Фрагмент для ознакомления
2
Не последнюю роль в эффективной деятельности торговых предприятий несет торгово-технологический процесс. От правильной организации торгово-технологического процесса в магазине зависит его прибыль. Поэтому вопрос об актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Данная тема исследования представляется актуальной поскольку торговля – древняя и важная сфера человеческой деятельности. Торговля составляет крупнейшую долю в экономике любой страны, в ней занято множество рабочих ресурсов. Предприятия данной сферы наиболее многочисленны [10].
При неверной организации торгово-технологического процесса предприятия в данной сфере будут наблюдаться проблемы, предприятия не смогут максимизировать свою прибыль, а потребитель получит некачественный товар. В таком случае общественная потребность в товаре не будет удовлетворена, а предприятия будут ликвидированы.
Данную тему исследовали следующие авторы: Маняшева Р.М., Ситникова Ю.А., Гарбар П.В., Моргунова Е.П., Бреев О.А., Киселева Т.В., Семканова В.А., Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б., Кулик А.М., Коряков Д.П., Басов М.А., Рыдзевский С.А., Польшина В.Г., Саргсян А.Т., Мицкевич Е.В., Назаренко В.С., Смоленцева Л.В., Назмутдинова А.Р., Горский Д.В. и др.
Цель – выявить особенности розничной торговли как метода распространения товара. Задачи:
выявить значение торгово-технологических процессов в распространении товаров;
выявить принципы размещения розничных торговых предприятий;
сформулировать требования к торговым зданиям и сооружениям;
провести анализ розничной торговли непродовольственными и продовольственными товарами на примере «Магнит».
Объект - организация розничной торговли.
Предмет розничная торговля как метод распространения товара.
Глава 1. Организация работы розничных торговых предприятий
1.1 Значение торгово-технологических процессов в распространении товаров
Торгово-технологический процесс – это комплекс операций в магазине. Это завершающий этап торгово-технологического процесса. На этом этапе в процесс включаются покупатели.
На структуру торгово-технологического процесса влияют степень экономической самостоятельности, способы реализации и особенности магазина.
В целом адаптированный план торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания покупателей представлен на рис. 1.
Рис. 1. Адаптированная схема торгово-технологического процесса магазина
Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих основных принципах [24]:
обеспечение комплексного подхода к его строительству;
создание максимального удобства для клиентов;
достижение максимально эффективного использования помещений магазина и торгово-технологического оборудования;
создание благоприятных условий труда и отдыха сотрудников магазинов, обеспечение высокой культуры и производительности труда.
Основные принципы организации торгово-технологического процесса в магазинах позволяют:
1. обеспечить комплексный подход к разработке оптимальных вариантов реализации товаров;
2. обеспечить лучшие условия для выбора товара; их покупка, экономия времени клиентов;
3. обеспечивать соответствие торгово-технологического процесса научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных процессов труда, научной организации труда;
4. добиться экономической эффективности торгово-технологического процесса за счет ускорения товарооборота, экономии труда, повышения его производительности, снижения издержек обращения;
5. сохранить физические и химические свойства товара. Все эти принципы учитываются при составлении схемы торгово-технологического процесса в магазине.
Схема торгово-технологического процесса разрабатывается для каждого конкретного магазина с учетом условий работы.
Когда организуется процедура хранения товара, следует принимать во внимание срок годности товара, температуру и влажность склада, потоки воздуха, товарное соседство.
Первым этапом технологического процесса является приемка товара, под которой понимается установление фактического количества, комплектности, качества товара. Если данные показатели отклоняются, то выясняются причины этого отклонения.
Процесс приемки товара регламентируется документами – гражданским кодексом [1], Положением о поставках товаров народного потребления; Инструкцией [3], договорами поставщиков и покупателей.
Рис. 2. Процедура торгово-технологического процесса
Существуют факторы, влияющие на операции приемки [20]:
способ доставки (вид транспорта);
место приемки;
характер приемки;
вид поставки и др.
В процессе приемки осуществляют следующие виды работ:
подготовительные к приемке;
проверка целостности упаковки;
разгрузка;
размещение в зону приемки;
распаковка;
приемка товаров по количеству и качеству;
определение мест хранения.
1. В процессе осуществления подготовительных мероприятий по приемке товаров определяют место разгрузки и место хранения, необходимого числа работников приемки и оборудования [18].
2. Перед приемкой проверяют целостность вагона и контейнеров, тары. Если замечены нарушения, то проводится сплошная проверка количества и качества, составляется акт осмотра вагона, который вместе с рекламацией передается поставщику.
3. Перед приемкой осуществляется разгрузка вагона. При этом должны соблюдаться правила погрузочно-разгрузочных работ.
4. Также проводится распаковка товаров с целью проверки количества и качества товара. На этом этапе упорядочивается складирование товаров, сокращается время выполнения заказов.
5. Под приемкой по количеству понимается определение точного количества товара согласно сопроводительным документам. При том проводятся следующие операции:
отбор тары для вскрытия;
вскрытие;
подсчет количества или взвешивание;
сверка с документами [15].
Хранение — этап обращения продукции, который должен проходить в условиях, обеспечивающих минимальные изменения ее количества и качества.
Целесообразно не создание запасов товаров народного потребления, а принудительное пребывание готовой продукции в сфере обращения. Это явление обусловлено необходимостью непрерывности производственного процесса, постоянного обеспечения населения всеми необходимыми потребительскими товарами и формирования резервов. Объем и ассортиментная структура товарно-материальных запасов определяются, с одной стороны, объемом и структурой производства товаров, а с другой стороны, объемом и структурой потребительского спроса. Правильное планирование и нормирование товарно-материальных запасов обеспечивают бесперебойное снабжение потребителей, предотвращают образование излишних, избыточных запасов, а также способствуют ускорению их оборачиваемости.
Запасы могут располагаться на заводских складах промышленных предприятий или в районах сбора сельскохозяйственной продукции; на оптовых торговых базах и складах; в организациях и предприятиях розничной торговли; в пути.
В самом начале процесса перехода к рыночным отношениям торговые предприятия создавали максимальные запасы товаров, в результате чего сроки их реализации нередко нарушались, а обороты резко снижались. В настоящее время вопросы хранения приобретают решающее экономическое значение, особенно для пищевых продуктов. По официальным данным, потери сельскохозяйственной продукции в процессе уборки, транспортировки и хранения составляют от 40 до 50%.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997) // «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР», 1975, N 2.
2 Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7) (ред. от 23.07.1975, с изм. от 22.10.1997) // «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР», 1975, N 2.
3 Абрамычева А.В., Волкова Т.А. Внедрение бережливых технологий в организации розничной торговли // В сборнике: Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Новокузнецк, 2023. С. 423-428.
4 Арличенков А.С. Проблемы организации коммерческой деятельности в фирменной торговле // В сборнике: формирование финансово-экономических условий инновационного развития сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 18-20.
5 Барбарук А.И. Направления совершенствования торгово-технологического процесса посредством применения моделей маркетингового управления // В сборнике: фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. 2018. С. 41-46.
6 Басов М.А., Рыдзевский С.А. Современные технологии развития отрасли «ритейл» (на основе изучения потребительских предпочтений) // В сборнике: Социально-психологические, управленческие и маркетинговые направления развития цифровой экономики Сборник материалов международных научно-практических конференций по проблемам социальной психологии, управления персоналом, менеджмента и маркетинга. 2018. С. 86-92.
7 Валидова В.Р. Направления совершенствования торгово-технологических процессов в продовольственных магазинах (на материалах гастронома «Красный яр») // В сборнике: Теория и практика коммерческой деятельности Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сибирский федеральный университет, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. 2018. С. 308-311.
8 Влияние познавательных ресурсов потребителей на эффективность использования торговых площадей / Выдрина В.А., Кулигина А.В., Депутатова Е.Ю. // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-13 (24). С. 34-36.
9 Горенкова Ю.С., Андриянова К.А. Торгово-технологический процесс на торговом предприятии: теоретические аспекты // В сборнике: современные технологии в мировом научном пространстве сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2017. С. 130-133.
10 Горский Д.В. Синергия электронной торговли, управления цепями поставок и автоматизации в цифровой экономике // В сборнике: Экономическая наука сегодня: теория и практика Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 111-114.
11 Грабин Л.В., Кулешова Е.А. Организация технологии сбора, передачи, обработки и выдачи информации в сфере розничной торговли // В сборнике: информационные системы и технологии. сборник материалов V всероссийской очной научно-технической конференции «ИСТ-2019». Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 14-18.
12 Дудаков Г.С. Влияние ассортимента на организацию торгово-технологического процесса в магазине // В сборнике: фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. 2018. С. 80-83.
13 Иванова К.О., Лукашева О.Л. Торговый сервис и современные маркетинговые технологии как инструмент повышения конкурентоспособности организации в сфере розничной торговли // В сборнике: теория и практика коммерческой деятельности. Материалы XIX Международной научно-практической конференции, электронное издание. Сибирский федеральный университет, Харбинский университет коммерции. 2019. С. 633-639.
14 Иванова О.А. Консалтинговые услуги как инструмент эффективного развития розничной торговли // Российский экономический интернет-журнал. 2017. № 3. С. 21.
15 Ивашкин М.В., Синюков В.А. Перспективные форматы розничных торговых предприятий и их роль в развитии потребительского рынка // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 2 (45). С. 153-160.
16 Инновации в сетевой торговле как инструмент формирования конкурентных преимуществ / Красюк И.А., Кхалаф К.З., Худик Д.Д. // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 54-60.
17 Капустин А.М. Интернет-технологии в маркетинге как основа управления конкурентоспособностью организаций розничной торговли // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 12 (30). С. 75-77.
18 Киселева Т.В. Технологии дарят надежду // Стандарты и качество. 2018. № 3. С. 80-83.
19 Красюк И.А., Назарова Э.А. Маркетинговые технологии в организации бизнес-процессов розничной торговли // Практический маркетинг. 2019. № 7 (269). С. 10-16.
20 Крымов С.М., Капустина И.В. Инновационные методы управления предприятиями розничной торговли на основе мерчендайзинга: оценка эффективности факторов и условий // Практический маркетинг. 2017. № 2-1 (240). С. 69-75.
21 Лесникова Э.П., Смирнов Ю.Б. Оптимизация бизнес-процессов как фактор повышения эффективности управления складской деятельностью оптового предприятия // В сборнике: Общество и экономическая мысль в XXI в.: пути развития и инновации Материалы V Международной научно-практической конференции. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Воронежский филиал. 2017. С. 41-45.
22 Медведева Ю.Ю. Инновационный подход к организации торгово-технологического процесса на основе маркетингового инструментария // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1 (60). С. 947-952.
23 Механизмы осуществления оперативных процессов торговыми организациями / Лебедева О.А., Макарова Т.Н., Скворцова Н.А. // Вестник ОрелГИЭТ. 2017. № 1 (39). С. 178-182.
24 Мирошников Д.В. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», Международный институт экономики и лингвистики. Иркутск, 2017.
25 Непомнящий И.А. Подходы к исследованию торгово-технологического процесса // В сборнике: Теория и практика коммерческой деятельности Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сибирский федеральный университет, Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. 2018. С. 41-47.
26 Николян М.М., Россинская М.В. Пути повышения эффективности организации товарооборота предприятий розничной торговли с использованием цифровых технологий / В книге: актуальные проблемы учета, контроля и государственного управления в системе обеспечения устойчивого развития экономики. Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Министерство науки и высшего образования РФ; ФГАУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Институт экономики и управления, Кафедра учёта, анализа и аудита, Кафедра государственного и муниципального управления. 2021. С. 454-457.
27 Оборин М.С., Старикова Л.Н. Повышение эффективности деятельности предприятий розничной торговой сети на основе моделирования бизнес-процессов // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. № 7 (77). С. 145-158.
28 Организация и технология розничной торговли / Асадуллин Э.З., Давлетбаева Р.М., Биктимирова Х.С. / Москва, 2019.
29 Организация процесса продажи и обслуживания покупателей в магазазине «Leroy merlin» / Красюк И.А., Смирнова А.С., Борзенкова О.О. // В сборнике: студент года 2018 сборник статей IV Международного научно-практического конкурса. 2018. С. 106-111.
30 Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле) / Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В.: Учебник для бакалавров / Москва, 2018. (12-е изд., перераб и доп.).
31 Памбухчиянц О.В. Организация и технология розничной торговли / Рекомендовано федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») в качестве учебника для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир» / (4-е издание) Москва, 2023.
32 Памбухчиянц О.В. Организация и технология розничной торговли // Рекомендовано федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») в качестве учебника для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования по профессии «Продавец, контролер-кассир» / (5-е издание) Москва, 2024.
33 Пахомова Н.Г. Организация и технология розничной торговли / Учебное пособие для СПО / Сер. Среднее профессиональное образование. (2-е издание, исправленное) Саратов, 2022.
34 Романова А.А., Данилова Н.В. Особенности управления процессами организаций в сфере розничной торговли // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики вузовской науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. 2017. С. 182-187.
35 Семененко А. И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 1997. – 349 с.
36 Семканова В.А. Трансформация технологий взаимодействия с покупателями в условиях цифровой экономики // В сборнике: EuropeanScientificConference сборник статей VIII Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2018. С. 174-180.
37 Сергазиева Ж.М. Механизация и автоматизация торгово-технологических процессов в магазинах и на складах в условиях кризиса на примере Соль-Илецкого районного потребительского общества // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 11. С. 258-261.
38 Старикова Л.Н. Инновационный подход к совершенствованию бизнес-процессов на предприятии розничной торговой сети // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 212-222.
39 Турянская Н.И., Смолина М.А. Выявление ключевых факторов успеха организации розничной торговли // В сборнике: Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право Сборник научных трудов Международная конференция. 2018. С. 411-414.
40 Уилсона // Торговля, предпринимательство и право. 2017. № 1. С. 84-87.
41 Яицкая Е.А., Абитов А.Ф. Совершествование торгово-технологического процесса на предприятиях розничной торговли // В сборнике: Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2017. С. 212-214.
42 Shukyurov K.I. Conceptualization of omnichannel marketing in the retailing industry // В сборнике: Marketing models, practices and trends: challenges and prospects for the Greater Eurasia region. Collection of materials of the 1st Eurasian Marketing Conference. 2024. С. 401-403.