Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный бюджет является основой функционирования государства и представляет собой централизованный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении федеральных органов государственной власти и использующийся с целью решения общегосударственных задач. Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера. Расходы должны осуществляться таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать решению базовых задач государства - созданию условий для экономического роста, оказанию качественных государственных услуг, обеспечению социальной стабильности, безопасности государства. Граждане страны, выступая налогоплательщиками и конечными потребителями государственных услуг, должны быть уверены в эффективном использовании средств. Отсюда возникает объективная необходимость проведения оценки эффективности бюджетных расходов н разработки путей ее повышения.
Целью работы является анализ расходов федерального бюджета и их оптимизация.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы государственных расходов;
- провести анализ государственных расходов федерального бюджета РФ;
- определить пути повышения эффективности государственных расходов.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.
Предмет исследования – расходы федерального бюджета.
Информационной базой для написания работы послужили Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы, труды отечественных экономистов. рассматривающих проблему эффективного использования бюджетных средств, а также данные с портала государственных программ, материалы Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, Федерального казначейства РФ и данные Федеральной службы государственной статистики.
Методы исследования, применяемые в данной работе: теоретический анализ и обобщение научной литературы, сравнение статистических данных, анализ полученных данных из открытых источников.
Работа состоит из введения, трех глав, последовательно разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические основы расходов федерального бюджета
РФ
1.1. Анализ структуры бюджетной системы РФ
Бюджетная система является сложным механизмом, который основывается на четких правилах его функционирования, основополагающих, исходных началах, которыми руководствуются органы государственной власти и органы местного самоуправления при осуществлении бюджетного процесса – принципах, изложенных в статье 28 Бюджетного кодекса РФ, которые представляют собой ведущие положения, устанавливающие порядок построения уровней бюджетной системы.
Рис. 1.1. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Основной задачей вышеуказанных принципов является обеспечение финансовой дисциплины и ответственности участников бюджетного процесса, эффективное и целевое использование бюджетных средств органами государственной власти и органами местного самоуправления, создание единого правового поля для организации межбюджетных отношений, что формирует устойчивость финансовой системы страны и позволяет охватить все элементы бюджетного процесса.
Ключевым инструментом регулирования экономической и финансовой системы государства является бюджет. Согласно статье 33 Бюджетного кодекса РФ сбалансированность бюджетов является одним из важнейших принципов, который состоит в необходимости обеспеченности расходов бюджетов бюджетной системы доходами соответствующих бюджетов и источниками финансирования дефицита соответствующих бюджетов без учета сумм выплат из соответствующих бюджетов и изменения остатков по учету средств бюджетов.
Современные вызовы и требования обуславливают появление новых статей расходов бюджетов бюджетной системы, в том числе на реализацию мер поддержки отдельных групп населения, обеспечения расходов на развитие науки и техники, строительства объектов инфраструктуры на территориальных единицах страны.
В своей диссертации Е.В. Кузнецова отмечает, что сбалансированность – «это качество бюджета, отражающее степень его способности обеспечивать постоянное финансирование необходимых расходов с целью удовлетворения потребностей населения стран».
Рис. 1.2. Инструменты обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Институт собственных доходов предполагает использовании в качестве источника финансирования расходов бюджетов средства налоговых и неналоговых доходов бюджетов, закрепленных за соответствующими бюджетами в Налоговом кодексе РФ.
Институт межбюджетного взаимодействия основан на оказании дополнительной финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы (вертикально) и соответственно бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам (горизонтально). Формой организации такого межбюджетного взаимодействия являются межбюджетные трансферты (целевые и нецелевые).
Институт долговых обязательств предполагает привлечение как бюджетных кредитов из других уровней бюджетной системы, так и от коммерческих ссуд. Основным преимуществом института долговых обязательств является возможность привлечения средств для осуществления расходов в неограниченном объеме в короткие сроки.
Вместе с тем привлечение указанных средств предполагает принятие публично-правовым образованием обязательств выплатить в установленный срок привлеченные средства в полном объеме, а также начисленные проценты за период пользования (для бюджетных кредитов от 0,1 % до 3 % годовых, для коммерческих кредитов – не менее ключевой ставки Банка России).
Важным является осуществление взвешенной долговой политики органами государственной власти и местного самоуправления, с учетом оценки возможности осуществления принятых обязательств в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Рассмотрим принцип самостоятельности бюджетов как один из основополагающих принципов в межбюджетном взаимодействии. Статьей 31 Бюджетного кодекса РФ установлено, что публично-правовые образования Российской Федерации в рамках осуществления бюджетного процесса автономны, а именно в праве самостоятельно:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702.
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432.
3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8.
4. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020 – 314 с.
5. Бородин А.И. Проблемы разработки финансового обеспечения государственных программ / Бородин А.И // Финансы. – 2022. – № 1. – С. 19-24.
6. Буркалева Е.А. К вопросу о становлении казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации // Аллея науки. - 2021. - № 9. - С. 691 - 695.
7. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356 с.
8. Воронько М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. // Вопросы экономики и управления. - 2020. - № 4 (20). - С. 7-9.
9. Дементьев Д.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Кнорус, 2017. - 672 с.
10. Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России / П.С. Звягинцев // Вестник Института экономики РАН. – 2020. – № 6. – С. 44–55.
11. Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова. – М: КНОРУС, 2018. – 232 с.
12. Левина В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2020. - 352 с.
13. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.minfin.ru.
14. Министерство экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа htpp://www.economy.gov.ru.
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
16. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л. М. Подъяблонская. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 559 c.
17. Саранцев В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2022. - № 3. - С. 15-20.
18. Саранцев В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2020. - № 2. - С. 91 - 95.
19. Цветова Г. В. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения: учебное пособие / Г. В. Цветова. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 92 c.
20. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. – Москва: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 351 с.