Фрагмент для ознакомления
2
Поскольку Российская Федерация встала на путь демократического совершенствования, решение многих социально-экономических проблем общества связано с полноценным функционированием государства в целом, и в частности той части его структур, которые осуществляют законодательную власть. В этой области теоретическое осмысление многомерного и сложного государственно-политического института российской законодательной власти, а также изучение вопросов, связанных с ее деятельностью и организацией, приобретает сегодня особую значимость.
Несомненно, в силу своего представительного характера существование легитимной законодательной власти способствует укреплению государства в целом, повышению эффективности государственного управления, соблюдению прав всех граждан Федерации и отдельных граждан, обеспечению демократии. Законодательная власть, представленная в настоящее время на федеральном и региональном уровнях в РФ, имеет специфические исторические, национальные, этнокультурные и иные особенности, которые должны найти более широкое отражение в правоприменительной практике и законодательстве.
Актуальность темы исследования. Общество создает власть, чтобы регулировать свою жизнь, наделяя власть конкретными полномочиями и в то же время пытаясь их ограничить. Правовое общество - это общество, в котором власть оформлена законом. Кроме того, общество наделяет властью государство, которое делит ее на три ветви: исполнительную, судебную и законодательную. Представительная власть отвечает за то, насколько интересы общества представлены в соответствующих законах государства. Закон обязателен для всех, поскольку является актом парламента, представляющим интересы всех социальных групп и классов. Создание правовых норм начинается с возникновения в обществе объективных закономерностей, требующих правового регулирования, которые реализуются исполнительной, судебной и законодательной властью в присущих им формах через институты государства и общества. Однако процесс создания правовых норм не может быть произвольным или субъективным, а основывается на нормативных, конституционно принятых и закрепленных правилах, которые государство обязано соблюдать.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ (далее – Совет Федерации) был учрежден в соответствии с Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, как собрание, представляющее интересы регионов на федеральном уровне и отражающее федеративное устройство российского государства. Двухпалатная система Федерального Собрания укоренена в истории страны и универсальной парламентской традиции. В настоящее время почти 80 стран с федеративным и унитарным государственным устройством имеют двухпалатные парламенты.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании конституционно-правового механизма формирования двухпалатной структуры Федерального Собрания России.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы двухпалатной структуры Федерального Собрания России.
Цель курсовой работы анализ двухпалатной структуры Федерального Собрания России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть особенности нормативного регулирования деятельности и механизма формирования структуры Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
2.исследовать компетенции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
3.проанализировать нормативное регулирование деятельности и механизм формирования структуры Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
4.определить компетенции Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Дресвянин Д.А., Куликов С.А., Липатов Э.Г., Нудненко Л.А., Репей К.О., Чепурнова Н.М. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Конституционно-правовой статус структуры Совета Федерации Федерального Собрания РФ как верхней палаты парламента
1.1.Нормативное регулирование деятельности и механизм формирования структуры Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Конституция РФ закрепила статус Федерального Собрания как двухпалатного законодательного органа и урегулировала вопрос о его ведении и полномочиях. Статья 95 устанавливала, что Совета Федерации состоит из двух представителей от каждого субъекта РФ (по одному представителю от каждого представительного органа и органа исполнительной власти).
Поскольку Российская Федерация встала на путь демократического совершенствования, решение многих социально-экономических проблем общества связано с полноценным функционированием государства в целом, и в частности той части его структур, которые осуществляют законодательную власть. В этой области теоретическое осмысление многомерного и сложного государственно-политического института российской законодательной власти, а также изучение вопросов, связанных с ее деятельностью и организацией, приобретает сегодня особую значимость. Несомненно, в силу своего представительного характера существование легитимной законодательной власти способствует укреплению государства в целом, повышению эффективности государственного управления, соблюдению прав всех граждан Федерации и отдельных граждан, обеспечению демократии.
Законодательная власть, представленная в настоящее время на федеральном и региональном уровнях в РФ, имеет специфические исторические, национальные, этнокультурные и иные особенности, которые должны найти более широкое отражение в правоприменительной практике и законодательстве.
Изучение положения Совета Федерации в государственных структурах и его роли должно основываться на конституционных положениях о принципе разделения властей.
Согласно конституционному положению, закрепленному в статье 10 Конституции РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Исследуя истоки современного принципа разделения властей (ст.10 Конституции РФ) как основы организации и функционирования государственной власти в современной России, следует отметить, что теория разделения властей возникла еще в глубокой древности.
Основными элементами системы разделения властей являются представительные ветви государственной власти. Согласно этой концепции, представительная (законодательная) ветвь власти занимает ведущее положение, а исполнительная и судебная ветви действуют от имени и в соответствии с исполнением закона. В системе разделения властей парламент является своеобразным центром выработки государственной политики путем принятия общеобязательных норм, отражающих волю народа. Это особое качество парламента обусловлено тем, что он формируется путем всеобщих выборов или делегирования представительства легитимными государственными органами .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 22.12.2020 № 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.12.2020, № 52 (Часть I), ст. 8585.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, № 8, ст. 740
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания РФ" // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202
5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416,
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 28.07.2023) "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 635
7. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 31.10.2023)"О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW/ – Дата обращения 30.04.2024
Ученики и учебные пособия:
8. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. - 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 864 с.
9. Алонцева, Д. В. Конституция Российской Федерации 1993 г.: историко-правовой аспект (к 30-летию принятия Основного закона) / Д. В. Алонцева, О. Н. Гришаева, Р. В. Тихонов // Вопросы истории. - 2023. - № 7-1. - С. 76-87.
10. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 528 с.
Специальная литература:
11. Дресвянин, Д. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: место в системе разделения властей и перспективы совершенствования порядка формирования / Д. А. Дресвянин // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 147-169.
Статьи в периодических изданиях:
12. Березин, А. А. Государственная Дума в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации / А. А. Березин // Конституционализм и государствоведение. – 2021. – № 1(21). – С. 47-50.
13. Бирюков, Р. А. Государственная Дума в России как институт законотворчества: историческое измерение / Р. А. Бирюков // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 11(74). – С. 625-628.
14. Куликов, С. А. Совет Федерации Федерального Собрания РФ предложил наложить мораторий на закупки (закон № 44-ФЗ) / С. А. Куликов // Студенческий. – 2023. – № 8-2(220). – С. 55-58.
15. Липатов, Э. Г. Совет Федерации как институт экономического развития субъектов РФ / Э. Г. Липатов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 3. – С. 97-106.
16. Слесарев С.А. Государственная Дума // СПС КонсультантПлюс. 2023.
17. Чепурнова, Н. М. Совет Федерации Федерального Собрания РФ в системе разделения властей / Н. М. Чепурнова, С. А. Степанян // Закон и право. – 2020. – № 7. – С. 15-21.
Интернет ресурсы:
18. Официальный сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ.- Электронный ресурс. Режим доступа: http://council.gov.ru.