 9-2(279). – С. 34-36.
4. Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая ; под редакцией Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 545 с.
5. Галузин Л. А. Анализ кредитного портфеля физических лиц коммерческого банка / Л. А. Галузин, Т. Ю. Мельниченко // Вестник науки. – 2024. – Т. 2, № 1(70). – С. 50-58.
6. Каврук Е.С. Экономическая сущность потребительского кредита / Е.С. Каврук // Научный журнал КубГАУ. – 2017. – № 30. – С. 99-115.
7. Казеннова А. И. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования России / А. И. Казеннова // Развитие российской экономики в современных условиях : Сборник научных трудов по итогам научной конференции, Государственный университет управления, 12–13 сентября 2023 года. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2023. – С. 79-82.
8. Кугаевских К. В. Теоретические подходы к определению банковского кредитования населения / К. В. Кугаевских // Молодой ученый. – 2023. – № 9(113). – С. 604-609.
9. Махомедеяров Т. Р. Динамика потребительского кредитования в России в период после глобальной пандемии / Т. Р. Махомедеяров // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – Т. 2, № 10(139). – С. 82-88.
10. Немировская Е. А. Минимизация риска банковского кредитования населения при расширении его целевой аудитории : специальность 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Е.А. Немировская. – Волгоград, 2008. – 217 с.
11. Носова Т. П. Особенности процесса кредитования населения в современных условиях / Т. П. Носова, А. Д. Петерсонс, И. А. Янкина // Научный аспект. – 2024. – Т. 7, № 1. – С. 773-787.
12. Рахманов А. С. Факторы и условия правового обеспечения экономической безопасности в сфере потребительского кредитования населения / А. С. Рахманов // Студенческий. – 2024. – № 9-3(263). – С. 35-36.
13. Сарнаков И. В. Правовое регулирование договора потребительского кредита : специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / И.В. Сарнаков. – Москва, 2009. – 238 с.
14. Сафонова Н. В. Роль ипотечного кредитования в развитии экономики / Н. В. Сафонова, М. В. И. Каломбо // Перспективы науки. – 2024. – № 1(52). – С. 67-69.
15. Старкова О. Я. Государственное регулирование рынка потребительского кредитования / О. Я. Старкова // Вестник экономики и менеджмента. – 2023. – № 1. – С. 8-12.