Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В современном обществе вопросы экономической социализации подростков привлекают все большее внимание исследователей, педагогов, и практиков. Это обусловлено как социальными изменениями, так и сменой ценностей в обществе, что влияет на процессы социализации в целом. В данном контексте изучение особенностей экономической социализации подростков является актуальной задачей.
Степень разработанности проблемы исследования: Проблема экономической социализации подростков имеет достаточно высокую степень разработанности, однако, несмотря на это, остается ряд нерешенных вопросов и пробелов в исследованиях. Объемная литература по данной теме представляет как классические теории, так и новейшие исследования, однако требуется более глубокий анализ и систематизация полученных данных.
Новизна исследования заключается в выявлении специфических особенностей экономической социализации подростков в контексте современных социокультурных изменений. Это позволит расширить понимание процессов социализации в подростковом возрасте и предложить более эффективные подходы к формированию экономической грамотности у молодого поколения.
Объектом исследования выступают подростки, находящиеся на этапе активного формирования своей экономической и социальной идентичности. Предметом исследования являются особенности процессов экономической социализации в данной возрастной группе.
Целью исследования является выявление особенностей экономической социализации подростков и разработка рекомендаций по оптимизации этого процесса в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты экономической социализации подростков.
2. Изучить практические аспекты формирования экономической грамотности у подростков.
3. Выявить факторы, влияющие на процессы экономической социализации в подростковом возрасте.
4. Предложить практические рекомендации по оптимизации процессов экономической социализации подростков.
Гипотеза исследования предполагает, что успешная экономическая социализация подростков зависит от комплексного воздействия различных факторов, включая образовательные программы, семейное воспитание, и социокультурное окружение.
Для достижения поставленных целей и решения задач будут использованы качественные методы исследования, например анализ научной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки более эффективных программ формирования экономической грамотности подростков, что способствует их успешной адаптации в современном обществе.
Краткий обзор всей работы предполагает введение в тему и актуальность проблемы, анализ теоретических и практических аспектов экономической социализации подростков, и заключение с обобщением результатов и предложением практических рекомендаций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1 Научные представления об экономической социализации в психологии
Научные представления об экономической социализации в психологии охватывают широкий спектр аспектов, начиная от понимания социальной среды как многоуровневой системы, включающей как макро-, так и микросоциальные компоненты, и заканчивая анализом динамики ценностных ориентаций личности в различных условиях жизнедеятельности[29].
В работе Т. Дробышевой "Экономическая социализация личности: ценностный подход" выделяется ценностный подход к пониманию экономической социализации. Согласно данному подходу, экономическая социализация представляет собой процесс и результат включения личности в систему экономических отношений. В ходе этого процесса личность присваивает социально-экономический опыт и элементы экономической культуры, такие как нормы экономического поведения, ценности и традиции. Однако, не только присваивается общественный опыт, но и формируется собственный социально-экономический опыт в результате взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами [13].
Дробышева подчеркивает, что динамика ценностных ориентаций личности является психологическим критерием её социализированности. Это означает, что степень проникновения личности в социальные и экономические структуры общества определяется её ценностными установками и отношением к экономическим процессам.
Экономическая социализация рассматривается как сложный и многосторонний процесс, который может принимать различные формы в зависимости от этапа жизни индивида и его социокультурного окружения.
Первичная форма экономической социализации представляет собой неотъемлемый этап в жизни каждого человека. Это время, когда индивид начинает понимать, как устроен мир вокруг него в экономическом плане, и активно участвует в процессе освоения экономической культуры общества. Важно понимать, что этот процесс начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни, поскольку экономика окружает нас повсюду, влияя на наши решения, поведение и качество жизни.
На этом этапе формируются основные представления о деньгах, их роли и значения в жизни, понятия о труде, заработке, потреблении и накоплениях. Дети начинают осознавать, что ресурсы ограничены, и учатся принимать решения о расходовании средств. Они также начинают замечать, какие виды деятельности приносят доход, и каким образом люди могут обмениваться товарами и услугами.
Следует отметить, что первичная форма экономической социализации играет важную роль в формировании базовых знаний и навыков, необходимых для успешного функционирования в экономической сфере в дальнейшем. Ведь чем раньше ребенок начнет осваивать основы финансовой грамотности и понимать принципы экономического взаимодействия, тем легче ему будет приспосабливаться к переменам в экономической среде и принимать обоснованные решения в будущем.
Кроме того, на этом этапе ребенок также учится оценивать стоимость товаров и услуг, различать между необходимыми и желательными покупками, понимать, какие факторы влияют на ценообразование и как использовать деньги с умом. Эти навыки и знания становятся фундаментом для более сложных аспектов финансового планирования и управления деньгами взрослой жизни.
Переходная форма экономической социализации направлена на подготовку к началу самостоятельной экономической жизни. Здесь акцент делается не только на приобретении знаний, но и на развитии навыков самообеспечения и обеспечения своей семьи. Этот этап включает в себя освоение основных финансовых и хозяйственных практик, необходимых для успешного управления собственными ресурсами.
Вторичная форма экономической социализации связана с решением конкретных задач финансового и материального самообеспечения. Здесь основное внимание уделяется поддержанию достойного уровня жизни, совладанию с трудными жизненными ситуациями и обеспечению нужд своей семьи. Этот этап характеризуется более глубоким вовлечением в экономическую деятельность и требует от личности принятия ответственности за свои финансовые решения и действия[14].
Изучение экономической социализации формирующейся личности является сложным и многогранным процессом, ориентированным на разработку авторских концепций и понимание сущности этого явления. Разнообразие подходов к изучению экономической социализации определяется как интересами исследователей, так и особенностями самого объекта исследования.
Множество авторов в своих работах, опираясь на общую теорию социализации, анализируют экономическую социализацию с учетом ее процессуальных характеристик и результатов. К процессуальным характеристикам экономической социализации относят этапы, факторы, механизмы и средства, которые детерминируют социально-психологические изменения в личности. Следует отметить, что доминирующую роль в формировании личности, согласно Платонову К. К., играет стихийный путь, возникающий в результате случайных внешних воздействий [30].
В то же время целенаправленные воздействия, такие как образование и воспитание, играют ключевую роль в формировании экономической социализации. Они позволяют не только приблизить результат к заданной цели, но и контролировать влияние факторов, что имеет важное значение для формирования экспериментального направления исследования факторов экономической социализации. Самоформирование, как одна из составляющих процесса экономической социализации, также является значимым аспектом, так как целью этого процесса является формирование личности, способной функционировать в качестве субъекта экономической деятельности и отношений в обществе [15].
Структура процесса экономической социализации включает различные компоненты, такие как когнитивный, ценностный и поведенческий. Когнитивный компонент определяется системой экономических представлений и понятий, формируемых под воздействием различных факторов. Ценностный компонент включает в себя ценностные ориентации и нравственные нормы, регулирующие отношения личности с объектами экономической жизни. Поведенческий компонент включает в себя готовность к различным видам экономического поведения и соответствующие стратегии.
В работе по психологии экономической социализации вопрос о том, что является результатом этого процесса, остается предметом обсуждения. К. Ролан-Леви обращает внимание на это важное направление, указывая на возможные варианты: знания, установки или модели поведения. Однако в отечественной экономической психологии результаты экономической социализации рассматриваются в контексте адаптированности личности, включая базовую адаптацию, экономическую идентичность и экономическую компетентность. Адаптированность рассматривается как результат адаптации личности к обществу и его экономической системе, включая принятие социально-экономических ролей и усвоение экономических навыков. Экономическая идентичность формируется через социальную категоризацию и социально-экономическую адаптацию, а экономическая компетентность определяется уровнем экономических знаний, независимостью и нравственной зрелостью.
Некоторые исследователи также выделяют формирование экономической культуры личности как результат экономической социализации. Экономическая культура рассматривается как совокупность личностных качеств, способствующих успешной экономической
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амахина А. А., Деньги в жизни современного подростка // Социология. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dengi-v-zhizni-sovremennogo-podrostka (дата обращения: 28.04.2024).
2. Анкудинова Е. В. Экономическая социализация как психологический феномен // Вестник ТГПУ. 2009. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-sotsializatsiya-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 05.05.2024).
3. Афонина Н. Социализация экономических процессов // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 06.05.2023. — URL https://spravochnick.ru/mikro-_makroekonomika/socializaciya_ekonomicheskih_processov/ (дата обращения: 28.04.2024).
4. Базайкина Т.В., Кундозерова Л.И., Милинис С.М., Ростовцев А.Н. Социально-экономическое образование учащихся как процесс их социализации // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9. – С. 50-53; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6595 (дата обращения: 28.04.2024).
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. [Текст]/Избр. психол. труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: 342- 348 с.
6. Боровитина, Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества / Н. М. Боровитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 (33). — Т. 1. — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3750/ (дата обращения: 28.04.2024).
7. Вяткин А. П. Экономическая «Я-концепция» как психологический механизм социализации личности // Психология в экономике и управлении. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-ya-kontseptsiya-kak-psihologicheskiy-mehanizm-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 05.05.2024).
8. Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Илюшина Е.С., Дубровин Н.А. Экономическое воспитание школьников: понятие и значимость // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/45974 (дата обращения: 26.04.2024).
9. Горошкина, С. А. Роль семьи в процессе экономической социализации подрастающих поколений в США и в России / С. А. Горошкина, Е. А. Юрьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2083/ (дата обращения: 05.05.2024).
10. Горская, Ю. М. Особенности развития личности в подростковом возрасте / Ю. М. Горская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74413/ (дата обращения: 05.05.2024).
11. Грязнова Е. В., Треушников И. А., Мальцева С. М., Зосич А. С. Проблема отношения современных подростков к деньгам // АНИ: экономика и управление. 2020. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-otnosheniya-sovremennyh-podrostkov-k-dengam (дата обращения: 05.05.2024).
12. Гусева Т. В. Роль карманных денег в экономической социализации подростков // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-karmannyh-deneg-v-ekonomicheskoy-sotsializatsii-podrostkov (дата обращения: 28.04.2024).
13. Дробышева Т. В., Экономическая социализация личности: анализ отечественных подходов к пониманию феномена // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-sotsializatsiya-lichnosti-analiz-otechestvennyh-podhodov-k-ponimaniyu-fenomena (дата обращения: 28.04.2024).
14. Дробышева Т., Экономическая социализация личности. Ценностный подход URL: https://www.litres.ru/book/tatyana-valerevna-dr/ekonomicheskaya-socializaciya-lichnosti-cennostnyy-po-67655418/chitat-onlayn/ (дата обращения: 28.04.2024).
15. Егоров Е.Е., Субботин Д.В., Сизова О.С. Экономическое образование в школе как средство обеспечивающее успешную адаптацию обучающихся к развитию социально-экономических отношениий в России // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21484 (дата обращения: 28.04.2024).
16. Егоров Е.Ю., Кузяшев А.Н., Потенциал образовательной системы в контексте повышения финансовой грамотности населения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. №1-1 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-obrazovatelnoy-sistemy-v-kontekste-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya (дата обращения: 28.04.2024).
17. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Экономическая социализация детей и подростков: понимание, подходы к исследованию и основные факторы. [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 29–35. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28593 (дата обращения: 05.05.2024)
18. Зубиашвили И. К., Психологическое сопровождение экономической социализации в учебновоспитательном процессе // CARJIS. 2021. №Специальный выпуск. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-ekonomicheskoy-sotsializatsii-v-uchebnovospitatelnom-protsesse (дата обращения: 28.04.2024).
19. Зуева Е.С., Масальский М.Г. Финансовая грамотность, экономические предпочтения и полевое поведение подростков // Экономика и социум. 2022. №4-2 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-ekonomicheskie-predpochteniya-i-polevoe-povedenie-podrostkov (дата обращения: 05.05.2024).
20. Карнышев А.Д., Винокуров М. А., Экономическая этнопсихология и взаимосвязь инновационных и традиционных ресурсов жизнедеятельности народов Сибири // Социально-гуманитарные знания. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-etnopsihologiya-i-vzaimosvyaz-innovatsionnyh-i-traditsionnyh-resursov-zhiznedeyatelnosti-narodov-sibiri (дата обращения: 05.05.2024).
21. Кладиева, В. В. Социализация старшеклассников на основе правовой и экономической грамотности / В. В. Кладиева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8996/ (дата обращения: 28.04.2024).
22. Коноплёва, Л. С. Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии / Л. С. Коноплёва, Н. Н. Коноплёв. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 25-31. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12970/ (дата обращения: 05.05.2024).
23. Костеева А. В., Роль семьи в экономическом воспитании дошкольников. 2023.
24. Макарова Е. А., Холина О. А. Роль социализации и отношения к деньгам в формировании финансовой грамотности детей и подростков // Социально-гуманитарные знания. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsializatsii-i-otnosheniya-k-dengam-v-formirovanii-finansovoy-gramotnosti-detey-i-podrostkov (дата обращения: 05.05.2024).
25. Миронова Е. А., Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей. 2021.
26. Новокшонова П.Н., Стрельникова С.В. Формирование программ финансовой грамотности среди подростков как метод создания позитивного имиджа банков // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-programm-finansovoy-gramotnosti-sredi-podrostkov-kak-metod-sozdaniya-pozitivnogo-imidzha-bankov (дата обращения: 05.05.2024).
27. Овчинникова А. Г. Развитие самосознания как психологическая особенность подросткового возраста // ELS. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/az-rbaycanda-agirdl-rd-fizikadan-elmi-savadlili-in-formala-dirilmasinda-m-vcud-olan-probleml-r-az-rbaycan-v-sinqapur-mumi-t-hsil (дата обращения: 05.05.2024).
28. Остапова А. В., Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 05.05.2024).
29. Пацакула И. И., Экономическая социализация представителей различных возрастных групп // Финансовый журнал. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-sotsializatsiya-predstaviteley-razlichnyh-vozrastnyh-grupp (дата обращения: 28.04.2024).
30. Платонов К. К. Психология для всех [Электронный ресурс] URL: https://subscribe.ru/archive/culture.psychology.psychology4all/202006/03212400.html/ (Дата обращения: 05.0.2024)
31. Снурницына Ю.М. Социально-педагогические детерминанты формирования финансовой грамотности школьников // Проблемы современного образования. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-determinanty-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 05.05.2024).
32. Тараданов А. А. Экономическая социализация личности: определение и содержание понятия / А. А. Тараданов, Я. Н. Сизова, М. В. Овчинников // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Том 5. № 2. С. 75-84. DOI: 10.21684/2411-7897-2019-5-2-75-84
33. Тизова А. А., Влияние современных средств массовой информации на формирование личности подростков. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://дмип.рф/files/works/675_9085.pdf (Дата обращения: 28.04.2024)
34. Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. [Текст] /М. Педагогика, 2006. — 172 с.
35. Шендрик Н.И. Экономическая социализация молодежи [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/index.php/files/ekonomichieskaia-sotsializatsiia-molodiezhi.html (Дата обращения: 28.04.2024)
36. Шпрангер Э. Психология подросткового возраста теории подросткового возраста [Электронный ресурс] URL: https://studme.org/193060/psihologiya/eduard_shpranger (Дата обращения: 05.0.2024)