Фрагмент для ознакомления
1
Производственная программа предприятия общественного питания представлена планом объема реализации товаров и расчетом потребности предприятия в товарных ресурсах и разработкой мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.
Производственная программа предприятия общественного питания представляет собой развернутый или комплексный план продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки реализации требуемых рынком товаров и услуг. В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги.
Главная цель плановой работы на торговых предприятиях и фирмах с частной формой собственности, как и осуществляемой на ее основе предпринимательской или производственной деятельности, состоит в удовлетворении потребностей покупателей и получении максимальной прибыли [15,c.121].
Предприятия общественного питания заключают с потребителями и поставщиками договоры на закупку и продажу продукции и услуг, приобретение и закупку необходимых ресурсов, в том числе и с государственными и муниципальными органами, службами и предприятиями. Поэтому в процессе разработки производственной программы руководителям-менеджерам каждой фирмы и плановикам-экономистам следует ориентироваться на выбор таких товаров, работ и услуг, которые принесут производителям и предпринимателям наибольшие конечные результаты.
Следовательно, при планировании текущей хозяйственной деятельности для обеспечения свободного выбора продукции предприятия должны иметь широкий перспективный портфель заказов.
Годовая производственная программа составляется, как правило, на основе долгосрочного или стратегического плана. Во взаимодействии годового и долгосрочного планирования наиболее сложными плановыми проблемами считаются трудности прогнозирования будущего состояния рынка и внутренней среды самого предприятия. Это объясняется тем, что долгосрочные допущения о возможном росте потребностей покупателей и соответствующие планы развития производственного потенциала предприятия часто оказываются недостаточно обоснованными на предстоящий период [13,c.110].
В условиях рыночной неопределенности могут применяться различные методы составления производственной программы на отечественных предприятиях: уровневое прогнозирование, последовательное принятие плановых решений, создание ситуационных планов, линейное программирование, диверсификация продуктов и рынков, повышение конкурентоспособности продукции и др.
Наиболее простой путь уменьшения неопределенности в планировании предполагает расширение рыночной информации о потребителях и конкурентах, о спросе и предложении и т.д.
В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в товарах, а также действующие законы спроса и предложения на продукцию, работы и услуги. Предприятия заключают с потребителями и поставщиками договоры на производство и продажу продукции и услуг, приобретение и закупку необходимых ресурсов, в том числе и с государственными и муниципальными органами, службами и предприятиями. Поэтому в процессе разработки производственной программы руководителям-менеджерам каждой фирмы и плановикам-экономистам следует ориентироваться на выбор таких товаров, работ и услуг, которые принесут производителям и предпринимателям наибольшие конечные результаты.
Следовательно, при планировании текущей производственной деятельности для обеспечения свободного выбора продукции предприятия должны иметь широкий перспективный портфель заказов.
Процесс планирования производственной деятельности состоит из выработки программы предприятия, формули¬рования ее задач и целей, анализа хозяйственного порт¬феля и перспективного планирования развития организа¬ции. Производственная программа предприятия ресторанного бизнеса должна быть ориентирована на рынок, реалистична, и нацелена на ис¬пользование наиболее перспективных из имеющихся воз¬можностей.
С учетом изложенного планирование производственной деятельности предприятия требует оценки каждого из входящих в состав предприя¬тия производств, чтобы сделать вывод о целесообразности их расширения, сохранения, прекращения или использо¬вания достижений их деятельности.
При составлении плана производства наиболее целесообразно применение системы стратегического планирования с ранжи¬рованием стратегических задач. Вначале рекомендуется провести анализ перспектив предприятия, то есть выяснить неблагоприятные тенденции, опасные зоны предпринимательства, установить, где предприятие может иметь наи-лучшие шансы для развития, оценить возможность появления различных чрезвычайных ситуаций, которые могут оказать воздействие на выбранную линию развития. Удачное определение перспектив позволяет предотвратить выход фактических результатов деятельности за пределы оцененного диапа¬зона развития [9,c.67].
Второй шаг при разработке плана производства - анализ позиций предприятия в конкурентной борьбе, определение необходимых для улучшения положения предприятия действий путем совершенствования товара, выбора наиболее эффективных стратегий. Анализ общей конкурентоспо¬собности может показать, что некоторые направления деятельности не имеют хорошей перспективы и от них следует отказаться. В связи с этим рекомен¬дуется сделать третий шаг, а именно, применить метод выбора стратегии путем сравнения ожидаемых результатов в различных направлениях дея¬тельности, установить приоритеты и распределить имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить реализацию таких стратегических линий, которые сулят наиболь¬ший коммерческий успех.
При оперативном планировании ближайшие цели предприятия трансфор¬мируются в текущие программы действия, бюджеты и планы прибылей, которые доводятся до каждого подразделения предприятия; по каждому под¬разделению устанавливается оперативный контроль за их исполнением. Те¬кущие программы и бюджеты вместе с планом прибылей служат ориентиром для оперативных подразделений в работе по обеспечению рентабельности текущих операций [12,c.137].
Следует отметить, что в условиях рынка цели - главное в планировании, а ошибки в планировании представляют реальную угрозу выживанию предприятия.
План производствa в его научном обосновании – это выбор предприятием экономических целей и форм хозяйственной деятельности, выбор наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Внутрипроизводственное планирование - это процесс, обеспечивающий управление деятельностью предприятия, направленный на достижение поставленных целей, базирующийся на данных прошлого, стремящийся определить и контролировать развитие предприятия в перспективе на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и увязки ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития.
На основании приведенного исследованияможно сформулировать основные выводы.
Целью планирования является реализованное событие, то есть достижение поставленной цели предприятия.
Основная задача плана производства - выбор действий для достижения целей предприятия в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени и ресурсам.
Фрагмент для ознакомления
2
Дальнейшее развитие экономики и экономической науки будет способствовать совершенствованию теорий отраслевых рынков, что даст возможность, в том числе, исследовать не только уже существующие, но и вновь создающиеся барьеры на монополизированных рынках.
Следует считать, что монополии будут существовать еще долго время, в том или ином виде.
Ввиду этого необходимо исследовать данный тип рынка, в частности, барьеры входа и выхода.
Важно также разрабатывать новые и совершенствовать уже действующие меры по регулированию и регламентации деятельности монополий
2. Барьеры входа отраслевых рынков в современной России
2.1 Барьеры входа на рынок и их особенности в Российской экономике
Степень монополизации рынка главным образом зависит от условий, которые препятствуют входу в отрасль новых фирм, т. е от барьеров входа.
Подробное исследование входных барьеров и их специфики в России позволяет сделать выводы о тенденциях развития российской экономики и повысить эффективность мероприятий, направленных на борьбу с монопольной властью в стране.
Под барьерами входа на рынок понимают различные факторы (экономические, правовые, технологические, инфраструктурные), препятствующие новым фирмам вступить на какой-либо рынок и на равных конкурировать с его участниками.
Барьеры входа могут быть обусловлены либо особенностями конкретного рынка, либо поведением его участников. В первом случае можно говорить о нестратегических барьерах, во втором – о стратегических барьерах. К нестратегическим барьерам относятся: ограниченность спроса, объем первоначальных инвестиций, преимущество в издержках, инфраструктура рынка, административные препятствия, эффект «знакомого товара» и репутация фирмы, ограничения со стороны криминальных структур.
Ограниченность спроса обусловлена платежеспособностью потребителей и степенью их насыщения тем или иным товаром.
Для организации безубыточного производства нужны первоначальные инвестиции, их величина может оказаться входным барьером на рынок для фирм-новичков.
Как правило, у фирм, давно работающих на рынке, имеются преимущества в издержках, обусловленные возможностью приобретать более дешевое и качественное сырье, материалы и в целом вести бизнес более эффективно, опираясь на накопленный опыт и используя высококвалифицированный персонал с многолетним стажем работы. Говоря о преимуществе в издержках, стоит упомянуть и о положительном эффекте масштаба, возникающем в результате действия вышеупомянутых факторов, а также того, что у фирмы-старожила объема выпуска больше по сравнению с конкурентом-новичком.
Развитая рыночная инфраструктура с эффективно функционирующей транспортной системой позволяет товарам легко перемещаться по какой-либо территории, предотвращая появления территориально замкнутых рынков, недоступных для новых участников, и, наоборот.
В большинстве случаев покупатели предпочитают приобрести уже знакомый товар от известного им производителя с положительной репутацией.
Кроме того, даже новый продукт от знакомой фирмы будет выглядеть более предпочтительным, чем аналогичный от фирмы-новичка.
Российская экономика активно продвигается по пути цивилизованного развития, однако, о полном отсутствии влияния криминальных структур а российский бизнес пока говорить не приходится. По причине криминализации экономики в ряде случаев фирмам-новичкам приходится либо нести дополнительные расходы по налаживанию отношений со соответствующими структурами, либо отказаться от входа на рынок.
В свою очередь к стратегическим барьерам относятся следующие препятствия: политика ценообразования, репутация фирмы-монополиста, использование резервных мощностей, продуктовая дифференциация, долговременные связи с поставщиками и потребителями.
Фирма, давно действующая на рынке, имеет возможность установить цену выше собственных средних издержек, но ниже средних издержек конкурента –новичка. Эффективность данной ценовой политики зависит от точности оценки издержек конкурента. В случае, если ценовая война ведется с крупным конкурентом, который сможет продержаться достаточно длительное время, то следующим шагом по его устранению может быть способность фирмы-монополиста убедить своего конкурента в продолжении агрессивного ценового поведения, вплоть до снижения цены ниже издержек производства.
Фирма-монополист нередко прибегает к загрузке имеющихся резервных мощностей при попытке входа конкурента на рынок. Это сделать гораздо легче, чем построить новое предприятие, что дает преимущество фирме-старожилу.
Фирма-старожил для предотвращения входа на рынок конкурентов может выпускать товары-заменители и таким образом насытить рынок. В случае подобного дифференцирования реклама одних товаров данной фирмы будет способствовать сбыту и других.
Долговременные связи с поставщиками и потребителями затрудняют вход на рынок новых фирм в связи с тем, что они вынуждены нести дополнительные издержки, налаживать связи и заключать контракты с поставщиками ресурсов и потребителями.
Спецификой барьеров, существующих в российской экономике, является использование не резервных мощностей, а максимальная загрузка существующих.
Это дает преимущество в издержках крупным предприятиям. Значительнее объемы первоначальных инвестиций, административные препятствия, в частности, лицензирование, дифференциация товаров, престиж предприятия и торговой марки выступают ограничениями, с которыми сталкиваются новые фирмы при попытке занять свою нишу на рынке.
В целом в российской промышленности уровень барьеров входа достаточно высокий, что особенно характерно для лесопромышленного комплекса и пищевой промышленности.
Всемирный Банк отмечает, что основными барьерами в России, препятствующими развитию предпринимательства, являются административные барьеры, налоговое бремя и коррупция.
Результаты выборочного исследования отраслей российской экономики, проведенного Росстатом, также подтверждают вывод о высоком уровне административных барьеров. Так, доля респондентов, указавших, что за отчетный период антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления стало меньше за период 2021-2023 года соответственно составила: 6-7%, 6-7%, 5-8%.
В настоящее время создание в российской экономике благоприятной конкурентной среды и эффективное преодоления входных барьеров возможно лишь при активном участии государства путем разработки и проведения мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, совершенствование налогового законодательства, улучшение инвестиционного климата и поддержку предпринимательства в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антимонопольная политика и развитие конкуренции в экономике региона : монография [Текст] / Э. Э. Шамилева, А. А. Ефремова, И. В. Артюхова [и др.] ; Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. – Симферополь : Полипринт, 2020. – 184 с.
2. Бекетов, А. В. Микроэкономика : учебное пособие [Текст] / А. В. Бекетов. — Воронеж : Мичуринский ГАУ, 2020. — 87 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/202016 (дата обращения: 29.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Ергин, С. М. Идентификация барьеров входа в рынок для целей выбора организационных форм монополизированного рынка [Текст] / С. М. Ергин // Экономика строительства и природопользования. – 2016. – № 1. – С. 73-80.
4. Есипов, А. В. Экономика : учебное пособие [Текст] / А. В. Есипов, С. Е. Катаев, А.Б. Хвостов. — СПб : БГТУ "Военмех" им. Д.Ф. Устинова, 2021. — 194 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/220166 (дата обращения: 29.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Заздравных, А. В. Экономика отраслевых рынков : учебник и практикум для вузов[Текст] / А. В. Заздравных, Е. Ю. Бойцова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2022. —359 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487967 (дата обращения: 29.04.2024).
6. Иванченко, Л. А. Экономика: учебное пособие [Текст] / Л. А. Иванченко. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2017. — 276 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/147511 (дата обращения: 29.04.2024). —Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Киселева В.Б. Анализ барьеров входа (выхода) на электроэнергетический рынок РФ // Актуальные проблемы и перспективы развития инновационной экономики и управления: Сборник научных статей по итогам II Всероссийской научно-практической студенческой конференции. – Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2021. – С. 367-371
8. Кротова М.А., Козюбро Т.И., Климова А.О. Применение цифровых технологий в оценке труда государственных служащих / М. А. Кротова, Т. И. Козюбро, А. О. Алимова // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 47(6). – С. 222-227.
9. Микроэкономика : учебное пособие / составители А. В. Глотко [и др.]. — Новосибирск : НГАУ, 2019. — 156 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172301 (дата обращения: 29.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Петров, С. П. Микроэкономика: учебник [Текст] / С. П. Петров. — Новосибирск : НГТУ, 2019. — 416 с.— Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152355 (дата обращения: 29.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
11. Петров, С. П. Основы экономических знаний : учебное пособие [Текст] / С. П. Петров. —Новосибирск : НГТУ, 2019. — 172 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152344 (дата обращения: 29.04.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
12. Розанова, Н. М. Теория отраслевых рынков в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Н. М. Розанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 345 с. —Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490509 (дата обращения: 29.04.2024).
13. Романец И.И., Угрюмов И.С. Цифровая трансформация отраслей экономики (на примере российской системы здравоохранения) // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: Сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. – Курск: Курский филиал "Финансовый университет при Правительстве РФ", 2021. – С. 361-366.
14. Шелудько Е.Б., Романец И.И., Назаренко А.А. Роль человеческого капитала в формировании цифровой экономики // Актуальные аспекты институциональной экономики: эволюция взглядов и геополитические вызовы: Материалы III международной научно-практической конференции. – Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2019. – С. 433-437.
15. Шувалова Д.Г., Овчинникова Ю.А., Лыкова О.А. Сравнительный анализ отраслевых рынков энергомашиностроительной отрасли и энергетики// E-Management. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-otraslevyh-rynkov-energomashinostroitelnoyotrasli-i-energetiki (дата обращения: 29.04.2024).