Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Борьба с употреблением, распространением и злоупотреблением наркотиками ведется во всем мире. Разница между отечественным и международным опытом заключается в том, что за рубежом попытки решить проблему приобщения подростков к психоактивным веществам начались раньше, чем в России. Получается, что другие страны уже давно работают над профилактикой наркомании среди молодежи и имеют много времени, чтобы проверить эффективность различных профилактических программ. Национальные профилактические программы могут опираться на опыт, накопленный за рубежом, и использовать практики, доказавшие свою эффективность.
В европейской профилактике существует широкий спектр различных программ и методов, каждый из которых был выбран с учетом социальной ситуации. Еще одним направлением является защита окружающей среды. Ее смысл заключается в создании таких условий жизни и социально-экономической среды, в которых никто не хотел бы "убегать от реальности". Государство старается гарантировать своим гражданам достойный уровень жизни.
Европейские эксперты делят профилактику на: универсальную - она проводится в основном в школах и используются универсальные методы; адресную профилактику - такая профилактика проводится с конкретными людьми, у которых могут быть девиантные или психологические проблемы.
В США профилактическая работа началась в конце XX века в связи с резким увеличением числа потребителей наркотиков. Впервые столкнувшись с подобными проблемами, специалисты использовали методы запугивания и привлекали полицию. Необычно для того времени было непосредственное привлечение к профилактике "бывших наркоманов". Их приглашали в учебные заведения сотрудники школ, чтобы они общались с молодежью и запугивали ее. Однако стало ясно, что такая модель профилактики недостаточно эффективна. Поэтому были разработаны новые методы.
В США стали популярны интерактивные методы, такие как ролевые игры, дебаты, тренинги саморазвития и техники отказа от употребления наркотиков. Цель этих занятий - воспитание психически здоровых личностей с высокими коммуникативными навыками и адекватной самооценкой. Кроме того, большое внимание уделяется тому, чтобы научить молодых людей противостоять стрессовым ситуациям, рационально мыслить, правильно расставлять приоритеты и не поддаваться пагубному влиянию.
Даже если комплексная профилактика проводится регулярно, нет абсолютной гарантии, что тот или иной молодой человек не обратится к наркотикам. Для того чтобы выявить таких учеников, в школах США проводится тестирование на наркотики. В 2002 году Верховный суд США расширил полномочия государственных школ по проведению тестирования учащихся на наркотики. В некоторых школах согласие на тестирование требуется при поступлении. Информация о результатах тестирования является конфиденциальной и передается только родителям. Если результат теста положительный, проводится диагностика, чтобы определить, является ли ученик наркоманом.
В США широко распространены наставничество и группы сверстников, в которых участвуют молодые люди, находящиеся на одном этапе взросления, имеющие схожие проблемы и пытающиеся найти правильные решения вместе со старшими. В школьной среде наставники представляют старшие классы и рассказывают наставникам о безопасном образе жизни и способах укрепления здоровья. Эмпирические данные этого исследования свидетельствуют о том, что наставники могут играть важную роль в профилактике употребления наркотиков среди молодежи и снижении вреда, если они уже начали употреблять. Более того, наставники сами извлекают пользу из этой практики.
Опираясь на успех профилактических программ в США, эксперты во многих странах признали важность развития личностных качеств, которые позволяют людям справляться со стрессовыми ситуациями и использовать внутренние и внешние ресурсы для решения проблем. Школы Европы и Великобритании проявляют большой интерес к тренингам личностного роста, иногда даже включая их в учебную программу в качестве отдельного предмета.
Это связано с тем, что современная модель основана на принятии людьми сугубо личных решений относительно употребления психоактивных веществ, при этом каждый человек сам выбирает, как ему относиться к своему здоровью, самостоятельно оценивает, является ли его поведение опасным (модель "перспективы здоровья", М. Беккер) и как оно повлияет на его дальнейшую жизнь. Это связано с тем, что человек должен самостоятельно оценить, является ли его поведение опасным или нет (модель "взгляд со стороны здоровья", М. Беккер) и как оно повлияет на его дальнейшую жизнь. Если в результате аналитической работы человек придет к выводу, что наркотикам нет места в его жизни, это отношение останется в его сознании гораздо прочнее, чем мнение, навязанное извне, путем внушения чувства страха.
Анализируя опыт профилактики в других странах, я хотел бы отметить некоторые специфические аспекты немецкой политики в отношении потребителей наркотиков. В стране существует собственная система профилактики и лечения наркомании, включающая ряд социальных и медицинских учреждений, а также пункты временного пребывания для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, где созданы соответствующие условия, поскольку расходы на здравоохранение составляют значительную часть бюджета.
Так, объект исследования – борьба с наркоманией и токсикоманией.
Предмет исследования – опыт и сотрудничество в борьбе с наркоманией и токсикоманией.
Цель работы – рассмотреть зарубежный опыт и международное сотрудничество в борьбе с наркоманией и токсикоманией.
Задачи работы:
-рассмотреть особенности международной борьбы с наркотическими средствами и психотропными веществами;
-рассмотреть особенности международного сотрудничества по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных веществ
-рассмотреть опыт разных стран в борьбе с наркотиками и токсикоманией.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников. соответствующих теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках психо-профилактического практикума, а также анализ материалов может найти применение в организации превентивной работы и в России.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение и список литературы.
1. Международная борьба с наркотическими средствами и психотропными веществами
Каждое государство на нашей планете занято пресечением наркоторговли в своей стране и во всем мире в целом. С каждым годом проблема незаконного оборота наркотиков становится все более серьезной и затрагивает все без исключения страны и элементы мирового сообщества. В современном обществе страны не могут бороться с незаконным оборотом наркотиков в одиночку. Необходимость сотрудничества в области обеспечения международной и внутренней безопасности привела к формированию тесных международных партнерств между различными странами [12, с. 154]
Борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ традиционно рассматривалась в контексте внутренней правоохранительной деятельности. Однако изначально такая деятельность начиналась с установления международных правил путем принятия международных соглашений, на основе которых государства-участники создавали национальные структуры. Нисколько не умаляя важности и эффективности деятельности национальных ведомств в борьбе с наркотрафиком, следует обратить особое внимание на международное влияние национального сотрудничества на весь этот механизм.
Наркотические средства и психотропные вещества (далее - наркотики) уже более века являются предметом сотрудничества государств. Это объясняется различными причинами. Во-первых, с развитием медицинской науки пришло понимание того, что чрезмерное использование наркотиков в медицинских целях не всегда оправдано, что заложило основу для установления государственных запретов и ограничений, а в конечном итоге - развития теневого распространения наркотиков. Во-вторых, в начале XX века распространение наркотиков приобрело транснациональный характер, перешагнув государственные границы и угрожая здоровью людей во многих странах. Интернационализация преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, особенно организованной преступности, является одной из центральных проблем современного государства.
Международная опиумная конвенция 1912 года (с поправками 1925 года) закрепила обязательство государств-участников создать национальные механизмы контроля над производством наркотиков и постепенно сократить и прекратить внутреннюю торговлю и потребление. Постепенная интенсификация внутреннего импорта и экспорта наркотических средств Первоначально Конвенция распространила эти запреты и ограничения на опий и его производные. И еще одна глава Конвенции посвящена регулированию медицинского применения наркотических средств (опий, кокаин, героин, морфин и др.) и их ограничениям. В рамках правовых норм в документе приведены химические формулы этих веществ и дана их четкая характеристика [12, с. 154]
Таким образом, впервые регулирование оборота наркотиков и процедура лицензирования легального производства наркотических средств были введены на международном уровне в качестве международного обязательства для государств-участников. Иными словами, именно на основе международных норм появились национальные законы, криминализирующие подобную деятельность.
Несмотря на общие правила для всех стран, исходя из специфики наркооборота на их территории, государства можно классифицировать на:
– страны – производители наркотиков;
– страны транзита наркотиков;
– страны – потребители наркотиков.
Конечно, такое разграничение условно, поскольку зачастую все три проблемы существуют в одной стране. Однако, принимая во внимание эти факторы, каждая страна выбирает свои собственные механизмы борьбы с наркотрафиком, которые отражаются в национальном законодательстве и организационных структурах. Это означает, что хотя международные обязательства могут быть общими, способы их реализации различаются. В рамках международного сотрудничества государства обмениваются опытом борьбы, разрабатывают и реализуют совместные меры по пресечению отдельных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Важной историей международного сотрудничества являются 60-80-е годы XX века. В этот период в рамках ООН были приняты базовые международные соглашения, которые стали основой современного международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В этот период были приняты три конвенции:
1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с изменениями
1972 г.);
2. Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;
3. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Рассмотрим достоинства и недостатки этих соглашений с позиции влияния на национальные механизмы борьбы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конвенция о психотропных веществах» (заключена в г. Вене 21.02.1971)// Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
2. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция 8 декабря 2020 г.)// Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
3. Законопроект № 1148616–7 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» от 30 ноября 2000 года// Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
4. Авакян Р. О. Наркомания: вчера, сегодня, завтра. Часть II. Актуальные вопросы антинаркотической политики: международный опыт //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. – 2016. – №. 4. – С. 12-16.
5. Афамготов Э. М. История развития антинаркотического законодательства: международноправовой и отечественный опыт //Общество и право. – 2009. – №. 1 (23). – С. 41-43.
6. Доклад Международного комитета по контролю за наркотиками за 2017. Глава II. Функционирование системы международного контроля над наркотиками. Окончание // Наркология. 2018. Т.17. №5. С. 9-30.
7. Жарко Н. В., Роман Е. М. Роль норм международного права в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в России //Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты» Учредители: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. – №. 23. – С. 80-85.
8. Зарубин, А. А., Зарубина, Н. П. Объективные необходимости и правовые возможности международного сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков // Законность и порядок: правосознание и правовая культура современного общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 165-172.
9. Кондратьев И. Л. Роль международных структур в борьбе с незаконным оборотом наркотиков //Дисс. канд. полит. наук. – 2010. – С. 175-177.
10. Луцева О. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОМАНИИ //Печатается по решению редакционно-издательского совета РГУ име-ни СА Есенина в соответствии с планом изданий на 2007 год. Ответственный редактор ТД Здольник Рецензенты: ВМ Ериков, канд. мед. наук, доц. – С. 114.
11. Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. URL: https://www.un.org/ru/observances/end-drug-abuse-day (дата обращения 24.04. 2024 г.)
12. Погорелов, Д. Н. Международная борьба с наркотическими средствами и психотропными веществами / Д. Н. Погорелов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 154-156. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87378/ (дата обращения: 23.04.2024).
13. Соловьев, В. С. Международное сотрудничество по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных веществ / В. С. Соловьев. — Текст : электронный. — URL: https://ru.essays.club/Экономические-дисциплины/Международные-отношения/Международное-сотрудничество-327004.html (дата обращения: 22.04.2024).
14. Новоселов Н. Г., Моисеев Н. А. Пути совершенствования борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. // Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел. — 2017. — № 1. — С. 126–129.
15. Хохлов, Е.Е. Роль международных структур в борьбе с незаконным оборотом наркотиков // Научный портал МВД России. 2020. №2 (50). С. 111- 21.
16. Фабрика, Т. А. Международное сотрудничество по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических и психотропных веществ / Т. А. Фабрика, С. А. Меньшикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99299/ (дата обращения: 23.04.2024).
17. Ятрушева А. А., Степенко В. Е. Международное сотрудничество по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ //Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – Т. 5. – №. 4. – С. 281-291.
18. Шабанов М. Ш. Международный опыт по борьбе с наркоманиейи распространением наркотиков //Этносоциум и межнациональная культура. – 2013. – №. 5. – С. 92-99.
19. Becker G. Grossman M., Murphy K. M. Rational addiction and the effect of price on consumption // The American Economic Review. - 1991. - May. - P. 237-241.
20. Drug abuse and Drug - Related Crimes: some unresolved legal problems by SK Chatterjee, Ph. D (London). Reader in Law. City of London Polytechnic. 1999.
21. Jakowitz M.L. Evolution of the drug laws of the United States, 1906-1964.-"Food, Drug, Cosmetics Law Journal", 1964.- vol.19.- P.296-304.
22. Kohli D.N. The Story on narcotics control in India (opium).- UN, "Bulletin on Narcotics",1966.- vol.XVIII.- N 3.- P.3-12.
23. Main heroin trafficking flows as described by reported seizures. URL: https://www.unodc.org/res/wdr2022/MS/Statistical%20Annex/7.3.1_-_Main_heroin_trafficking_flows_as_described_by_reported_seizures_20162020.pdf (Дата обращения 25.04. 2024 г.)