Фрагмент для ознакомления
2
Понятие "самооценка" в психологии развивалось с течением времени. Это был постепенный процесс, в ходе которого ученые углубляли и расширяли понимание этого понятия. Уильям Джеймс, опубликовавший свою работу в 1890 году, был одним из первых, кто изучил концепцию "я" в психологии и заложил основы для исследований самооценки . Он определил самооценку как эмоциональную реакцию на собственное самовосприятие, отражающую уровень удовлетворенности или неудовлетворенности человека собой.
Психоаналитический подход, хотя и предлагает свою собственную теорию личности, специально не фокусируется на самооценке. Однако работа К. Хорни предлагает два подхода к этой теме . Она считала, что корень трудных переживаний, таких как тревога и страх, кроется в постоянной потребности сравнивать себя с другими. Это сравнение предполагает сопоставление личных устремлений с реалистичными оценками своих потенциальных неудач или успехов других людей. Она также обсудила концепцию идеализированной самооценки, которую она рассматривала как тип невротического конфликта, который приводит к искаженному "представлению о себе" и мешает людям по-настоящему понять и принять себя. По ее словам, эти конфликты часто вызваны неудачным развитием отношений в детстве.
Новый взгляд на личность был предложен символистами-интеракционистами К. Кули и Д. Мид, которые рассматривают индивида в контексте социального взаимодействия . К. Кули был первым, кто подчеркнул важность субъективной обратной связи от других как основного источника информации о себе. Понятия "я, каким меня видят другие" и "я, каким я вижу себя сам" тесно связаны. Восприятие человеком того, как его воспринимают другие, существенно влияет на его самооценку. В этом суть теории зеркального "я", предложенной К. Кули в 1912 году. Согласно Д. Миду, человек воспринимает себя на основе характеристик и ценностей, приписываемых ему другими.
Общество играет решающую роль в формировании процесса формирования я-концепции.Хотя оценки других людей могут быть важными факторами в формировании самооценки человека, они не определяют ее полностью.
Исследование К. Левина также изучало проблему самооценки, уделяя особое внимание мотивации, потребностям, стремлениям и их сложным взаимосвязям . Результаты его работы привели к многочисленным клиническим и диагностическим исследованиям, целью которых является более глубокое понимание личности, самооценки и стремлений.
Таким образом, Уильям Джеймс был первым крупным теоретиком в области самооценки в начале 20-го века. В то время изучение этой темы перешло от психологии к социологии. Хотя психоаналитический подход выявил свой собственный структурный компонент - "эго" или "я", связанный с сознанием, - он не уделял особого внимания самооценке. Однако работы К. Хорни дает представление об этой теме. Теоретическое развитие "Я-концепции", как учился К. Роджерс, представитель гуманистической психологии, существенно повлияло на современное понимание самооценки.
Существуют также чисто теоретические исследования, хотя и в меньшем количестве, которые посвящены социально-психологическим аспектам, моральным основам, структуре и роли самооценки в психической жизни человека. Важно отметить, что ни в зарубежной, ни в отечественной психологии не существует общепринятого определения самооценки. Часто различные термины используются взаимозаменяемо для обозначения одного и того же явления, и подробные определения, как правило, не даются.
Общепризнанно, что личность человека формируется в результате взаимодействия и деятельности с другими людьми, которые обеспечивают важные поведенческие ориентиры. Исследования показали, что семейное окружение играет решающую роль в обучении ребенка оценивать себя, хотя и в доступной для него форме.
Многочисленные исследования Бороздиной и Молчановой показали, что на принятие оценок влияют различные факторы, такие как высокая компетентность и статус значимых людей, привлекательность группы, степень соответствия между желаемой и фактической самооценками и уровень доверия к источнику оценки .
Самооценка отражается не только в отношении человека к другим, но и в его самовосприятии. Мы часто сравниваем себя с другими, сознательно или бессознательно, и формируем относительно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье и социальном статусе, создавая тем самым "набор самооценок". Карл Роджерс, в частности, заметил, что "большинство людей, которых он знал, презирали себя, считая, что они ни на что не способны и их нельзя любить" .
Роль других людей в формировании самооценки становится все более значимой, когда мы рассматриваем коммуникативную потребность человека как "желание понять себя через взаимодействие с другими". Эта точка зрения сегодня широко поддерживается исследователями, которые исследуют не только природу самооценки, но и различные ее проявления.
Самооценка - важнейший механизм саморегуляции, развивающийся на различных этапах деятельности. Прогностическая самооценка отражает ожидание человеком своих возможностей в предстоящей деятельности, в то время как процессуальная самооценка возникает во время самой деятельности, направленной на ее корректировку. Ретроспективная самооценка оценивает результаты на заключительном этапе деятельности. Эти три типа самооценки взаимосвязаны, между ними происходят постоянные переходы и трансформации.Чеснокова подчеркивает, что "самооценка - это сложный аспект человеческой психики". Она включает когнитивные аспекты, связанные с самооценкой и сравнением личностных качеств, а также ценностно-ориентированный компонент, являющийся результатом личностного развития и понимания индивидом значимости определенных черт, их важности для успеха и их моральной оценки обществом. Содержание самооценки столь же разнообразно, как и личность человека, и охватывает такие области, как моральные ценности, взаимоотношения и возможности. Целостная самооценка формируется на основе самооценок различных аспектов своего психического мира. Каждый компонент самооценки имеет свою собственную траекторию развития и различный уровень осознания. Взаимосвязи между самооценкой проявляются в различных формах и могут приводить к конфликтам, отражая непрерывный процесс самопознания и внимания к внутреннему миру.
Самооценка обычно оценивается на основе трех основных факторов: адекватности, стабильности и роста.
Самооценку можно охарактеризовать как адекватную или неадекватную. Адекватный уровень самооценки позволяет человеку критически оценивать себя, признавая как свои сильные, так и слабые стороны. Этот тип самооценки основывается на соответствующем опыте и знаниях. Напротив, неадекватный уровень самооценки приводит к искаженному самовосприятию, когда представление индивида о себе не совпадает с тем, как его видят другие. Неадекватную самооценку можно разделить на две категории: завышенную и недооцененную.
Захарова предполагает, что завышенная самооценка выполняет защитную функцию, создавая эмоциональные барьеры, которые блокируют или искажают восприятие внешних воздействий . Напротив, низкая самооценка указывает на склонность человека недооценивать себя. Люди с низкой самооценкой часто ставят цели ниже своих возможностей и сосредотачиваются на своих неудачах. Они также проявляют чрезмерную неуверенность в себе, что является устойчивой чертой личности, которая может привести к таким характеристикам, как смирение и пассивность.
Самооценка зависит от высоты, стабильности, независимости и критичности. Высокая самооценка имеет решающее значение, и существует несколько методов ее измерения.В российской психологии наиболее широко используется метод Дембо-Рубинштейна . Этот метод предполагает, что участники ставят три отметки на визуальной шкале, которая отражает их текущий, идеальный и достижимый уровни самооценки.
Анализ данных показывает четкое различие в уровнях реальной самооценки в разных возрастных группах. Реальная самооценка имеет тенденцию к снижению с возрастом, в то время как идеальная самооценка с точки зрения роста также снижается с возрастом. Достижимая самооценка демонстрирует возрастную динамику, при этом достижимая самооценка в пожилом возрасте часто тесно совпадает с реальной самооценкой или даже полностью сливается с ней.
Разрыв между реальной, достижимой и идеальной самооценкой линейно сокращается с возрастом, что позволяет предположить, что различные компоненты общей структуры самооценки постепенно сближаются от ранней юности до поздней старости. В результате с возрастом вся структура самооценки снижается, что приводит к слиянию ее компонентов. Исследование Бороздиной самооценки в разных возрастных группах выявило закономерность. Люди в раннем взрослом возрасте ориентируются в первую очередь на идеальную самооценку. Те, кто находится в среднем возрасте, переключают свое внимание на достижимую самооценку, а пожилые люди тяготеют к реальной самооценке, которая становится доминирующей в пожилом возрасте.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека. – Академический Проект, 2014.
2. Алейникова А. Б. Влияние самооценки на жизнедеятельность людей //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – №. 4 (44). – С. 54-57.
3. Ахмедханова Р. А. Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтной ситуации //Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. – 2015. – С. 14-15.
4. Беликова В. Ю., Будовская И. В. Влияние самооценки на здоровьесбережение человека //Актуальные проблемы здоровьесбережения в современном обществе. – 2022. – С. 42-45.
5. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи //М.: Смысл. – 2000.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – 1968.
7. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011. – №. 1. – С. 54-65.
8. Валиуллина Е. В. Влияние самооценки на уровень прокрастинации //Научный журнал Дискурс. – 2018. – №. 6. – С. 45-50.
9. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – Рипол Классик, 2013.
10. Гаврилова Т. А., Швец Ф. А. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2020. – №. 2. – С. 87-100.
11. Гимель Е. В. Мотивация учебной деятельности в старшем школьном возрасте. – 2007.
12. Захаров А. В. Метод анкетирования в исследовании качества социализации и самореализации личности //Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.(Казань, 10 июня. – 2016. – С. 124.
13. Калистратова А. Взаимосвязь уровня рефлексивности и показателей тревожности в старшем школьном возрасте. – 2014.
14. Кальченко А. Г. Влияние самооценки на эффективность учебного процесса //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – №. 5-2. – С. 345-349.
15. Ковалёва А. В., Марусенко Е. А. Преодоление негативных эмоциональных состояний в старшем школьном возрасте способами социально-психологического тренинга.–2016.
16. Козлова Н. А., Маилян М. Г. Формирование «я» образа в старшем школьном возрасте посредством метода коллажирования //Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2023. – Т. 4. – №. 4. – С. 58-62.
17. Козловская Н. С. Особенности тревожности детей с интеллектуальной недостаточностью //Психологическая студия. – 2010. – С. 89-94.
18. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – 1971.
19. Лукьянова З. Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми //человек. – 1989. – Т. 77. – №. 50. – С. 24.
20. Мазур Е. В. Взаимосвязь тревожности и самооценки в старшем подростковом возрасте //Теория и практика современной науки. – 2019. – №. 2 (44). – С. 237-239.
21. Мартышова В. В. Влияние самооценки на развитие личности //Инновационная наука. – 2016. – №. 6-3. – С. 226-227.
22. Маслова Т. М., Покацкая А. В. Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №. 2 (27). – С. 352-354.
23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – Academia, 2000. – С. 456.
24. Мухина В. С. Детская психология. – Рипол Классик, 1985.
25. Першина О. Предэкзаменационный стресс у старших школьников в условиях подготовки к сдаче единого государственного экзамена //Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2021. – Т. 2. – №. 1. – С. 32-36.
26. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+ CD). 2-е изд. – " Издательский дом"" Питер""", 2021.
27. Прялухина А. В. Проявление тревожности у старшеклассников в ситуации единого государственного экзамена //Ученые записки МГПУ. – С. 148.
28. Роджерс К. О становлении личностью //М.: Прогресс. – 1994.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – 2005.
30. Сергеева М. А., Кубекова А. С. Особенности мотивации достижения и тревожности у старшеклассников //Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – №. 6. – С. 59.
31. Скрипченкова Н. П., Безобразова О. И. Влияние самооценки на восприятие математического материала в старшем школьном возрасте //Актуальные проблемы современного образования Учредители: Астраханское региональное отделение межрегиональной общественной организации" Женщины в науке и образовании". – №. 8. – С. 185-190.
32. Соболева А. В. Преодоление негативных эмоциональных состояний в старшем школьном возрасте способами социально-психологического тренинга //Науковий пошук молодих дослідників. – 2012. – С. 90.
33. Утюж А. С. и др. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета //Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в. – 2016. – С. 148-157.
34. Чеснокова И. И. Психологическое исследование самосознания //Вопросы психологии. – 1984. – Т. 5.
35. Чопозова М. А., Прокопенко Г. И. Тревожность как фактор развития самооценки личности в подростковом и старшем школьном возрасте в рамках современных образовательных технологиях //Научная гипотеза. – 2018. – №. 9. – С. 56-60.
36. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – Prosveshchenie,, 1969.