Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Особой формой судебного разбирательства является суд присяжных, в котором предполагается участие граждан, не являющихся специалистами в области юриспруденции, в осуществлении правосудия. При этом стоит отметить, что особой спецификой обладает процессуально-правовой статус прокурора в суде с участием присяжных заседателей.
Правовая природа и специфика структуры судебного разбирательства с участием присяжных заседателей обуславливают особенности процессуального статуса прокурора, участвующего в рассмотрении уголовного дела. Основываясь на принципах уголовного судопроизводства и общих условиях судебного разбирательства, законодатель наделят прокурора, поддерживающего обвинение в суде присяжных, специфичными, присущими лишь рассматриваемой форме судопроизводства полномочиями, от содержания и реализации которой во многом зависит характер выносимого присяжными заседателями вердикта.
Существующие на сегодняшний день проблемы по направлению осуществления эффективной обвинительной деятельности в суде присяжных, не всегда обуславливаются отсутствием достаточных профессиональных навыков прокуроров. В данном случае следует говорить о том, что даже высокопрофессиональная деятельность опытных государственных обвинителей осложняется проблемами, которые связаны с несовершенством законодательного регулирования процессуальной деятельности прокурора в суде с участием присяжных заседателей.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей суда присяжных заседателей.
В связи с вышеизложенным, задачами курсовой работы являются:
- раскрыть становление института суда присяжных в современной России;
- отразить практику участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве с участием присяжных заседателей.
Объект исследования – суд присяжных заседателей.
Предмет исследования – совокупность правовых норм, регулирующих суд с участием присяжных заседателей.
Теоретическую основу исследования состоит научные трудные отечественных исследователей: Л.Б. Алексеевой, Т.А. Владыкиной, А.А. Демичева, B.В. Золотых, С.А. Коломенской Т.Ю. Марковой, П.Л. Михайлова, М.В. Немытиной, С.А. Пашина, Н.К. Петровского, С. М. Казанцева, А.А. Ильюхова, А.П. Шурыгина и др.
Методом исследования является диалектический метод научного познания, позволявший отразить взаимосвязь теории и практики, а также выявить содержания предмета исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Всероссийское совещание судей с участием в нем президента Российской Федерации В. Путина позволило вынести для обсуждения предложение, подразумевающее распространение института присяжных заседателей вплоть до районных судов. И это предложение в первую очередь было озвучено для того, чтобы расширить доступ граждан к осуществлению правосудия с получением ими статуса присяжных заседателей, а также расширить существующие возможности для выбора именно такой формы судопроизводства .
Предпосылки создания суда присяжных.
Институт присяжных заседателей в России имеет длинную историю. Начало было положено даже не в ходе разработки поправок для внесения изменений в Конституции РСФСР в 1991-1992 г. и разработки проекта новой Конституции РФ от 1993 г. Институт присяжных берет свое начало еще в период нахождения у престола Екатерины II во 2-й половине 18-го века.
В 1767 г. в ходе работы только что созданной Уложенной комиссии С. Е. Десницкий выступил с предложением учредить институт присяжных заседателей. Этот орган власти с самого начала своего существования занимался тем, что систематизировал законодательную базу Российской империи.
В очередной раз обсуждения по вопросу введения института присяжных заседателей были запущены в период нахождения у престола Александра I. М. М. Сперанский, будучи сподвижником императора, рекомендовал ему осуществить судебную реформу и ввести в действие целое уложение государственных законов. За проведение судебной реформы и учреждение института присяжных заседателей выступал Н. М. Муравьев вместе с предводителем декабристов на юге Российской империи П. И. Пестелем. Впрочем, к идее о проведении полноценной реформы судебной системы в России решили вернуться только после окончания Крымской войны, то есть, уже во 2-й половине 19-го века.
В 1862 г. московский губернский прокурор Д. А. Ровинский направил императору докладную записку. В ней было озвучено официальное предложение об учреждении института присяжных заседателей. Этот человек был опытным в судебной практике, имел большой жизненный опыт. Поэтому в своей записке он постарался развеять основные страхи, связанные с учреждением суда присяжных. Губернский прокурор в своей докладной записке сообщал, что все ходящие слухи о недомыслии суда присяжных не имеют никакого отношения к реальности, поскольку их авторами являются чиновники, не знакомые с народом, не выезжавшие за пределы Петербурга.
В своей записке Ровинский поспешил сообщить о пользе учреждения суда присяжных. Он обратил внимание на важность формы судопроизводства с участием суда присяжных заседателей с социальной точки зрения. Как считал автор докладной записки, суды присяжных могут стать полноценными институтами общественного контроля. И таким контролем в первую очередь должно было охватываться поведение членов общества. Куда больший эффект, по мнению автора, будет иметь порицание совершенных поступков со стороны сограждан. Задача же правительства в этой работе должна быть сведена к тому, чтобы заставить общество участвовать в разборе нарушений и осуждении поведения членов общества. Через создание такого суда подразумевалось, что интересы государства и общества начнут совпадать.
В записке Д.А. Ровинский указывает на мнения отдельных представителей общества, которые считают введение новой формы судопроизводства преждевременной ввиду необходимости приобретения обществом специальных юридических знаний. Выступая от имени всех прокурорских работников, автор докладной записки указывает на чрезвычайно важный факт - само учреждение института присяжных заседателей будет способствовать юридическому развитию общества и судей. Через учреждение данного института общество перестанет считать ту же кражу обыденным делом.
В 1862 г. указом императора Александра II утверждаются базовые положения, в соответствии с которыми в Российской империи должна пройти судебная реформа. В течение следующих двух лет эти положения обсуждаются в прессе, мнения в их отношении озвучиваются на заседаниях Государственного совета и в ходе министерских совещаний. В 1864 г. принимаются Судебные уставы, которые являются первой частью начатой судебной реформы .
В указе со стороны императора в адрес Сената сообщалось, что проекты судебной реформы были рассмотрены, они соответствуют цели создания в России правого и милостивого суда в отношении всех подданных Российской империи. В документе также отмечалось, что учреждение института присяжных заседателей будет способствовать возвышению судебной власти, обеспечит ее самостоятельность и позволит гражданам сформировать уважительное отношение к закону.
Введение института присяжных заседателей требовало проработки специального закона. В этой деятельности приняли участие юристы с большим опытом – Н. А. Буцковский, Д. А. Ровинский и С. И. Зарудный. Во внимание при проработке закона был принят зарубежный опыт, менталитет отдельных народов и особенности национальной истории отдельных государств. В результате авторам закона нашлось, что ответить тем, кто выступал против допуска к участию в отправлении правосудия крестьян. Ранее сомневающиеся в необходимости учреждения новой формы судопроизводства изменили свое отношение к ней и согласились принять реформу.