Фрагмент для ознакомления
2
Светское государство – это государство в котором отделены церковь и государство, отсутствует какая-либо государственная или обязательная ре-лигия, государство, которое признает свободу религии и атеизма, религиоз-ных и антирелигиозных взглядов. Под вопросом остается то, уместно ли наличие термина «антирелигиозный взгляд», поскольку антирелигиозность, по своей сути, как раз таки и является синонимом слову атеизм, который ав-тор уже упомянул в своем определении.
Л.О. Иванова говорит следующее, что: «государство, которое характе-ризует себя как светское, нерелигиозное, не нарушает принцип свободы сове-сти, проявляя различное отношение к разнообразным религиозным сообще-ствам, исходя из понятия «общего блага»». М.П. Мчедлов считает, что су-ществующие различия между религиозными организациями – это естествен-ное явление, поскольку история признавала социально-культурную значи-мость разных религий, вследствие чего не должны ущемляться права тех или иных конфессий и религий: «И здесь отсутствуют предпосылки для обиды и для дискриминации. Такова историческая реальность».
Такое же мнение и у Т.П. Лупарева. Он считает, что атеизм и религию необходимо отдалить от государства в равной мере, если это государство считает себя светским. По его мнению, демократическое государство не имеет права делить конфессии на большие и малые, традиционные и нетрадицион-ные, обязанностью государство является равное отношение к разным рели-гиозным организациям, поскольку одной из главных целей демократическо-го государства является учет мнений и желаний не только большинства, но и интересы, желания меньшинств. Абсолютного такого же мнения и Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова. Согласно их мнению, государство должно ос-новываться на интересах всего социума, а не каких-либо его частей, которые отличаются по мировоззренческим признакам.
С.А. Бурьянова считает, что государство, считающее себя светским, должно быть мировоззренчески нейтральным, не признающим какое-либо мировоззрение, как официальную идеологию. Кроме этого, такое государ-ство должно обеспечивать для каждого свободу мировоззренческого выбо-ра. В данной трактовке, свобода выбора понимается, как основополагающее условие, что является не совсем верным, поскольку свобода выбора – это из-начальное действие лица в процессе выбора мировоззренческой картины мира, а осуществление взаимоотношений между государством и религиоз-ными объединениями, а также реализация свободы вероисповедания индиви-да в данном определении не раскрыты.
А.Д. Сухов считает, что светское государство – это государство, кото-рое свободно от воздействия религии, её обрядов и догм, разнообразных ре-лигиозных организаций на деятельность различных политических и право-вых институтов, на образование и иные сферы государства.
М.В. Баглай дает очень краткое понятие светского государства. По его мнению, светское государство – это разделение государственных институтов и религиозных организаций друг от друга, а также их взаимное невмеша-тельство в деятельность друг друга.
Р. Батыр рассуждает о понятии светского государства и проводит сле-дующую точку зрения. Светское государство при принятии своих решений должно исходить не из положений веры, а из рациональных соображений. Государство, которое желает достичь истинной светскости, обязано исклю-чить в своем законодательстве все скрытые атавизмы религии, очистить себя от различных её проявлений и осуществлять свою деятельность, полагаясь на разумность. Но это не значит, что государство должно отвергнуть проблемы верующих и религиозных организаций. Это означает, что взаимоотношение государства и институтов религии будет осуществляться не из-за того, что оно разделяет ее догматы, а из-за того, что данное взаимоотношение имеет социально значимый результат, который особым образом значим для госу-дарства и граждан.
Энциклопедический словарь по конституционному праву дает следую-щее понятие светскому государству: «Это государство, которое свободно от воздействия религии на его деятельность и организацию. В данном государ-стве поэтапно произведено разделение церкви и государства». В работе Н.А. Придворова и Е.В. Тихоновой прослеживается такая же мысль, что светское государство характеризуется взаимоотношением государства и ре-лигии, в котором произведено разделение государства и религиозных объ-единений.
Изучив различные точки зрения по поводу понятия «светское государ-ство», мне бы хотелось отдать предпочтение определению, которое дал И.В. Понкин. Светское государство – это государство, в котором отсутствует об-щеобязательная религия или идеология, существует государственная незави-симость от воздействия религии, государство, в котором религиозные орга-низации не вмешиваются в политические, публично-властные отношения, в органы государственной власти, в общественно-политические и правовые ин-ституты.
Подчеркивая верность данного определения, я все же считаю, что в данное определение необходимо добавить еще одно важное упоминание о котором не сказал автор, это независимость религиозных объединений от государства. Государство не должно вмешиваться в деятельность религиоз-ных организаций. Это является важнейшим условием для существования и деятельности светского государства. Но необходимо помнить о том, что гос-ударство не должно вмешиваться в деятельность религиозных организаций только в том случае, если эта деятельность носит законный характер.
На протяжении сотен лет религия оказывала огромное влияние на фор-мирование культуры и истории мира — от музыки к архитектуре, от фило-софии к закону, от войны к миру. В XXI веке, в эпоху высоких технологий, религия, как и тысячелетия назад, всё ещё продолжает занимать одно из са-мых важных мест в жизни общества.
Проблема поиска идеальной модели отношений духовной и светской властей в истории христианской Церкви поднялась в период правления ви-зантийского императора Юстиниана I Великого в 30-40-х гг. VI в. н.э. Именно в этот период учение о симфонии властей окончательно оформляется в 6-й новелле Кодификации, в которой закрепляется принцип и одновремен-но разделение полномочий через согласие «Царства и Священства». Царство управляет делами мирскими, человеческими, а Священство - внутрицерков-ными, божественными .
Генезис церковно-государственных отношений по прошествии столетий иллюстрирует разные модели регулированиях данных общественных отно-шений. Симфония ни в католической и реформационной Европе не была так реализована, такая же ситуация постигла и восточно-православный мир. Так в период высокого Средневековья противостояние Папского Престола и кай-зерами Священной Римской империей вылилась в конкордатную систему взаимоотношения католической церкви и светской власти с явными преиму-ществами Рима , получивший свое выражение в т.н. «папоцезаризме». Ре-формация и популяризация протестантских течений в ряде государств север-ной и центральной Европы явила на свет абсолютно противоположный принцип или модель государственно-церковных отношений - «цезаропа-пизм», развившийся и в государстве Российском, де-юре с учреждения Пет-ром I Святейшего Синода.
XIX - XX вв. вошли в историю отношений светской и церковной вла-стей как период отделения церкви от государства и от образовательных учреждений. Секуляризация собственности церкви перешла в секуляризацию самого человека в той степени, в какой это было необходимо главенствую-щей политической системе. Встает проблема устойчивости и жизнеспособно-сти религии перед организованной антирелигиозной, атеистической деятель-ности.
К началу XXI в. в основных законах большинства демократических государств закреплен принцип свободы совести, свободы вероисповедания, при этом государственная власть все еще является основным регулятором по вопросам определения правового положения религиозных организаций . Особенно интересным представляется законодательство о правовом положе-нии религиозных организаций в странах бывшего социалистического лагеря, в частности Венгрии, Румынии, в которых реализован дифференцированный подход к определению статуса различных религиозных организаций. Особое внимание заслуживает конституционное соглашение, заключенное между Грузией и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии, содержащий отдельные положения о распределении социально-ориентированной деятельности между государством и церковью через вза-имные уступки и взаимопомощь .
Грузия является ныне единственным государством, бывшим ранее со-ветской республикой, закрепившим отношения с Автокефальной Православ-ной Апостольской Церковью Грузии (далее - АПАЦГ) Конституционным со-глашением. Интересно фактом является инициатива перехода от законода-тельного регулирования деятельности к договорному со стороны, прежде всего, грузинских законодателей. 30 марта 2002 парламент Грузии внес в Конституцию соответствующее дополнение, что, весьма удивительно, не вы-звало какую-либо отрицательную реакцию в среде политической элиты, ду-ховных иерархов АПАЦГ и иных религиозных объединений, а также обще-ственности страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти : Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1 – ФКЗ // Российская газеты. – 16.03.2020. – № 55 (8109).
3. О свободе совести и о религиозных объединениях : федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.
4. Соглашение между Духовным Управлением мусульман Республики Татарстан и УФМС России по Республики Татарстан от 20.03.2014.: Оф.сайт ДУМ РТ. [Электронный ресурс] // http://dumrt.ru/ru/news/news 1964.html (дата обращения: 24.04.2024).
5. Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения РФ и РПЦ (Московский патриархат). [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/4124569.html (Дата обращения: 24.04.2024).
Литература
6. Алексеев Н. В. Государство и церковь в общественно–политическом процессе // Государство, общество и церковь: укрепление межнационального и межрелигиозного согласия, развитие и совершенствование механизмов взаимодействия: Материалы Международной научно–практической конференции, Новосибирск, 11–13 мая 2016 года. – Новосибирск: Сибирская академия государственной службы, 2016. – С. 40–43.
7. Алексеев Н. В., Алексеев С. В. Участие церковных организаций в избирательном процессе // Politbook. – 2023. – № 1. – С.122–132.
8. Баранов Н. А. Взаимодействие церкви и государства в современной России // Человек, сообщество, управление. – 2009. – № 4. – С. 97–108.
9. Баранов Н.А. Церковь и государство: формы взаимодействия // Человек. Сообщество. Управление. Научно – информационный журнал. Краснодар: Кубанского гос. ун – та, 2009. – №4. – С. 97 – 108.
10. Безбородов М. И. Основные принципы церковно–государственных отношений в социально–политической доктрине Русской Православной Церкви. – Москва: ПОЛИТЭКС. 2010. – Том 6. – № 2. – С. 276–288.
11. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik (дата обращения: 23.04.2024).
12. Еремин А. В. Государство и общество современной России в социальной концепции Русской Православной Церкви // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 4(41). – С. 61–67.
13. Еремин А. В. Православные доминанты русской культуры в эпоху глобализации на рубеже XX–XXI вв.: опыт трансдисциплинарных исследований // Вестник славянских культур. – 2019. – Т. 54. – С.101–113.
14. Жданова В. И. Церковь, общество и государство в истории России. // Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. – Раздел I. – С. 19–21.
15. Законопроект № 992354 – 7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/992354 – 7 (дата обращения: 24.04.2024).
16. Иванова Л.О. Религия и права человека // Социологические исследования. – 1998. – № 6. – С. 102–106.
17. Лагода Е.А. Конкордатная система как модель правового регулирования государственно – церковных отношений // Общество: политика, экономика, право. – 2020. – №2. – С. 31 – 38.
18. Лупарев Т.П. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях // Религия и право. – 2014. – № 4. – С. 7–9.
19. Мчедлов М.П. Приоритет традиции или права // Религия и право. – 2014. – № 2. – С. 4–6
20. Осавелюк А.М. Размышления о светском государстве (в свете изменений 2020 г. в Конституции России) // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15. №8(117). – С. 40 – 41.
21. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html. (дата доступа: 24.04.2024).
22. Погасий А.К. Религиозное правоведение. Юридические аспекты религиоведения: учебник. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. – С.28.
23. Подопригора Р.А. Государство право и религия // Юрист. – 2016. – №10. – 87 с.
24. Понкин И.В. Спор с вульгарно – атеистическим радикалом о светскости государства (ответ на статью О.В. Мартышина): Концепт и онтология светского государства и светскости государства, многообразие моделей, дефектность идеологизированных подходов / РОО «Институт государственно – конфессиональных отношений и права». – М.: Буки Веди, 2019. – С.87.
25. Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2007 года. – М.: Московская Хельсинская группа, 2015. – С. 52.
26. Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5586258.html (дата обращения: 24.04.2024).
27. Сковиков А. К., Преджарова, Шумилов А. В. Государственный суверенитет в условиях глобализации, сетевизации и цифровизации // Politbook. – 2023. – № 1. – С. 58–69.
28. Специфика взаимодействия общественных организаций и системы государственного и муниципального управления / С.В. Фатеева, О.С. Иванченко, С.А. Тихоновскова. – Гуманитарий Юга России, 2016. – 128 с.
29. Цыпин В. Каноническое право. – М.: Изд – во Сретенского монастыря, 2019. – 341 с.
30. Шаляпин С.О. Сравнительно-правовая классификация современных моделей государственно-конфессиональных отношений // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2014. – №2. – С. 23 – 28.
31. Яровой А., Яровая И.М. Грузинский конкордат и система конкордатного права // Труды Белгородской духовной семинарии. – 2016. – №4. – C. 15 – 21.