Фрагмент для ознакомления
2
Демографические, социальные и экономические факторы, связанные со старением населения, появлением новых уязвимых групп, изменениями в структуре потребностей и недостатком финансирования социальных программ, повысили значимость социальной помощи населению в современных условиях.
Социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.
Актуальность темы исследования. Государственное регулирование содержания и масштабов социальных процессов ослабло. Новые институты, соответствующие требованиям демократического общества, функционирующего в условиях рыночной экономики, еще не возникли или функционируют не в полной мере. Реализация мер социальной помощи для различных групп населения будет иметь региональную специфику, поскольку будет зависеть от уровня социально-экономического развития региона, бюджетных характеристик на всех уровнях и полномочий федеральных и региональных органов власти в социальной сфере, являющейся совместной зоной ответственности.
Объектом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы эффективности социальной политики государства.
Предметом исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы социальной политики государства.
Целью исследования является анализ социальной политики государства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть теоретические основы социальной политики государства;
2.исследовать основные направления реализации социальной политики;
3.выявить особенности социальной политики в РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций РФ и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Гаджиев Г.А., Журавлева О.О., Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Кораблева О.В., Павлюткин И.В., Сулейманова Г.В., Тучкова Э. Г., Черепанов В.А. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем социальной политики государства.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1.Основные задачи и цели социальной политики
Социальная политика в России основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, гарантирующим достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции РФ).
Часть 2 ст.7 Конституции РФ предусматривает охрану труда и здоровья человека, гарантирует минимальный размер оплаты труда, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивает систему социальных служб, гарантирует государственные пенсии, пособия и иные виды социальной защиты.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ всем гражданам гарантируется социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, содержание детей и в других случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на медицинское обслуживание и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается населению бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Часть 2 ст.43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый имеет право на свободный доступ к высшему образованию на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.3 ст.43 Конституции РФ).
В соответствии с ч.7 ст.75 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются обязательное социальное страхование, социальная помощь гражданам, скользящие социальные пособия и иные социальные выплаты в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно ч.2 ст.44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.
В соответствии с пп. "в", "в.2" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, охраны окружающей среды, прав человека и гражданина, инвалидов и обеспечить функционирование системы социальной защиты инвалидов на основе полного и равного осуществления ими своих прав и свобод и социальной интеграции без дискриминации.
Примеры реализации социальной политики Российской Федерации можно найти в прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации на период не менее трех лет, подготовленных в соответствии со ст.173 БК РФ.
Например, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (разработан Минэкономразвития России), раздел "Отрасли социальной сферы" Приложения 1 к которому затрагивает вопросы и основные направления реализации социальной политики государства в сферах образования, здравоохранения, культуры и досуга, туризма, физической культуры и спорта.
Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.
Выделим четыре основных направления социальной политики:
-политика государства в формировании доходов населения,
-регулирование занятости,
-социальная защита граждан,
-жилищная политика.
Цели социальной политики государства - стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, укрепление трудовой этики и деловой активности, обеспечение достаточного уровня жизни и социальной защиты населения, охрана культурного и природного наследия, национальной самобытности.
Социальная политика государства реализуется через систему социального обеспечения и социального обслуживания. Основная проблема, с которой сталкиваются организации социальной защиты на муниципальном уровне, - высокая стоимость их деятельности и ее обоснование. Рассмотрим подробнее.
Вопросы определения государственной социальной помощи были не раз рассмотрены в научной литературе. Интерес, на наш взгляд, представляет определение социальной помощи, предложенной Л.В. Сперанской. Согласно данному определению под социальной помощью следует рассматривать экономические, социальные, а также юридические гарантии прав и свобод человека, с помощью которых гражданам может быть обеспечено достойное существование, уровень и качество жизни. Это определенные механизмы, институты и инструменты реализации законодательно установленных гарантий, а также прав граждан на социально приемлемый уровень жизни и благосостояния.
В соответствии со ст. ст.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ) под государственной социальной помощью следует понимать определенные социальные пособия, социальные выплаты, пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товаров. Кроме того в соответствии с действующим законодательством обозначены основные принципы государственной социальной помощи. К ним относятся такие принципы, как: поддержание должного уровня жизни определенных в соответствии с законодательством категорий граждан; использование бюджетных средств в соответствии с определенными целями; адресность предоставления социальной помощи; обеспечение условий, которые необходимы для обеспечения общедоступности и социально приемлемого качества социальных услуг; снижение социального неравенства, а также повышение доходов граждан.
В качестве лиц, которые в соответствии с законодательством обладают правом на получение государственной социальной помощи следует рассматривать инвалидов войны, участников ВОВ, а также иных граждан, которые ветеранами боевых действий, инвалидов, детей-инвалидов и иные категории граждан, определенные в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.7 ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ в качестве лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета субъекта РФ, следует относить нуждающиеся семьи, а также нуждающихся одиноко проживающих граждан и других лиц, среднедушевой доход которых составляет сумму, ниже величины прожиточного минимума, который установлен для субъекта РФ, в котором названные лица проживают.
Исходя из вышеизложенного следует констатировать, что перечень лиц, обладающих правом на получение государственной помощи является ограниченным. Также отметим, что государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг подлежит предоставлению вне зависимости от уровня дохода получателей. Во другом предусмотренном в соответствии с действующим законодательством случае названная помощь предоставляется гражданам, имеющим доход ниже прожиточного минимума, который установлен в субъекте РФ, в котором проживают нуждающиеся лица.
В качестве отличительной черты государственной социальной помощи от других форм социальной защиты следует назвать тот факт, что меры государственной социальной помощи имеют четкую целевую группу - граждан, которые по объективным причинам не могут получить необходимые льготы за счет собственных средств.
1.2.Понятие социального блага
Социально значимыми благами называют частные блага, потребление которых - вопрос, представляющий общественный интерес.
Социально значимые блага сочетают в себе свойства частных исключаемых благ и общественных благ, что обусловлено их положительным эффектом. Противоречивая природа социально значимых благ создает объективную основу для конфликта между текущими частными предпочтениями и долгосрочными общественными предпочтениями в отношении потребления и использования таких благ. Для разрешения этого конфликта в пользу общественных предпочтений и установления обязательных процедур потребления социально значимых благ необходимо вмешательство государства. В соответствии с действующим законодательством в большинстве стран введено обязательное образование, установлен обязательный уровень медицинского обслуживания и социального обеспечения.
Государство должно ограничивать свободу потребителя, чтобы защитить его от самого себя. В противном случае, при наличии свободы потребительского выбора, нет никакой гарантии, что определенные группы граждан не предпочтут потратить свои деньги на текущее потребление, а не на образование и другие социально значимые блага. С помощью государственного структурирования можно смягчить иррациональность индивидуального потребительского поведения. Однако если расширить круг социально значимых благ и включить в него трансфертные платежи, ориентированные на справедливое распределение доходов, социальную стабильность, равенство возможностей и равный доступ всех членов общества к социокультурным услугам, возникает опасность установления паттерналистской деспотии.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2024
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" // http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2024
Постановление Правительства РФ от 16.08.2021 № 1342 (ред. от 09.07.2022) "О Единой государственной информационной системе социального обеспечения" (вместе с "Положением о Единой государственной информационной системе социального обеспечения") // http://www.pravo.gov.ru, 27.04.2024
Специальная литература:
Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. - М: Проспект. 2020. 112 с.
Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
Публикации периодической печати и научных сборников:
Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
Какие меры социальной поддержки предусмотрены для населения? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.10.
Касаткина А.Ю. Семья в РФ: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. - С.8.
Костина С.Н. Модели многодетности в современном российском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. - С.94.
Лошкарев, И. О. Социальная политика Президента России как фактор и условие функционирования социального государства / И. О. Лошкарев, А. Л. Питерская, Е. В. Батеева // Образование и право. – 2023. – № 3. – С. 11-16.
Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. - С. 109.
Рузаева, Е. М. Социальная политика современного государства как объект исследования науки права социального обеспечения / Е. М. Рузаева // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13, № 3-1. – С. 211-217.
Яновская, О. Р. Социальная политика государства и базовый доход / О. Р. Яновская // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – С. 156-159.
Электронные ресурсы:
Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru
Предусмотрены ли пособия многодетным семьям на федеральном уровне? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
Сперанская Л.В. Социальная защита населения: понятие и правовое регулирование // СПС КонсультантПлюс. 2024. Режим доступа: https://www.consultant.ru