Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование жаргонизмов в условиях динамичной сферы социальных медиа – в частности, через призму «Известий», известного российского издания, – составляет основу данного исследования. Жаргонизмы, часто определяемые как специализированные термины, используемые определенными группами, пронизывают различные слои коммуникации; их изучение имеет ключевое значение для понимания лингвистических сдвигов и культурных течений в современном цифровом дискурсе. Данное исследование изучает специфику и эволюцию этих выражений, вникая в их семантическую роль и трансформации на стыке традиционных медиа и развивающихся социальных сетей.
Актуальность данного исследования обусловлена пересечением лингвистических инноваций и цифровых коммуникационных платформ. Социальные медиа, являясь горнилом языковой эволюции, служат не только распространителем традиционных жаргонов, но и питательной средой для новых выражений. Эта двойная роль усиливает значение таких платформ, как «Известия», в качестве посредника между профессиональным языком и разговорной речью. В данном исследовании мы ставим перед собой две задачи: очертить функциональный спектр жаргонизмов в журналистском контексте и прояснить их распространение и восприятие в каналах социальных сетей.
Решение научной проблемы предполагает изучение слоев использования жаргонизмов в медиатекстах, что включает в себя многогранный анализ лексического выбора, стилистических нюансов и обусловленного ими социального восприятия. В исследовании используется междисциплинарный подход, объединяющий лингвистический анализ с медиаисследованиями и социолингвистикой, что обогащает концептуальные рамки и расширяет эмпирическую базу исследований языка СМИ.
В синтезе данное исследование основывается на предпосылке, что углубленное понимание жаргонизмов в «Известиях», контекстуализированных в более широком дискурсе социальных медиа, позволяет сделать глубокие открытия о процессах языковой адаптации, общественных тенденциях и развивающейся динамике языка российских СМИ. Результат исследования призван внести значительный вклад в академический диалог о медиалингвистике и социокультурных последствиях языковых изменений в цифровую эпоху.
Объектом данного научного исследования является корпус «Известий» – авторитетного издания с богатыми журналистскими традициями – в его взаимодействии с цифровой средой социальных медиа, где отчетливо прослеживается разграничение и распространение жаргонизмов. Предметом исследования является динамика использования жаргонизмов в опубликованных статьях «Известий», их взаимодействие с языковыми практиками, распространенными на различных платформах социальных сетей, и влияние на них.
Цель исследования – прояснить механизмы, с помощью которых жаргонизмы развиваются и ассимилируются в языке СМИ под сильным влиянием всепроникающего воздействия социальных медиа; одновременно с этим оно призвано проследить траекторию распространения жаргонизмов из специализированных лексиконов в мейнстримный медиадискурс. Задачи, сформулированные для достижения этой научной цели, включают тщательное изучение языковых конструкций в корпусе «Известий» – идентификацию, классификацию и анализ заложенных в них жаргонизмов; предполагается провести сравнительный анализ, оценив взаимное влияние между традиционными жаргонизмами СМИ и их итерациями в социальных сетях, т.о., каталогизируя изменения в употреблении и семантические адаптации с течением времени.
Методология исследования основана на объединении количественного и качественного лингвистического анализа, использовании вычислительных инструментов для извлечения данных и критического дискурс-анализа для интерпретации полученных результатов, что обеспечивает надежное, многомерное исследование рассматриваемых языковых явлений. Такой подход позволяет не только получить детальное представление о лексических и синтаксических особенностях, характерных для жаргонов СМИ, но и изучить социолингвистические факторы, влияющие на принятие и трансформацию жаргонов в публичной сфере, формируемой цифровыми коммуникационными платформами.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе к изучению слияния жаргонизмов в традиционном медиаландшафте и их реконфигурации в цифровой сфере социальных медиа; в исследовании впервые применен двухфокусный анализ, который сопоставляет укоренившиеся лексические модели «Известий» и возникающие языковые явления на социальных платформах, раскрывая тем самым диалектику эволюции языка СМИ. Более того, используя сложный набор лингвистических аналитических методов, охватывающих корпусную лингвистику, социолингвистическое профилирование и анализ семантических сетей, исследование представляет новые методики для отслеживания этимологии и траектории развития жаргонов в медиадискурсе, что является малоизученной областью.
Гипотеза утверждает, что взаимодействие между традиционными жаргонами СМИ и их аналогами в социальных сетях не просто отражает, а динамично генерирует их; то есть социальные медиа не только отражают существующие жаргоны СМИ, но и активно порождают новые жаргонные выражения, которые, в свою очередь, проникают в традиционные СМИ. Это взаимное влияние, согласно гипотезе исследования, является катализатором быстрой эволюции жаргона, характеризующейся значительным изменением его функций и значений. Гипотеза также предполагает, что сдвиги, наблюдаемые в лексической и синтаксической структуре жаргона, свидетельствуют о более широких социокультурных трансформациях, которые опосредуются через языковые практики, проявляющиеся в медиадискурсе. Следовательно, данное исследование не только вносит вклад в понимание языковых изменений, но и позволяет понять социокультурную динамику, происходящую в современной медиасреде.
Методологическая основа исследования построена на обширном комплексе авторитетных источников, которые освещают сложную динамику жаргонизмов в молодежном дискурсе и контексте социальных медиа; такой многомерный подход позволяет лучше понять изучаемые языковые явления. В частности, исследование Г. О. Кипарисова и И. В. Попова «Специфика современного молодежного сленга» дает основополагающее представление о нюансах жаргонизмов в современном молодежном взаимодействии, утверждая, что эти формы языка играют важнейшую роль в формировании идентичности и групповой принадлежности (Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. -2008. – № 1. – С. 46-50).
В развитие этого направления в диссертации С. Гойдовой «Молодежные жаргоны в системе современного русского национального языка» представлены важнейшие эмпирические данные и теоретический анализ, очерчивающие социолингвистические рамки, поддерживающие интеграцию и эволюцию жаргонов в рамках более широкого русского языкового ландшафта (кандидат филологических наук. М., 2004). Дополнительно в работе О. Н. Заикиной, в частности в работе «Современный молодежный жаргон: актуальные процессы», рассматриваются адаптивные процессы жаргонов в ответ на социокультурные сдвиги, размышления о том, что эти языковые формы не статичны, а постоянно перестраиваются под влиянием динамики общества (Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 38).
Также в исследовании используются определения О. Н. Емельяновой из «Стилистического энциклопедического словаря русского языка» под редакцией М. Н. Кожиной, чтобы закрепить обсуждение внелитературной лексики в рамках установленных лингвистических стандартов, обеспечивая опора исследования на признанные научные критерии (М.: Флинта; Наука, 2006). Это необходимо для создания строгой лексико-семантической базы, поддерживающей анализ функциональных ролей и семантических сдвигов жаргонизмов.
В то же время в диссертации Н. С. Ивановой подробно рассматривается лингвокультурный аспект молодежного жаргона, дается представление о культурных и коммуникативных контекстах, влияющих на формирование и использование этих языковых выражений (Екатеринбург, 2007). Эта перспектива крайне важна для понимания взаимодействия между жаргоном и культурной идентичностью, особенно в сфере социальных медиа, где языковые выражения одновременно отражают и конституируют культурные ценности и нормы.
Синтезируя эти разнообразные источники, методология исследования не только использует богатый гобелен лингвистических и культурных знаний, но и создает надежную аналитическую структуру, позволяющую глубоко и тонко исследовать, как жаргонизмы функционируют в коммуникативных практиках русскоязычной молодежи на платформах социальных сетей и формируют их. Такой подход не только позволяет с высокой степенью конкретности и глубины ответить на поставленные исследовательские вопросы, но и привносит новые идеи в эволюционирующие ландшафты современных языковых практик.
Чтобы очертить контуры эволюции жаргонизмов в дискурсе социальных сетей, в частности в домене «Известий», используется синтез теоретических и эмпирических методов, обосновывающий анализ в строгих академических рамках. Благодаря интеграции качественного и количественного подходов исследование обеспечивает всесторонний охват лингвистических явлений.
В основе эмпирического анализа лежит метод контент-анализа, с помощью которого выявляются и количественно оцениваются значимые закономерности в использовании жаргонизмов, что, возможно, позволит проверить гипотезу о том, что рост неформализации медиадискурса сильно коррелирует с ростом влияния социальных медиа. Инструменты корпусной лингвистики применяются к обширным массивам данных публикаций «Известий», извлекаются и анализируются случаи и вариации жаргонных терминов, что может свидетельствовать, если интерпретировать данные, о динамичной интеграции этих форм в мейнстрим СМИ.
Теоретическая основа исследования заимствована из дискурс-анализа, что позволяет рассмотреть социолингвистические последствия использования жаргонизмов; если анализ будет проведен в соответствии с предположением, можно обнаружить, что жаргонизмы служат не только лингвистическими маркерами, но и индикаторами более широких социальных сдвигов. Кроме того, обоснованная теория помогает разработать концептуальную схему, которая адаптируется к данным по мере их сбора и анализа, потенциально показывая, при условиях, как платформы социальных медиа могут выступать в качестве катализаторов лингвистических инноваций в традиционных медиа.
Социолингвистическое профилирование дополняет эти методологии, предлагая понимание демографических и психографических характеристик пользователей, использующих жаргон, что, если предположить, может продемонстрировать значительное соответствие между идентичностью пользователей и их языковым выбором. Сетевой анализ, наконец, может отобразить отношения между различными жаргонными терминами и сообществами их использования, предполагая, в умозрительном анализе, сети влияния и адаптации на различных медиаплатформах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анищенко, О. А. Эволюция обозначения молодежной речи: от технического языка до жаргона. Вопросы языкознания. – 2009. – № 2. – С. 108117.
2. Буряк В. А., Осипова В.А., Власов И. А. Интернет-сленг как форма коммуникации молодежи в виртуальной среде // Заметки ученого. – 2020. – № 8. – С. 133-139.
3. Воронкова А. А., Мальцева С. М., Ульянкина Е. М. Функциональные особенности молодёжного сленга современных студентов // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 237-240.
4. Гойдова С. Молодежный жаргон в системе современного русского национального (общенародного) языка: автореф. дисс. ... к. филол. н. М., 2004.
5. Гуральник Т. А. Особенности молодежного сленга в американском варианте современного английского языка // Семантика и прагматика языка в диалоге культур: Межвуз. сб. науч. статей. – Самара: Самарский университет, 1998. – С. 61-67.
6. Джеус Н. А. Лексико-семантическое словообразование в молодежном сленге: Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – Краснодар, 2008. – 19 с.
7. Емельянова О. Н. Внелитературная лексика // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2006.
8. Заикина О. Н. Современный молодежный жаргон: актуальные процессы // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 38.
9. Иванова Н. С. Молодежный жаргон в лингвокультурологическом освещении: дисс. ... к. филол. н. Екатеринбург, 2007.
10. Исаева В. Н. Молодежная лексика в социальных медиа // Коммуникация в современном мире: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Ч. II. – Воронеж: ВГУ, 2022. – С. 94-96.
11. Капранова Н. А. Функционально-семантическая специфика ненормативных форм языка: просторечие и молодежный жаргон: автореф. дисс. ... к. филол. н. Краснодар, 2009.
12. Карамова А. А. Категория оценки в современном русском языке: учеб. пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2003.
13. Карамова А. А., Сметанина А. Ю. Речевые особенности молодежного дискурса (лингвоэкологический аспект) // Мировые тенденции развития науки и техники: пути совершенствования: мат. X междунар. науч.-практ. конференции. М., 2022.
14. Касумова М. Ю. Молодежный сленг как компонент молодежного дискурса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 7. – С. 63-65.
15. Кипарисов Г. О., Попов И. В. Специфика современного молодежного сленга // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. -2008. – № 1. – С. 46-50.
16. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 287 с.
17. Коршкова Е. А. Современный молодежный интернет-жаргон // Организация работы с молодежью: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов / под ред. Н. Д. Бобковой. Курган, 2008.
18. Коханая О. Е. Медийный контент для несовершеннолетних в условиях современной виртуальной среды // Высшее образование для XXI века: Ответы на глобальные вызовы. -М.: МосГУ, 2021. – С. 205-213.
19. Коханая О. Е., Головин Ю. А. Цифровые медиа как мощный фактор воздействия на поведение детей и подростков // Челябинский гуманитарий. – 2021. – № 4(57). – С. 28-37.
20. Крысин Л. П. Жаргон // Русский язык: энциклопедия. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2023.
21. Левикова С. И. Большой словарь молодежного сленга. – М.: Гранд, 2003. – 923 с.
22. Лихачева Ж. В. О способах заимствования в современном русском языке на примере молодежного сленга // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 4 (30). – С. 48-52.
23. Лунева Л. П. Формирование и развитие культурной речевой среды в университете: тенденции и перспективы // Обучение языкам в полиэтнической среде региона: Сб. науч. статей. – М.: «Русайнс», 2022. – С. 162-170.
24. Маряхина А. Н. Молодежный сленг в социальной сети «ВКонтакте» // Трибуна ученого. -2021. – № 5. – С. 406-410.
25. Матюшенко Е. Е. Современный молодежный сленг (формирование и функционирование). Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. – Волгоград, 2007. – 188 с.
26. Мороз Т. Г. Опыт дискурсного анализа молодежного сленга (на примере молодежных периодических изданий 1990-2000-х годов) // Новейшая филология: динамика речевых и текстовых форм: Сб. науч. ст. – Омск: ОГУ им. Ф. М. Достоевского, 2022. – С. 278-282.
27. Морозова О. Е. Молодежный жаргона XXI века: современные тенденции // Русский язык в школе. 2017. № 9.
28. Подгурская Д. Д., Авакова А. Ю. Англицизмы: следствие культурного обмена или процесс засорения языка // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. очно-заоч. конф. – Краснодар: КубГТУ, 2021. – С. 249-254.
29. Пятиязычный словарь современного молодежного сленга / А. А. Сидоров и др. -Волгоград: ВолГУ, 2012. – 119 с.
30. Розина Р. И. Сравнительный анализ семантических процессов в языке и сленге // Современный русский язык: активные процессы на рубеже XX-XXI вв.: монография / под ред. Л. П. Крысина. М.: Языки славянских культур, 2008.
31. Рубцова Е. А. Функциональные особенности сленгизмов молодежных печатных СМИ // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – № 5. – С. 76-81.
32. Сиротинина О. Б. Разговорный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2006.
33. Солганик Г. Я. Современная языковая ситуация и тенденции развития русского литературного языка // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. -2010. – № 5. – Режим доступа: https://vestnik.journ.msu.ru/upload/iblock/00e/elibrary_15545544_80961739.pdf. – (Дата обращения: 22 мая 2023).
34. Титоренко М. Ю. Сленг как составляющая языковой личности подростка: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. – М., 2003. – 203 с.
35. Цибизова О. В. Современный молодежный жаргон (проблемы лексикографического описания): автореф. дисс. ... к. филол. н. Архангельск, 2006.
36. Шуплецова Ю. А., Ястремская Ю. А. Лексические особенности функционирования языка социальных сетей в среде провинциальной молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. – 2020. – Т. 20. – № 1. -С. 44-48.