Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных приоритетов начальной школы является всестороннее развитие учащихся с акцентом на формирование навыков грамотного письма и развитую речь. Необходимо отметить, что Федеральный государственный стандарт начального общего образования требует, чтобы учащиеся к окончанию начальной школы обладали умениями осмысленного чтения текстов различных стилей и жанров, способностью адекватно составлять устные и письменные высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами. Это также включает умение активно слушать собеседника, вести диалог, уважать и принимать различные точки зрения, излагать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения и оценивать события [1 с. 9]. Достижение этих требований невозможно без развития текстовых навыков у младших школьников.
Развитие текстовых навыков – это сложный процесс, который зависит от множества факторов, включая индивидуальные особенности психического развития каждого ученика, усилия учителя, используемые им методы и подходы и т.д. Анализ программного содержания и учебников показал, что существуют разные подходы к формированию текстовых навыков.
Учителям дается задача выбрать наиболее эффективные методы, приемы и средства для совершенствования текстовых навыков у младших школьников с учетом их психолого-педагогических особенностей. В настоящее время развитие текстовых навыков у младших школьников обращает на себя все большее внимание как со стороны исследователей, так и практикующих учителей, которые ищут эффективные методы и приемы для формирования и улучшения текстовых навыков. В этой области провели свои исследования Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и другие.
Несмотря на то, что проблема текстовых навыков у младших школьников широко изучается в педагогической науке и научной литературе уже многие годы, она все еще остается актуальной, так как международные исследования свидетельствуют о низком уровне сформированности этих навыков у российских учащихся.
Цель работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование текстовых умений младших школьников через обучение написанию изложения.
Предмет исследования – процесс формирования текстовых умений младших школьников через обучение написанию изложения.
Объект процесс – изложение как средство формирования текстовых умений младших школьников.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие «текстовые умения» в научно-методической литературе
2) Изучить работу над изложением как средство формирования текстовых умений на уроках русского языка
3) Выявить уровень текстовых умений младших школьников
4) Разработать комплекс заданий на формирование текстовых умений на уроках русского языка в 3 классе
Методологическую основу исследования составили труды Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, И. А. Зимней, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, О. А. Нечаевой, М. С. Соловейчик, В. И. Камином, М. Т. Баранова, А. И. Суворова.
Методы исследования: анализ педагогической, лингвистической литературы, сравнительный анализ программного содержания и учебников, диагностика сформированности текстовых умений у младших школьников, качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
1.1 Анализ понятия «текстовые умения» в научно-методической литературе
В сфере лингвистики существует несколько определений понятия «текст». И. Р. Гальперин определяет текст как языковую создание, представленное в конкретном произведении и разработанное в соответствии со стилевыми нормами данного типа речи, обладающее целенаправленностью и прагматической установкой [7].
И. С. Валгина интерпретирует текст как последовательность знаковых единиц, объединенных по значению, основными характеристиками которых являются связанность и цельность [5].
Согласно Т. М. Николаевой, текст представляет собой последовательность предложений, связанных между собой по смыслу в рамках общей концепции автора [25].
Некоторые особенности текста, выделяемые большинством лингвистов, включают в себя:
1) наличие группы предложений;
2) смысловая связь предложений;
а) объединение общей темой;
б) наличие основной мысли и ее развитие;
3) структурная связность предложения [38].
Текст считается объединенным общей темой, когда его элементы связаны с темой высказывания и коммуникативным намерением автора, а также с основной мыслью текста.
Тема текста - это общий фактор, соединяющий предложения в тексте. Каждое предложение в тексте связано с его темой и друг с другом. Именно в этом и заключается отличие текста как тематического единства от случайного набора предложений [21].
Основная мысль текста - это главное, о чем хотел сказать автор; то, к чему текст призывает, что он учит, ради чего был написан [34].
Тема текста отражается в заголовке, и может быть выражена в самом заголовке или понятийно возможна. Важной характеристикой текста является заголовок, в котором выражена тема или основная идея текста. Заголовок должен быть связан с содержанием текста, включая его заключение. Это условие обеспечивает завершенность текста и также является важным признаком [23].
Связность текста проявляется в том, что каждое следующее предложение строится на основе предыдущего, и слова в предложении идут последовательно друг за другом. Связность основана на лексико-грамматических особенностях языка, которые входят в грамматику. Цельность является характеристикой текста, связанной с его смысловым единством и единой структурой. Текст может быть связным, но не цельным, и наоборот, цельным, но не связным. Текст состоит из таких компонентов, как начало (вступление), основная мысль и заключение.
Для речевой активности младших школьников наиболее актуальны такие типы текста:
Повествование - последовательное описание событий или фактов;
Описание - перечисление упорядоченных характеристик, свойств, пространственной ориентации физического объекта, лица, места, события и т. д., названного именем или именным словосочетанием;
Рассуждение - последовательность логических выводов о связи и отношениях [45].
Навыки работы с текстом формируются на основе знания текстов. Имея представление о признаках текста, его структуре, стилях и типах, учащиеся смогут создавать свои собственные тексты.
с текстами невозможна без использования определенных текстовых навыков, которые можно разделить на три группы:
- навыки восприятия текста;
- навыки воспроизведения текста;
- навыки создания собственного текста.
Основополагающие навыки речевой деятельности: слушание, чтение, письмо, говорение, являются базисом для развития ряда умений. Слушание, например, является способом восприятия устной и письменной речи, а также способствует формированию умения воспринимать информацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвазян, О. О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. – 2021. – № 3. – С. 85–89.
1. Бурцева, Е. В. Работа с текстом при обучению сжатому изложению [Текст] / Е. В. Бурцева // Вестник ТГПУ. – 2011. – № 4 (106). – С. 11–22.
2. Голубкина, Н.И. Развитие письменной речи младших школьников: методическое пособие. М.: Просвещение, 2021.
3. Давыдова, Е.А. Формирование учебно-познавательной активности младших школьников через написание изложения. СПб: Лань, 2015.
4. Зимняя, И.А. Психология обучения школьников письменной речи. М.: Педагогика, 2012.
5. Иванова, М.С. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М.: Академия, 2018.
6. Ивкина, Ю. М. Обучение творческому пересказу в процессе работы над формированием связной речи младших школьников [Текст] / Ю. М. Ивкина // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 1 (3). – С. 50–51.
7. Изложения и сочинения в семилетней школе [Электронный ресурс] / В. А. Добромыслов. – Электрон. дан. – Интернет-портал «Российская государственная библиотека», 2021. – Режим доступа : http://www.search.rsl.ru/ru/record/01005789685.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. Рус
8. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс [Текст] : учебник / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение, 2019. – 166 с.
9. Крупнова, Л.П. Практикум по развитию письменной речи младших школьников. М.: Высшая школа, 2014.
10. Лебедева, И.В. Технологии обучения написанию изложения в начальной школе. М.: Школа-Пресс, 2018.
11. Матвеева, С.А. Обучение письму и речи в начальной школе. М.: Просвещение, 2011.
12. Никитина, Т.В. Формирование текстовых умений младших школьников через изучение жанра изложения. М.: Букварь, 2013.
13. Орлова, Л.И. Методика обучения письму в начальной школе. М.: Педагогика, 2019.
14. Петрова, Е.К. Практическое пособие по формированию письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 2016.
15. Роджерс, С.И. Изучение жанра изложения как средство развития письменной речи младших школьников. М.: Книга, 2017.
16. Степанова, А.Н. Развитие письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2019.
17. Тарасов, В.П. Формирование текстовых умений школьников в процессе обучения написанию изложения. М.: Педагогика, 2017.
18. Ульянова, О.С. Практическое руководство по обучению написанию изложения. М.: Школа, 2014.
19. Черных, А.Г. Теория и методика обучения письму в начальной школе. М.: Образование, 2016.