Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
Обществу всегда нужны творческие и инновационные люди. Они характеризуются иным мышлением для решения каких-либо проблем, как другие, и всегда готовы предложить множество различных идей для решения социально-экономических, культурных проблем и т.д. Большое значение творческих способностей для решения психолого-педагогических задач в настоящее время обусловлено спецификой современного социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
Проблема изучения творческих способностей, в том числе и изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста, всегда интересовала ученых, педагогов, психологов. В современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех институтов общества и их непрерывного реформирования. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Такого рода личные качества не возникают сами по себе. Необходимо формировать и развивать их с детства, что на самом деле и делают все образовательные организации, как в рамках школьной, так и внеклассной деятельности школьников. Поддержка талантливых и одаренных детей всегда была одной из важнейших задач в российской системе образования.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждом этапе обучения, от ДОУ до университета, такая работа не является спонтанной. Систематическая и упорядоченная работа с детьми проводилась всегда, в том числе и в рамках традиционной образовательной модели.
Цель работы: изучить и предложить пути развития младших школьников в изобразительной деятельности на внеклассных занятиях.
Объект исследования: процесс выявления развития учащихся младших классов в изобразительной деятельности на внеурочных занятиях.
Предмет исследования: средства развития у учеников младших классов изобразительной деятельности на внеурочных занятиях.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности художественно-творческого развития младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
3. Дать характеристику основных средств художественно-творческого развития младших школьников на внеурочных занятиях по изобразительному искусству.
4. Определить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
5. Разработать содержание практической работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (от 6 до 11 лет). Этот период характеризуется повышенным физическим и психофизиологическим развитием ребенка, что обеспечивает ему систематическое обучение в школе.
Начало школьного обучения приводит к изменению социальной ситуации развития ребенка. Теперь у него есть социально значимые обязанности, он становится социальным субъектом.
Оценивается образовательная деятельность ребенка. В психологии отношений с окружающими также происходят изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать для ребенка все большее значение, роль детского сообщества значительно возрастает [2, 90].
Психология начальной школы формируется под влиянием обучения. В результате у детей развивается память, улучшается вербально-логическое и семантическое запоминание. А младший школьный возраст заканчивается способностью самостоятельно рассуждать, сравнивать, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и немедленно, часто бездумно, не взвешивая всех обстоятельств. В любых предполагаемых начинаниях, трудностях или целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, которые могут представлять собой своеобразную форму протеста против требований школы.
Отсутствие семейного воспитания может значительно усугубить проблему. В этом возрасте ребенок уже беспокоится не только об успехах в школе, но и об отношениях с одноклассниками, сверстниками, учителями и родителями. Моральное состояние ребенка влияет на его уровень успеваемости, где похвала и мнение учителя занимают не последнее место. В конце концов, во время обучения у детей должен быть новый, более качественный "взрослый" тип отношений с учителями и одноклассниками.
В самом раннем школьном возрасте учебная деятельность становится основной. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие вербально-логического, рассудительного мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения [4, 67].
Образование в младших классах имеет одну особенность: обучением младших учеников руководит учитель, который оказывает очень сильное влияние на своих учеников.
Особенности младших школьников, детей 7-9 лет, заключаются в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учителя. В принципе, учебная деятельность ученика заключается в подчинении учителю и выполнении всех его указаний.
Эти особенности детей (уверенное выполнение, подражание, вера в истинность полученных знаний) являются довольно важными предпосылками для обучения в начальной школе. Активность ученика во многом обусловлена тем, что ребенку (за крайне редкими исключениями) нравится посещать школу: его привлекает возможность оказаться в положении ученика и привлекает сам процесс обучения.
Учебная деятельность школьников младших классов сопровождается активной реакцией на непосредственные впечатления. А поскольку дети этого возраста также очень импульсивны, занятия часто становятся быстрыми, насыщенными и напряженными. Детям ни в коем случае нельзя скучать – необходимо довольно часто менять характер упражнений, не затягивать перерывы и держать внимание детей в напряжении. Следует понимать, что такие малыши не могут концентрироваться на одном деле более 20 минут. Очень показательным является тот факт, что младшие ученики уже не так заинтересованы в выяснении причин и смысла информации, которую им представляет учитель, в отличие от учеников с их вопросом «почему?».
Еще одна особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память учащегося приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одно новообразование в психологии младших школьников – это выработка волевого поведения, планирование результатов действия и рефлексии. Ученик становится самостоятельным, формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Наиболее отчетливо в младшем школьном возрасте проявляется мотив успеха, иногда – мотив избежать неудачи [12, 121].
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая направленность в своих действиях, которая связана со страхом изменить отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в самом раннем школьном возрасте во многом зависит от успеваемости в школе, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешним воздействиям, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностями, стремятся к совершенству и лидерству. Школьники ищут новые групповые формы деятельности, занятий, стараются принадлежать к детскому сообществу.
Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель для них авторитет, поэтому он должен создавать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.
У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому эти психические особенности необходимо учитывать при обучении младших школьников [2, 156] .
Учеба, являясь основным видом деятельности, предъявляет ряд требований к младшему ученику: происходит изменение режима его дня, ритм школьной жизни способствует развитию навыков и умений, необходимых для успешной учебы.
Младший школьник учится правильно распределять свое время, взаимодействовать с коллективом, общаться с большим количеством сверстников и преподавательского состава.
Ребенок начинает меньше двигаться, его основные нагрузки теперь связаны с умственной деятельностью, но у него все еще есть потребность в игровой деятельности. В школьном возрасте игра занимает не так много времени, как в дошкольном периоде, но, тем не менее, играет важную роль в умственном развитии ребенка.
Основой воспитания и образования подрастающего поколения является начальная школа, именно здесь дети учатся читать, писать, считать, слушать, слушать, говорить, сопереживать.
Образовательный процесс начальной школы является одной из фундаментальных составляющих формирования личности ученика.
Личность учителя играет очень важную роль в этом процессе, потому что он является стандартом для младших учеников. Младшие школьники стараются во всем походить на учителя. Им кажется, что все их действия имеют положительную направленность [12, 132].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
2. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
5. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 25.04.2024).
6. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений . - М.: Просвещение, 2017. - 80с.
7. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 25.04.2024).
8. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
9. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
10. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 02.04.2023).
11. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.
12. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 25.04.2024).
13. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 25.04.2024).
14. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- с.107.
15. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
16. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37с.