Фрагмент для ознакомления
2
Органы исполнительной власти являются одной из ветвей государственной власти в РФ. Имея определенную самостоятельность и полномочия, эта ветвь государственной власти наиболее тесно взаимодействует с органами законодательной и судебной власти, формируя, соответственно, систему сдержек и противовесов.
Согласно статье 110 Конституции РФ вопросами исполнительной власти занимается такой орган, как Правительство РФ. В связи с тем, что исполнительная власть, как мы уже отмечали, является одной из ветвей государственной власти, следует во время ее характеристики установить место исполнительной власти в системе разделения властей, то есть определить ее взаимоотношения с иными ветвями власти.
Сама система управления Правительством РФ обладает двойственным характером. Это выражается как в системе управления Правительством РФ, в общем, так и при управлении определенными исполнительными органами власти РФ .
В соответствии со статьей 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ предусматривает основные направления деятельности Правительства РФ и занимается вопросами организации его деятельности.
Также пункт «б» статьи 83 Конституции РФ предоставляет право Президенту РФ быть председателем на заседаниях Правительства РФ. В соответствии со статьей 31 Федерального конституционного закона РФ «О Правительстве РФ» в дополнение к предусмотренному полномочию предоставляет право принимать участие в качестве председателя также на заседаниях Президиума Правительства РФ.
В рамках расширения полномочий Президента РФ по отношению к Правительству РФ следует отметить институт контроля и поручений. В соответствии с Регламентом Правительства РФ, Президент РФ вправе давать поручения Председателю Правительства РФ, в том числе его заместителям, федеральным министрам, руководителям иных исполнительных органов власти федерального уровня. Поручения Президента РФ исполняются в определенный срок, и рапорт об их исполнении отправляется Президенту РФ.
Однако в соответствии со ст. 117 Конституции РФ Госдума РФ имеет полномочие выражать недоверие Правительству РФ, что теоретически говорит о наличии у Правительства РФ ответственности перед Федеральным Собранием РФ. Между тем, предусмотренный в этой статье процесс опровергает данное предположение. К примеру, если Госдума РФ выражает недоверие, Президент РФ вправе решать вопрос: предоставить согласие на отправление в отставку Правительства РФ или же не предоставлять согласия и не предпринимать в связи с этим никаких действий .
Если принять во внимание тот факт, что Президент РФ вправе при формировании такого желания самостоятельно отправить Правительство РФ в отставку и, кроме того, мог это сделать при первом выражении недоверия, то сложно представить, что Президент РФ остановит собственный выбор на первом варианте.
Следовательно, даже данный далеко не полный перечень полномочий Президента РФ в области исполнительной власти предоставляет основания признать главой исполнительной власти именно Президента РФ, а не Председателя Правительства РФ либо Правительство РФ, в общем. Указания Президента РФ по всем вопросам управления государством являются обязательными для Правительства РФ.
Проблеме понятия, а также определения органа исполнительной власти посвящено большое количество трудов специалистов различных правовых отраслей. Необходимо отметить, что интерес к ней, как и вообще к теории государственных органов, все время возрастал. Подтолкнула к разработке данной проблемы Конституция Российской Федерации 1993 года: именно на ее основе были проведены новые изыскания теоретического и прикладного характера.
Орган исполнительной власти - это независимый структурный элемент в механизме исполнительной власти, которая на практике реализует функции управления в государстве в пределах предоставленной компетенции в конкретной области государственного ведения.
Выступая в качестве части аппарата государства, он имеет некоторые полномочия, обладает структурой, территориальным масштабом своей деятельности, создается в определенном законодательством либо другими нормативно-правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделяется правом выступать по государственному поручению, и призван осуществлять в рамках распорядительной и исполнительной деятельности повседневное руководство по социально-культурным, хозяйственным, а также административно-политическим вопросам .
Термины «орган управления государством» и «орган исполнительной власти» используются в качестве равнозначных.
Органы исполнительной власти имеют административную дееспособность и правоспособность, которая образуется в одно и то же время с их образованием и установлением компетенции, а прекращается по причине их ликвидации. Полномочия органов исполнительной власти, их задачи, права и обязанности, функции, методы и формы деятельности находят собственное закрепление и выражение в определенных законах, нормах и иных нормативно-правовых актах.
Органы исполнительной власти выступают в качестве части аппарата государства и выполняют существенный объем государственных функций. Их основное отличие от судебных и законодательных органов состоит в назначении, содержании деятельности и методах работы.
Органы исполнительной власти призваны осуществлять распорядительную, организационную, управленческую деятельность на подзаконной основе. Исполнительный характер состоит в организации на практике исполнения положений законов, иных нормативно-правовых актов, юридических предписаний. Распорядительный характер заключается в том, что по вопросам своих полномочий исполнительные органы власти вправе принимать распоряжения и постановления, считающиеся обязательными для исполнения всеми органами, организациями и гражданами на конкретной территории .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7061
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) О Конституционном Суде Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447
Научная и учебная литература:
4. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А.С. Автономов. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 476 с.
5. Апалько М.С. Понятие и основные признаки судебной власти // Журнал «Научный Лидер» . - 2023. - № 53 (98). - С. 103-107.
6. Барашков Е.О., Пяткин В.Н. Теория разделения властей: вопросы становления, развития, реализации // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2021. - Т. 14. - № 7. - С. 48.
7. Барсукова Е.Н., Сазанкова О.В. Понятие судебной власти: ее содержание и признаки // Журнал «Юридический факт». – 2020.- № 42. - С. 19-23.
8. Безруков, А.В. Конституционное право России : учебное пособие / А.В. Безруков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юстицинформ, 2018. — 344 с.
9. Бояркина А.Г. Законодательная власть в системе разделения властей // Современные тенденции развития науки и образования в эпоху цифровизации. Сборник научных статей. - 2022. - С. 183.
10. Гайнутдинова Л.А., Гайнутдинов Р.И. Концепция разделения властей ш. Монтескье и ее практическое измерение // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. № 4. С. 174-186.
11. Галиев Ф.Х., Султанов А.Х. Теория разделения властей: современное прочтение // Журнал «Теория государства и права». - 2021. - № 4 (25). - С. 96-98.
12. Гарибов Н.С. Место судебной власти в системе органов государственной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 27-2 (219). - С. 44-46.
13. Горбенко П. Д. Законодательная власть в РФ: понятие и юридические основы // Журнал «The Newman in Foreign policy». – 2022. – С.22-24
14. Иванова В.В. Формирование системы органов исполнительной власти РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020.- № 44 (334). - С. 214-217.
15. Каирбекова Ф.К. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Журнал «Трибуна ученого». - 2021. - № 4. - С. 92-97.
16. Комкова Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 369 с.
17. Лутенко Е.В. Система органов исполнительной власти в РФ // Журнал «NovaUm.Ru. - 2020.- № 28. - С. 248-250.
18. Мамаева С.М. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: состояние и перспективы // Журнал «Студенческий вестник». - 2020. - № 36-2 (134). - С. 6-8.
19. Пастернак А.М. Проблемы реализации принципа разделения властей // Журнал «Вестник науки». - 2023. - Т. 2. - № 7 (64). - С. 114-117.
20. Пахомов В.Г. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 2. - С. 53-55
21. Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 279 с.
22. Тонконогов А.В. К вопросу о самостоятельности органов судебной власти РФ // Журнал «Закон и право». -2020. - № 1. - С. 130-133.
23. Чиркин, В. Е. Сравнительное государствоведение: учебное пособие / В.Е. Чиркин. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 448 с.
24. Шварёва Д.В. История появления концепции разделения властей // Развитие и реформирование государственного управления и местного самоуправления в России на современном этапе. Сборник научных статей. - 2021. - С. 205-209.
25. Шутков А.С. Понятие и сущность судебной власти // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 39-3 (231). - С. 51-52.