Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Главная задача современного начального общего образования - реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО). ФГОС НОО устанавливает требования к результатам овладения обучающимися основной образовательной программы, таковым как личностные, предметные и метапредметные. Одной из базисных психических функций, которая помогает достичь практически все предметные и метапредметные планируемые результаты, является внимание.
Внимание - это аспект всех когнитивных процессов сознания, который направляет их на определенный объект. В отличие от других когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления и т. д.), внимание само по себе не имеет конкретного содержания. Оно проявляется в рамках этих процессов и не может быть отделено от них. Внимание определяет динамику протекания психических процессов.
Проблема внимания является одной из наиболее сложных проблем в области психологии. Её изучение имело различные этапы в истории. Многие авторы рассматривают внимание как сенсорное явление (визуальное, слуховое, тактильное), которое способствует отбору и обработке информации.
Вопросы активизации внимания учеников школы считаются одной из наиболее важных проблем современной педагогической науки и практики. Понятие активного обучения играет значительную роль, поскольку успех обучения, развития и воспитания учеников зависит от качества их учебной деятельности.
В современном мире задача развития внимания у обучающихся начальных классов при изучении курса "Окружающий мир" является актуальной и важной. Ведь именно через восприятие и анализ окружающей среды дети формируют свои знания, умения и навыки, необходимые для успешной адаптации и обучения в школе и жизни.
Курс "Окружающий мир" представляет собой комплексное изучение различных аспектов окружающей нас среды – природы, общества, культуры и других областей. Для успешного усвоения учебного материала учащиеся должны быть внимательны и сосредоточены на уроке.
Объект исследования: процесс развития внимания учащихся начальной школы.
Предмет исследования: возможность развития внимания учащихся начальной школы при изучении курса «Окружающий мир».
Цель исследования: изучить особенности развитие внимания обучающихся начальных классов при изучении курса "Окружающий мир".
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «внимание», его основные виды и свойства.
2. Выявить особенности развития внимания младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
3. Охарактеризовать методики и провести диагностику развития внимания младших школьников.
4. Проанализировать организацию учебного процесса по курсу "Окружающий мир" для развития внимания в начальной школе.
Проблемой развития внимания младших школьников занимались такие ученые как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В.И. Долгова, О.Ю. Ермолаев, О.А. Кондратьева, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн, В.И. Румянцева, Д.Н. Узнадзе, и другие.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Практические: беседа, наблюдение, диагностика.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития внимания обучающихся начальных классов при изучении курса "Окружающий мир"
1.1 Сущность понятия «внимание», его основные виды и свойства
Внимание в образовании описывается, как умение сфокусировать психическую активность на конкретном объекте или задаче, игнорируя при этом другие объекты или отвлекающие факторы. Это включает в себя способность выбирать определенные аспекты окружающего мира или учебного материала и удерживать свое внимание на них в течение определенного времени. Направленность внимания связана с выбором значимых для индивида объектов или видов активности, а также сохранением этого выбора в течение определенного времени. Сосредоточенность, с другой стороны, описывает глубину погружения в активность, сопровождаемую игнорированием внешних отвлекающих факторов. Таким образом, направленность связана с выбором активности, а сосредоточенность - с глубиной углубления в нее [5, с. 7].
Внимание в контексте образования обычно определяется как когнитивный процесс, позволяющий учащимся сосредоточиться на определенной задаче, материале или деятельности. Этот процесс, включает в себя способность сознательно выбирать, фокусироваться и удерживать внимание на определенных аспектах окружающего мира или учебного материала.
Оно играет ключевую роль в обучении, поскольку позволяет учащимся эффективно воспринимать информацию, обрабатывать её и использовать в учебных задачах. Развитие внимания учащихся в начальных классах считается важным, так как это формирует основы для успешного учебного процесса и развития когнитивных функций, таких как память, мышление и воображение.
Согласно взгляду С.Л. Рубинштейна, внимание представляет собой сосредоточенное и избирательное направление на определенный объект, сопровождаемое углубленной активностью по познанию этого объекта [14, с. 67].
По мнению П.Я. Гальперина, внимание представляет собой активное и автоматизированное управление, ориентированное на контроль. В его теории о внимании, рассматриваемой как функция контроля, оно является важной составной частью процесса поэтапного формирования умственных действий [1, с. 123].
Н.Ф. Добрынин определяет внимание как направленность и сосредоточенность сознания на конкретном объекте. Он также подчеркивает, что за вниманием всегда стоят интересы, потребности и установки личности, что вызывает изменение отношения к объекту. Это изменение отношения проявляется в улучшенном восприятии объекта, сделав его более ясным и отчетливым. Добрынин подчеркивает, что внимание отражает связь сознания с объектом: чем активнее деятельность сознания, тем ярче представлен объект, и наоборот [4, с. 90].
Произвольное и непроизвольное внимание - это два типа направленности внимания, которые изучаются в психологии.
Произвольное внимание: Это тип внимания, который подразумевает осознанное и целенаправленное направление внимания на определенный объект или задачу. В этом случае человек активно выбирает, на что он сосредотачивает свое внимание и может контролировать этот процесс. Произвольное внимание часто используется при выполнении сложных когнитивных задач, которые требуют концентрации и усилий сознания.
Непроизвольное внимание: В отличие от произвольного, непроизвольное внимание не является осознанным и не контролируется сознательно. Этот тип внимания активируется автоматически в ответ на внешние или внутренние стимулы, которые могут быть неожиданными или вызывать сильные эмоциональные реакции. Например, рефлекторные движения глаз при внезапном звуке или движении - это проявление непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание часто связано с выживанием и защитными механизмами организма, помогая быстро обнаруживать потенциальные угрозы или важные события в окружающей среде [11, с. 6].
Оба типа внимания важны для понимания когнитивных процессов и поведения человека в различных ситуациях.
Так же внимание подразделяется еще на несколько видов, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности:
- Селективное внимание - этот вид внимания подразумевает способность сосредотачиваться на определенном объекте или задаче, игнорируя другие, менее важные стимулы.
- Деление внимания - этот вид внимания предполагает способность распределять свое внимание между несколькими задачами или объектами одновременно.
- Постоянное внимание - этот вид внимания характеризуется способностью сохранять внимание на объекте или задаче в течение длительного времени без существенной усталости или отвлечений. Например, когда вы сосредоточены на выполнении монотонной задачи в течение длительного времени, ваше внимание остается стабильным.
- Альтернативное внимание - этот вид внимания подразумевает способность быстро переключаться между различными объектами или задачами в зависимости от изменяющихся требований среды. Например, когда вы водите машину и одновременно следите за дорожным движением, при необходимости переключая свое внимание на пешеходов или другие автомобили.
- Распределенное внимание - этот вид внимания предполагает способность одновременно сосредотачиваться на нескольких объектах или задачах, распределенных в пространстве. Например, когда вы играете в видеоигру и одновременно следите за действиями нескольких персонажей на экране [9, с. 78].
Эти виды внимания взаимосвязаны и варьируются в зависимости от конкретных ситуаций и требований когнитивной деятельности.
Свойства внимания играют важную роль в его функционировании и могут варьироваться в зависимости от типа внимания и контекста. Вот основные свойства внимания:
Устойчивость: Это способность сохранять внимание на объекте или задаче в течение определенного периода времени без отвлечений. Устойчивое внимание позволяет человеку продолжать сосредоточенно работать над задачей даже при возникновении внешних или внутренних отвлекающих факторов.
Концентрация: Это способность сосредоточить внимание на конкретном объекте или задаче с минимальным уровнем отвлечений. Высокий уровень концентрации позволяет человеку глубже погружаться в задачу и эффективно решать её.
Переключаемость: Это способность быстро переключаться между различными объектами или задачами в зависимости от требований ситуации. Хорошая переключаемость внимания позволяет эффективно управлять временем и ресурсами, распределяя внимание в соответствии с приоритетами.
Объем: Это способность охватывать и обрабатывать одновременно несколько информационных потоков или аспектов задачи. Большой объем внимания позволяет человеку эффективно управлять сложными ситуациями, анализировать большие объемы информации и принимать обоснованные решения [13, с. 88].
Эти свойства взаимодействуют друг с другом и определяют эффективность работы внимания в различных контекстах и ситуациях.
Итак, внимание в образовании - это способность учащихся сосредотачивать своё внимание на задачах и материале, что является важным аспектом их учебного процесса и когнитивного развития.
1.2 Особенности развития внимания младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»
В младшем школьном возрасте акцентируется особое значение развития произвольных психических функций, включая внимание, которое играет ключевую роль в успешном освоении учебного материала. Произвольное внимание, ответственное за контроль и организацию поведения в соответствии с внешними условиями, приобретает особую значимость в этом возрасте, когда начинается систематическое обучение, формируя основы для дальнейшего когнитивного развития ребенка.
Младший школьный возраст рассматривается как критический период для формирования ключевых когнитивных функций, включая внимание, которое играет важную роль в успешном усвоении учебного материала. В этом возрасте особенно важно развитие произвольного внимания, ответственного за организацию поведения и активности в соответствии с требованиями окружающей среды. Поскольку вместе с началом систематического обучения в этом возрасте заложены основы будущего когнитивного развития, произвольное внимание становится ключевым аспектом успешной школьной адаптации [17, с. 65].
В начальной школе внимание обычно характеризуется недостаточной организованностью, ограниченной продолжительностью и низкой степенью устойчивости. Эти особенности в значительной степени обусловлены недоразвитостью нейрофизиологических механизмов, регулирующих процессы внимания. Для детей младшего школьного возраста характерны быстрые изменения активации и ингибиции в коре полушарий, что влияет на их способность сосредотачиваться и легко отвлекаться от объекта внимания
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Психология как объективная наука. М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=107903 (дата обращения 27.04.2024).
2. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2020. 56 с.
3. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 479 c.
4. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. М.: Просвещение, 1965. 295 с.
5. Евстигнеева В.Г. Развитие внимания младших школьников средствами мультимедиа технологий // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 6, 2019. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitievnimaniya-mladshih-shkolnikov-sredstvami-multimedia-tehnologiy (дата обращения: 27.04.2024).
6. Казарьян А. А. «Развитие внимания у детей младшего школьного возраста на занятиях по ментальной арифметике» // Электронный источник // Режим доступа: file:///C:/Users/111/Downloads/Казарьян%20А.А._ППОбд-1602а%20(1).pdf // Дата обращения: 24.05.2024
7. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.:ВЛАДОС, 2023. 105с.
8. Кузьмина Н.М. Нестандартные формы обучения в курсе природоведения // Начальная школа. 2023. № 9. 199 с.
9. Немов Р.С. Выявление уровня восприятия младших школьников окружающего мира: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.
10. Осипова О.Н. Развитие наблюдательности младших школьников на уроках окружающего мира//Проблемы современного педагогического образования. 2017. №55-1. 344 с.
11. Столинская Е.В. Развитие концентрации внимания у младших школьников // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка», Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 7, 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitiekontsentratsii-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 26.04.2024).
12. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебное пособие для детей 3 класс. В 2 ч.3-е изд. М.: 2023. Ч.1 - 143с., Ч.2 - 143с.
13. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности: учебное пособие. СПБ.: Питер, 2018. 208 с.
14. Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание. М.: Просвещение, 1972. 256 с.
15. Савенков, А. И. Учебные исследования в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 12. 566 с.
16. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2015. 207 c.
17. Смирнова М.С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2016. № 4. 178 с.
18. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2014. 543 c.
19. Столяренко Л.Д. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие М.: Проспект, 2016. 160 c.
20. Тупталова А. С. Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2016. №26. 655 с.
21. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические соч.: В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990. -528с.
22. Федосеева О.Ю. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 144 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. – Москва, 2021. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.05.2024). – Текст : электронный.
24. Чернышева Н.С. Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями: Дис.канд. психол. наук. М., 1997. - 170с.
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 221с.
26. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. 1999. -№5. – 190 с.
27. Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников. М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 123с.
28. Якушева Т.Г. Индивидуальные особенности устойчивости внимания младших школьников на уроках // Вопросы психологии внимания. Вып.З. -Саратов, 1971. -123 с.