Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в России на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное государство», а такие определения, как «благосостояние советского народа», «рост уровня жизни советских граждан» были заменены определением «социальная защита населения». И это вовсе не формальная замена терминов: за ней располагается смена общественного и государственного строя, соответственно, коренное изменение социального положения людей.
Актуальность рассматриваемой темы исследования определяется тем, что Конституция РФ предусматривает, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и развития человека (ст. 7 Конституции РФ) .
Реформирование пенсионной системы направлено на разработку самых справедливых с позиции нынешнего состояния общества способов взносов в нее, распределение пенсионного бюджета между пенсионерами, рационального применения финансовых потоков, а также обслуживания пенсионеров. Одним из основных направлений деятельности каждого государства, безусловно, является создание достойного уровня жизни пенсионерам.
Повышенный интерес пенсионного обеспечения можно объяснить определенными причинами, основная из которых – радикальные реформы демографической системы населения в большинстве государств с развитой экономической системой, характеризующееся существенным старением населения, что изменяет соотношение активного населения и пенсионеров в пользу последних, значительно снижая количество граждан, участвующих в создании национального дохода государства.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с пенсией по старости.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие особенности пенсий по старости по законодательству РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование назначения и порядка выплаты страховой пенсии в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить историю развития пенсионного обеспечения в России;
2) рассмотреть понятие и сущность пенсионного обеспечения и пенсионной системы РФ;
3) исследовать понятие и условия назначения страховой пенсии по старости;
4) изучить порядок исчисления страховой пенсии по старости;
5) исследовать проблемы получения страховой пенсии по старости в России;
6) выявить перспективы развития пенсионного обеспечения в России.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
Глава 1.Общая характеристика правового регулирования пенсионного обеспечения
1.1.История развития пенсионного обеспечения в России
Кризисное состояние пенсионных систем ведущих мировых государств, споры о концептуальных путях их последующего развития заставляют еще больше изучать историю возникновению законодательства, иска в прошлом подсказки для ответов на вопросы.
Для лучшего усвоения проблемы, существующей в системе российского пенсионного обеспечения, следует сравнить ее основные параметры с системой социального обеспечения в СССР.
До начала девяностых годов XX века в СССР применялся Закон «О государственных пенсиях» 1956 г., действовавший больше 35 лет. В этот закона вносились дополнения и изменения, но ни один из них не преследовал цели снизить весьма высокий уровень пенсионного обеспечения.
Изменения коснулись главным образом повышения минимального размера пенсии. Ставка пенсионного обеспечения по отношению к зарплате составляла от 50 до 85 %: при сравнительно невысоком заработке пенсия составляла его большую часть, при более высоком заработке – его меньшую часть.
В целом общая ставка пенсионного обеспечения по старости согласно этому Закону была весьма высокой, предоставляла гражданам гарантии на достойный уровень жизни в период выхода на пенсию.
Несмотря на сравнительно высокий уровень пенсионного обеспечения в советский период, в последние годы отчетливо выражается тенденция к его некоторому снижению. Это непосредственно касается граждан, имеющий средний и высокий уровень заработка. Между тем, пенсии не индексировались в связи с ростом цен на потребительские товары и платные услуги, которые хоть и медленно, но же имели место.
В это время многим начали назначать так называемые персональные пенсии. Они были характерны главным образом для чиновников и тех, кто имел длительный стаж нахождения в КПСС (притом существование других партий было недопустимо).
В дополнение к этой пенсии предусматривались различные льготы, в том числе по оплате качества и весомого продуктового пакета по ценам, заниженным в несколько раз. В 1990 г. приняли новый всесоюзный закон в области пенсионного обеспечения. Между тем, этот Закон не смог стать полноценно «работающим», так как случился распад СССР в 1991 г.
На его место пришел Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ», который был принят 20 ноября 1990 г.
Пенсионный фонд РФ был создан 22 декабря 1990 года в соответствии с Постановлением ВС РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для финансового пенсионного обеспечении на территории РФ. Его создание позволило претворить в жизнь новую систему финансирования и выплаты пособий и пенсий.
Средства вывели в независимую бюджетную систему и начали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. Положение о Пенсионном фонде РФ, которое было утверждено 27 декабря 1991 года, определило целевое назначение денежных средств Пенсионного фонда РФ. В дальнейшем был предусмотрен запрет на их изъятие из бюджета Пенсионного фонда на иные цели.
Первоначально главной функцией Пенсионного фонда РФ был сбор страховых взносов на финансирование пенсионных выплат в связи со старостью, инвалидностью, потерей кормильца.
К тому же, еще в некоторых регионах страны в 1992 года стартовал эксперимент по формированию единых пенсионных служб, в одно и то же время осуществляющий назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием данного процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» .
Данный указ рекомендовал региональным органам власти заключить с Пенсионным фондом РФ договор о передаче полномочий территориальным органам Пенсионного фонда РФ по назначению и выплате пенсий, находящиеся на тот период времени у органов социальной защиты по региону.
После этого система страховых взносов была предусмотрена Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , в соответствии с которым предусмотрен новый правовой статус Пенсионного фонда РФ, как страховщика и государственного учреждения, а также случилось регулирование системы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, система прав и обязанностей правоотношений в сфере обязательного пенсионного страхования.
Между тем, базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть подлежит возмещению за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц для финансирования страховой части трудовой пенсии, тогда как накопительная часть возмещалась за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на часть накопительной пенсии и дальнейшего дохода от их инвестирования.
Инвестирование средств пенсионных накоплений производится Пенсионным фондом РФ при помощи управляющих компаний, избранных гражданами или негосударственными пенсионными фондами .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (ред. от 12.12.2023) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий // Российская газета, N 223, 05.10.2018
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 11.03.2024) О страховых пенсиях // Российская газета, N 247, 20.12.2001
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета, N 247, 20.12.2001
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации // Российская газета, N 247, 20.12.2001
6. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации // Российская газета, N 189, 30.09.2000
Научная и учебная литература:
7. Антошкин С.Ю. Пенсионное обеспечение и пенсионная система РФ // Журнал «Крымский Академический вестник». - 2020. - № 16. – С. 22-26.
8. Багаев А.Т., Фидарова Л.М. Система пенсионного обеспечения в РФ // Журнал «Гуманитарные и социально-экономические науки». - 2021. - № 3 (118). - С. 61-63
9. Басангова Д.А. Проблемы пенсионного обеспечения России // Журнал «E-Scio». - 2022. - № 9 (36). - С. 181-188.
10. Бичоев А.С., Джамалов Г.А. Актуальные вопросы и проблемы страховой пенсии по старости // Журнал «Студенческий». - 2023. - № 17-5 (229). - С. 57-59.
11. Дейко Е.А. Условия назначения страховой пенсии по старости // Журнал «Epomen. Global». - 2022. - № 25. - С. 134.
12. Иванова Л.К. Проблемы пенсионной реформы в Российской Федерации // Журнал «Экономические науки». -2020. - № 182. - С. 82-85.
13. Иванова С. В., Киреев Ю. А., Киреева К. А. История развития пенсионного обеспечения в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 84-86
14. Исмагилов А. Н. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования // Журнал «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки». – 2017. – № 12 (60). – С. 428-430
15. Моргунова К.А. Проблемы развития пенсионной системы РФ // Журнал «NovaInfo.Ru». -2022. - № 130. - С. 21-22.
16. Накарякова Ю.П., Черникова Т.А. Условия назначения страховой пенсии по старости в современных условиях // Журнал «Наука через призму времени». - 2021. - № 1 (46). - С. 77-79.
17. Неводова И.А., Чижма В.В. Проблемы получения страховой пенсии в России и пути их решения // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2022. – С. 23-25
18. Пендюрина В.И. Основные тенденции и перспективы развития системы пенсионного страхования в России // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2021. – С. 134-137
19. Пудовкин А.В. Анализ системы пенсионного обеспечения в СССР // Журнал «Вестник МГИМО Университета». -2015. - № 2 (41). - С. 217-223.
20. Степанищева А.Р. Некоторые проблемы правового регулирования страховой пенсии по старости // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник научных статей. - 2021.- С. 147-149.
21. Шайхатдинов В.Ш., Маматказин И.Р. К вопросу о правовой природе страховой пенсии по старости в РФ // Журнал «Вопросы трудового права». - 2020.- № 12. - С. 58-63.
22. Шестакова Е. Е. Современные пенсионные системы на новом этапе трансформации // Журнал «Государственное управление». – 2022. – С. 193-196