Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предпосылки формирования идентичности начинаются еще в раннем детстве, когда ребёнок выбирает, что ему сегодня надеть, делится секретами о первой влюблённости и рассказывает, кем он хочет быть, когда вырастет. Очень важным этапом является подростковый период – это время, когда формируется идентичность ребёнка, но одновременно он озабочен и перегружен огромным количеством тревог. Его тело меняется, гормональные изменения влияют на настроение и ощущение себя. Значимость сформированной идентичности в том, что она позволяет воспринимать свою самостоятельность, помогает отличать себя от других, а также дает возможность стремиться к собственной неповторимости и уникальности. С ощущением согласованности между тем, как воспринимает подросток себя, и тем, как воспринимают его другие[8]. Идентичность – это устойчивое и последовательно появляющееся ощущение тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей. Существует множество препятствий к формированию идентичности, основные - это потеря своего «Я», цельного представления о себе и потеря идентификации с кем-либо из родителей. А также резкие социальные, политические катаклизмы и невозможность справится с ними. На формирование идентичности влияют различные факторы, один из них - это умственные возможности подростка и то, насколько он осознает все, что может и умеет. А также учебная среда, в каком учебном заведении обучается ребёнок, какие есть увлечения и хобби. Дети, которые растут в семьях с демократическим отношением, лучше и быстрее находят себя и осознают, чего они хотят, они ставят вопросы о жизни и ценностях, на которые ищут и находят ответы.
Целью исследования является изучение характеристик самооценки подростков, обучающихся на различных курсах в учебных заведениях.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретическую часть вопроса.
2. Выбрать инструмент для анализа полученных эмпирических данных.
4. Дать анализ получившимся данным, предложить рекомендации для изучаемой группы студентов.
Объект исследования – студенты 1 и 2 курса.
Предмет исследования – психологические особенности студентов, обучающихся на разных курсах учебного заведения.
Для выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы:
1. Изучение научной литературы.
2. Метод контент-анализа для обработки данных открытых вопросов методики.
3. Методы психологического изучения в рамках которого были использованы следующие методики:
- Опросник двадцать высказываний «Кто Я?»
- Личностный тест С. Хартер «Я и мир вокруг меня».
3. Метод статистического анализа эмпирических данных:
- Описательные статистики;
- Л-критерий Колмогорова-Смирнова (для проверки нормальности распределения);
- Непараметрический критерий U Манна-Уитни (для выявления значимых различий);
- х2 Пирсона для двух несвязанных выборок.
Исследование проводилось на базе ГБОУ КК ЕПК.
В работе приняли участие студенты 1 и 2 курсов, в количестве 100 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА-Я СТУДЕНТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ КУРСАХ
1.1 Психология подросткового образа
Подростковый возраст — это не только период активного полового созревания, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки. Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная Организация Здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8-10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности. Подросток уже не является ребёнком, но вместе с этим он ещё не является и взрослым. То есть он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами взрослых. Таким образом, назревает конфликт в семье. Особенно это касается тех случаев, когда родители напрочь отказываются признавать взросление собственного ребёнка и продолжают себя вести с ним как с маленьким. Психологи выделяют три этапа взросления:
Ранний подростковый период. Возраст 10-14 лет. В это время происходит активные физиологические изменения организма. Половое созревание, интенсивная выработка гормонов приводит серьёзным внутренним и внешним изменениям. У девочек наблюдаются скачки настроения, эмоциональная нестабильность. Внешне они становятся более женственными, округляются формы, появляются волосы в интимных местах, подмышками, а также происходит наступление первой менструации. У мальчиков созревание наступает немного позже, чаще всего на год, полтора. Оно характеризуется увеличением половых органов, появлением растительности на теле и поллюциями. Часто возникают перепады настроения так же, как и у девочек.
Средний подростковый период. На него приходится 15-17 лет. В этом возрасте основные физиологические изменения уже заканчиваются. Подросток физически похож на вполне взрослого человека, гормональные перестройки завершились и стабилизировались. С физиологической точки зрения в это время юноши и девушки уже готовы к продолжению рода. Однако психологическое состояние ещё далеко не стабильно. Подростки отличаются крайней лабильностью и импульсивностью поведения. В этот период молодые люди часто категоричны в своих убеждениях и действиях, а также плохо ориентируются в последствиях собственных поступков, решений.
Поздний подростковый возраст. Начинается он в 17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам. К этому возрасту молодые люди, как правило, уже умеют рационально мыслить, оценивать свои действия, имеют профессию, увлечения. Они имеют свои цели и знают, чего хотят добиться в жизни[2,4].
Семь особенностей переходного возраста.
Резкие изменения в организме, гормональные всплески, психологическое взросление приводят к большой нагрузке. Вследствие чего, поведение и реакции подростка отличаются вспыльчивостью, агрессивностью или даже плаксивостью. В этот период ребята критичны к себе и остро воспринимают чужое мнение на свой счёт. Они крайне чувствительны к тому, как к ним относятся окружающие, что про них говорят, что думают. В этом возрасте очень важен свой внешний облик, фигура, параметры. Желание соответствовать моде может привести ко многим ошибкам. Самооценка подростка, как правило, очень низка не из-за объективных причин, а из-за резких скачков настроения, гормональной перестройки, к концу пубертата она обычно выравнивается. Подростки болезненно ранимы и страдают перепадами настроения, что обусловлено гормональной перестройкой. Родителям и взрослым необходимо очень тактично и, порою, даже мудро и осторожно высказывать своё мнение по поводу внешности, достижений и успехов детей, а иногда лучше и вовсе промолчать. Потому как даже малейший упрёк или недоверие может привести к серьёзным проблемам с самооценкой, неуверенности, робости и застенчивости. А безграничная похвала, в свою очередь, может сформировать зазнайство, переоценку себя, что тоже чревато негативными последствиями. Подросток крайне болезненно воспринимает любую критику в свой адрес или в адрес своей семьи, друзей. По этой причине может произойти серьёзный конфликт с обидчиком. Если таковым будет являться родитель, то реакция ребёнка может максимально разнообразной, но всегда негативной. Это и уход из дома, попытки курить или пристрастие к алкоголю и другим запрещённым веществам, замкнутость или, наоборот, агрессия и крики, дружба с сомнительными и неблагополучными личностями. Одним из главных страхов в подростковом возрасте является — боязнь прослыть маленьким и слабым. Страх опозориться велик. Очень часто ребята для того, чтобы показать свою самостоятельность и силу, готовы совершать не самые правильные и дальновидные поступки. Взрослеющие дети очень зависимы от мнения сверстников и под их влиянием могут даже причинить себе неприятности и вред. Подростки ещё не умеют объективно оценивать окружающих. Поэтому часто принимают решение по поводу человека только по его внешнему виду, одному поступку и фразе. Поспешность и категоричность часто проявляется по отношению к обществу. Тем временем молодые люди не склонны адекватно оценивать собственные действия, поступки. Они часто не замечают своих реальных недостатков и отрицательных качеств. Гормональные всплески чреваты не только перепадами настроения, но и снижением внимательности, концентрации. Школьники в период взросления значительно хуже усваивают новую информацию, от этого успеваемость снижается. Пубертат характеризуется поиском себя, своего предназначения. Молодые люди начинают задумываться о собственной значимости, о своих целях и мечтах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов, В. С. Я-концепция как социально психологическая проблема / В. С. Агапов. - Москва: МОСУ, 2019. - 278 с.
2. Агафонов, А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: автореферат дис. канд. пед. наук: 19.00.07 / А. Ю. Агафонов. - Казань, 2000.- 21 с.
3. Алёшина, Ю. Е. Изменение в когнитивном компоненте Я-концепции / Ю.Е. Алёшина. А. С. Волович // Вопросы психологии. 2017. - №4. - С. 74-82.
4. Бернс, Р. Я-концепция и Я образы / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности. - Москва: Академия, 2023. - 213 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс - Москва: Прогресс, 2019. - С. 30-66.
6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович; отв. ред. Д. И. Фельдштейн. - Москва: Модек. 2019. - 352 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович - Москва: Просвещение, 2017. -- 174 с.
8. Головина, С. А. Психологические условия формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте: автореферат дис. канд. псих.наук: 19.00.07 / С. А. Головина. Курс, 2008. - 26 с.
9. Григорьева, М. Н. К проблеме теоретического осмысления Я-концепции в современной научной литературе / М. Н. Григорьева // Перспектива: сборник статей молодых ученых. - 2016. - №8. - С. 81-88.
10. Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка / Т. В. Драгунова // Возрастная и педагогическая психология. - Москва, 2019. - С. 29- 37.
11. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва: Творческий центр, 2021. - 237 с.
12. Кулеш, Е. В. Психологические аспекты временной организации жизненного цикла современного подростка / Е. В. Кулеш // Психология обучения. 2022. - № 11. - С. 63-70.
13. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин // Изд. 2-е, исправлено и дополнено - Москва: Просвещение, 2015. - 465 с.
14. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Макпартленд // Современная социальная психология: тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. И. Богомоловой, Л. И. Петровской. Москва, 2016. - С. 180 - 187.
15. Куповых Ж.Г., Истратова О.Н. «Образ Я» подростков, психологически зависимых от родителей // Известия ТРТУ. - 2016. - № 11 (66) - С. 233-237.
16. Малышева, С. В. «Образ Я» и представление сверстников у подростков, переживающих одиночество: дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / С. В. Малышева. Москва, 2023. - 214 с.
17. Мудрик, А. В. Психологические особенности социализации в условиях российского социума / А. В. Мудрик // Вестник Академии права и управления. 2020. - №18. - С. 165-173.
18. Новгородцева, А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» / А. П. Новгородцева // Психологическая наука и образование. 2022. - №2. - С. 39-53.
19. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально оценочная система / С.Р. Пантелеев. - Москва: МГУ, 2021. - С. 108.
20. Психология самосознания: хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородсий. - Самара: Бахрамб, 2020. - 516 с.
21. Радина, Н. К. Личностный опросник С. Хартер для изучения персональной идентичности подростка / Н. К. Радина, Е. Ю. Терешенкова // Журнал психология и школа. - 2018. - №4. - С. 3-11.
22. Реан, А. А. Психология подростка: учебник / под ред. А. А. Реана - Санкт-Петербург: Прайм еврознак, 2023. - 480 с.
23. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - Москва: Наука, 2018. - С. 387.
24. Рождественская, Н. А. Образ «Я» и образ сверстников у подростков с высоким и низким уровнем социальной поддержки / Н. А. Рождественская, Е. А. Писарева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. - №4. - С. 52-56.
25. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова, Е. М. Шафирова. - Москва: ИП РАН, 2212. - С. 347.
26. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - Санкт-Петербург: Речь, 2023. - С. 142, 158, 349.
27. Сизикова, В. В. Педагогические условия развития позитивно «Образа Я» подростка: дис. канд. пед. наук 13.00.01 / В. В. Сизикова. Оренбург, 2017 - 211 с.
28. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - Москва: МГУ 2021. - 284 с.
29. Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е. Н. Шороховой. - Москва: Наука, 2020. - 182 с.
30. Туревская, Е. И. Возрастная психология / Е. И. Туревская. - Тула, 2022.- 296 с.
31. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. - Москва: Международная педагогическая академия, 2020. -192 с.
32. Федеральные государственные образовательные стандарты. http://минобрнауки.рф/документы/336
33. Чевачина, А. В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте / А. В. Чевачина // Инициативы XXI века. - 2022. - № 1. - С. 147-148.
34. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова. Москва: Наука, 2017. - 144 с.
35. Шеффер, Д. Дети и подростки / Д. Шеффер. - Санкт-Петербург: Питер, 2023. - С. 727.
36. Шорохова, Е. В. Проблема «Я» и самосознание / Е. В. Шорохова // Проблемы самосознания. - Москва, 2023. - С. 82-89.
37. Шильштейн, Е. С. Уровневая организация системы Я / Е. С Шильштейн // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 2022. - №2. - С. 34-45.
38. Щекотуров, А. В. Социализация подростков в эпоху средств массовой коммуникации / А. В. Щекутонов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. - № 1. - С. 99-103.
39. Ядов, В. А. Социальные и социально психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. 2020. - Т. № 3-4. - С. 158-181.