Фрагмент для ознакомления
2
Многие великие люди задавались вопросом, что это за явление - ли-дерство. Конфуций писал, что лидером может быть тот, кто повторяет ста-рое и изучает новое. овенарг Люк де Клапье, известный французский писа-тель, говорил, что если ты хочешь подчинить других, начни с себя. Напо-леон Бонапарт очень лаконично сказал о фюрере, что армия овец, ведомая львом, всегда будет армией львов, ведомой бароном. Он считал, что ли-дерство - это не только способность руководить другими, но и способность управлять своей собственной жизнью.
Слово «лидер» происходит от английского «ведущий». Итак, лидер - это тот, кто идет впереди. Лидер - это человек в группе, который пользует-ся большим авторитетом и имеет влияние, которое действует как контро-лирующее действие. Чтобы стать лидером, вы должны обладать сильной волей и обладать определенными качествами [12].
Лидер - это лицо, в отношении которого все остальные члены груп-пы имеют право принимать наиболее ответственные решения, затрагива-ющие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидер может быть официальным, то есть назначенным, или он может руководить командой, основываясь на своих организационных способностях.
Исследования показывают, что знания и способности лидера всегда ценятся людьми гораздо выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.
В разных ситуациях группа назначает разных людей лидерами. Ис-следование Б.Д. Парыгина выделяет типы лидеров в зависимости от харак-тера деятельности (универсальный лидер, ситуационный лидер), ее содер-жания (вдохновляющий лидер, исполнительный лидер, исполнительный директор, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный ли-дер, демократический лидер).
Британский психолог Эдвард де Боне использует роли, которые ли-деры выполняют в команде, в качестве критерия. Согласно его классифи-кации, существуют такие типы лидеров:
1. Мудрец - это мозг команды. Он способен анализировать повсе-дневное и предсказывать будущее, его анализ охватывает очень широкий круг событий, людей и объектов. Пророк - его мысли - устремлены в бу-дущее. Он всегда полон мечтаний и, казалось бы, нереалистичных пер-спектив.
2. Волшебник стремится к гармонии и оптимизации всего окружаю-щего. Он любит меняться, любит перемены.
3. Наставник - он не только постоянно развивает свои навыки и со-вершенствует свои способности, но и стимулирует других к профессио-нальному и личностному развитию.
4. Союзник - любит общаться и сотрудничать, развивает и поддер-живает партнерские отношения.
5. Правитель использует власть для принятия ответственных реше-ний. И побуждает других делать то же самое.
6. Исследователь - отличный организатор, который знает, как объ-единить людей и направить их в выбранном направлении.
7. Художник посвящает свою жизнь совершенствованию своего ма-стерства. Для него работа - это искусство [15].
В рассказе А. Гайдара «Тимур и его команда» Тимур - главный ге-рой рассказа. Он является лидером в работе. Тимур определенно обладает лидерскими качествами: смелый, решительный, смелый, ответственный, верный, надежный как друг, справедливый и честный.
В замечательном произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера» главным героем рассказа является Том Сойер. В работе Том вы-ступает в роли лидера и обладает такими лидерскими качествами, как бла-городство, доброта, справедливость, благородство, щедрость.
При этом в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» главный ге-рой романа - Остап Бендер. В работе он лидер. Остап обладает опреде-ленными качествами: саркастичный, одержимый победой, общительный, с чувством юмора, энергичный, мечтательный, умный человек.
Как видим, лидерство - это не четко определенный список качеств. Особенно если это лидер подростковой группы. Для этого нам нужно вы-яснить, что такое подростковый возраст.
§2. Характеристика личности подростка
Подростковый возраст - это период онтогенеза, по традиционной классификации от 11-12 до 14-15 лет, соответствующий переходу от дет-ства к подростковому возрасту. В этот период подростка ждут внутрилич-ностные и межличностные конфликты, развитие самости, формирование эго-идентичности, развитие самосознания и эмоционально-волевой сферы, формирование ценностных ориентаций, общение со сверстниками.
Подросткам чрезвычайно важно стать личностью, осознать и развить свою уникальность, но это не совсем возможно, так как мальчик еще не способен объективно оценивать себя, представлять себя миру полноценной личностью. В это время семейные отношения претерпевают изменения, ко-торые проявляются в негативизме и отчуждении – это начало поиска свое-го собственного и неповторимого «я».
Подростки склонны все переосмысливать, чувствовать то, что их сейчас интересует, возникает потребность в самопознании (отождествлении себя со своим собственным «я»). В подростковом возрасте диапазон чувств, восприимчивости и переживаний чрезвычайно широк. Желание достичь цели любой ценой иногда никто не может остановить: в этот мо-мент он не боится опасности, подросток склонен к риску, безрассудным поступкам, которые могут угрожать его жизни. Подросток впадает в со-стояние психологического кризиса, обнаруживая свое несовершенство по-средством анализа себя и других людей. Для него это тяжелое испытание, идентификация с другими проходит через его собственные душевные му-ки, поэтому подростковый кризис обогащает знания о себе, сверстниках и отношениях с людьми, помогает отстоять свое право быть личностью.
Каждый возраст начинается с изменения ситуации социального раз-вития. Подросток уже не ребенок, но и не взрослый, хотя он действительно хочет им стать. Невысказанная цель подросткового возраста - избавиться от родительского контроля и опеки и обрести независимость. В этом воз-расте происходит переоценка ранее знакомого мира, устанавливаются са-моопределение, рамки и поведение.
Возникает отчуждение, разрыв отношений с семьей и во многих важ-ных сферах. Основными чертами подростков старшего возраста являются: повышенная важность тесных эмоциональных контактов и интенсивной социализации, которая заменяет характерное для подростков противосто-яние взрослому обществу, активный поиск друзей и единомышленников, много времени для доверительного и эмоционального общения, быстрое изменение проявления симпатии в общении со сверстниками [13].
Подростковый возраст чувствителен к формированию ценностей, морали, мировоззрения и восприятия окружающего мира. Подростковый возраст - это возраст, относящийся к переходному и критическому этапу онтогенеза, в основе которого лежит изменение социальной ситуации раз-вития: стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток начинает проявлять интерес к себе как к личности, к своим способностям и способностям. Половое со-зревание оказывает значительное влияние на функционирование внутрен-них органов, появляется сексуальное влечение и связанные с ним пережи-вания. Чувство взросления выражается в желании стать полноправным членом общества, стремлении показать свою независимость и «взрос-лость», добиться уважения со стороны старших.
Переоценка своих способностей может привести к обидчивости, за-вышенной самооценке и критике со стороны взрослых. Социальная ситуа-ция развития определяет переходный период и кризис подросткового воз-раста. В период полового созревания меняется ведущая деятельность: об-щение со сверстниками (по Д.Б. Эльконину), преподавание (по Л.И. Божо-вичу), общественно полезная работа (по Д.И. Фельдштейну).
В подростковом возрасте жизнь во многих случаях продолжается в семейной, школьной среде. Сама социальная ситуация развития формиру-ет новые ценностные ориентации в сознании подростка посредством интен-сивного размышления о себе, других людях и обществе в целом, и проис-ходят изменения в шкале ценностей - все освещается проекцией отражения и, прежде всего, это семья и близкие. Если в семье с высокой ответственно-стью и рефлексией понимают, что ребенок вырос, уважают его взрослую жизнь, себя, есть возможность успешного развития мальчика, его ценност-ная ориентация в таких случаях направлена на понимание и усвоение мно-гообразия реальности, духовное развитие.
Отчужденная, авторитарная или терпимая семья негативно влияет на развитие подростков, особенно на характер отношений с другими людьми, в результате чего может возникнуть отчужденное поведение, нигилизм, агрессивные реакции, пассивное поведение, комплекс неполноценности, лежащий в основе склонности к риску. Независимо от микроклимата в се-мье, отношения и потребность в семье важны в подростковом возрасте, но отношения со сверстниками становятся основой внутреннего интереса подростков.
Благодаря общению постигаются различные нормы взаимоотноше-ний, развивается рефлексия на свои и чужие поступки, расширяются гра-ницы знаний и демонстрируются освоенные способы психической деятель-ности. В подростковом возрасте самосознание интенсивно развивается че-рез рефлексию. Теперь подросток может заняться размышлениями о соб-ственных чертах характера. Образование и воспитание, полученные под-ростком в детстве, определяют богатство рефлексии. Какие бы ассоциации ни приходили в голову подростку, он всегда отождествляет себя с самим собой, возвращается к себе, к своему собственному «я». Рефлексия вызы-вает чувство восхищения собой и повышает самооценку [18].
Подросток боится очернить себя в собственных глазах, из-за этого он может начать бояться общения с окружающими, что может привести к застенчивости. Внешний вид имеет особое значение, так как подросток уделяет ему особое внимание. Подходящая прическа, манера одеваться в соответствии с канонами референтной группы - это общая идентификация, которая создает чувство защищенности, объединяя подростков в «мы». В подростковом возрасте человек пытается осознать себя таким, какой он есть: оценивает свои достоинства и недостатки, открыто хвалит себя и свои способности. Подросткам не нужна анонимность, им нужно заявить о себе, их нужно принимать такими, какие они есть.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков СПб., 1998.
2. Акинин П.В, Ерохин A.M., Попов В.Н. Лидерство в общественной группе : учебное пособие. Ставрополь, 1996. 70 с. 12. Емелин К.Г. Указ. соч. С. 103.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1995.
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. № 2. № 4. 1978.
5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2001. 336 с.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д, 2002. 544 с.
7. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.
8. Войтлева Н.А. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2003. 26 с.
9. Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии: в 2 ч. М., 1925. Ч. 1. Психология масс. 88 с. Ч. 2. Психология общественных движений. 118 с.
10. Волков Б.С. Волкова Н.В. Возрастная психология. М., 2008.
11. Гафуров Х.М. Педагогическая технология и педагогическое мастерство : конспект лекций. Ташкент, 2008. 45 с.
12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). М., 1998. 608 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
14. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2016.
15. Ильин Е.П. Психология Риска. СПб., 2012.
16. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006.
17. Ниазашвили А.Г. Индивидуальные различия склонности к риску в разных социальных ситуациях развития личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007.
18. Общая психология / состав. Е.И. Рогов, М., 1995. 13. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология Подростка. М., 1965.
19. Петраш, И.А. Исторический роман как средство воспитания гармоничной личности / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научнометодической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – С. 1724-1729. – ISBN 978- 5-4417-0161-7.
20. Петраш, И.А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научнометодической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. – С. 2378-2383. – ISBN978- 5-4417-0309-3.
21. Словарь практического психолога. / под ред. С.Ю. Головина. Минск, 1998.
22. Современный урок русского языка и литературы / под ред.З.С. Смелковой. - Л.: Наука, 1990.
23. Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997.
24. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века / Д.В. Чернилевский. - М.: РИО МГТА, 2017.