Фрагмент для ознакомления
2
Моральный аспект в сфере межличностных отношений, экономической сфере, науке и в других важнейших сферах жизни остается краеугольным камнем в развитии гармоничного общества. Научные открытия в генной инженерии, в космических исследованиях, биологии и трансплантации органов предполагают соединение блестящего интеллекта с нравственной составляющей – совестью. На данном этапе развития общества особенно остро встает вопрос о сохранении окружающей среды для будущих поколений, это вплотную связано с решением экологических проблем, приведших к природным катастрофам, ответственным за которые является человек с его неопределенными амбициями добиваться материальных успехов всеми имеющимися способами. В связи с этим, именно совесть выступает основным регулятором поведения в ситуациях нравственного выбора. Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на систему ценностей и проявляется в конкретных поступках человека, гражданина. В нашем современном мире, к счастью, никто еще не забыл про моральные ценности и нормы, от которых зависит не только деятельность одного человека, но и общества в целом. Поэтому размышления на тему совести и стыда не нуждаются в обосновании актуальности. Благодаря моральным нормам человек формирует свое самосознание и представление о мире. Мораль регулирует поведение людей во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной и духовной. Любые отклонения или нарушения от нравственных ценностей могут повлечь за собой порицания со стороны общества или вызвать так называемый «внутренний нравственный голос».
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполненность долга. Наличие у человека совести помогает ему не совершать морально-неподобающих действий. Она как бы напоминает человеку о моральных ценностях, за которые он несЕт ответственность перед самим собой и перед обществом.
Но далеко не у всех людей есть такое качество, и потому тех, в ком оно отсутствует, так и называют – бессовестные. Эти люди не чувствуют какого-то внутреннего угрызения и переживания, когда совершают что-то, традиционно понимаемое как зло. Они не несут вину и не испытывают чувства ответственности за свои поступки или слова. Простым примером может послужить грубость и оскорбление в сторону пожилого человека или ребенка, или просто более слабого. Такого поведения никогда бы не допустил человек, имеющий совесть, потому что это нарушает его внутренние нормы морали.
Совесть относится к самым интересным и загадочным феноменам человеческой природы. Особый научный интерес вызывают два обстоятельства: во-первых, как совесть связана с нравственными ценностями, во-вторых, как совесть воздействует на возможность нравственного выбора, который делает человек постоянно, выявляет для себя самую лучшую и оптимальную, из имеющихся, возможность.
С педагогической и нравственно-педагогической точки зрения возникает вопрос: «Является ли совесть врождённым свойством человеческой натуры или выступает в качестве приобретаемого качества?». Не претендуя на полное изложение и рассмотрение данного вопроса, затронем некоторые важные положения из истории вопроса.
Целью данной работы является рассмотрение понятия «совесть» в истории этической мысли.
Задачи:
- рассмотреть понятие «совесть» в античной эстетической мысли;
- изучить совесть как центральный принцип христианской морали в эпоху средневековья;
- описать «совесть» в эпоху Просвещения и Нового времени;
- рассмотреть осмысление «совести» в философии и этике XX-XXI вв;
- изучить значение понятия «совесть» в современном нравственном знании и практике.
Объект исследования – термин «совесть».
Предмет исследования – различные трактовки понятия «совесть».
Степень разработанности
Вопрос о происхождении совести, диалектика развития совести привлекали внимание философов с древних времен. Знаменитые слова китайского философа Конфуция: «То, чего я не желаю, чтобы люди мне делали, также не желаю делать людям», – имплицитно выражают стремление к терпимому, доброму отношению людей друг к другу, сообразуясь со своей совестью.
Идея совести присутствовала уже в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона, М. Аврелия, Сенеки и других.
И. Кант, Л. Фейербах, Ф. Ницше обращались к проблеме совести, видя в ней мерило нравственности поступков. В понимании Канта совесть-нравственный закон внутри нас, который он сопоставляет с «бездонным величием звездного неба»: «две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
Методы исследования: анализ научной литературы; философская интерпретация
Новизна работы состоит в том, что рассмотрена эволюция представлений о совести.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрение термина «совесть» с различных точек зрения, сторон и концепций.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения материала в работах студентов ВУЗов.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Историко-культурологические аспекты осмысления понятия «совесть»
1.1 Понятие «совесть» в античной эстетической мысли
В рамках разговора о генезисе совести и его философском осмыслении необходимо обратиться к античности. Древнегреческая философия совершила открытие внутреннего мира человека, отличного от мира внешнего (материального), но властно влияющего на человеческое поведение. Древний грек, благодаря специфике полисной жизни – свободной, демократической, ответственной – связал свой внутренний мир с такими ориентирами жизни, как вина, стыд, долг. В ряду этих понятий впоследствии сформировалось понятие «совесть».
Интересно, что одним из первых наиболее подробно и остро поставил проблему мучений совести Аристофан. Его герой Филоклен, который оправдал преступника, говорит: «Меня замучит совесть: подсудимого оправдал я. Ах, что со мною станется? Но вы простите, боги всемогущие, невольно я согрешил, по неведению». Иными словами, мы видим обостренное чувство совести, которое даже выражается таким словом, как «совесть».
Если обратиться к классической эпохе, то, конечно, стоит посмотреть на Сократа. Он говорит о демоне, который говорит ему о том, как не стоит поступать. Интересно, что демон Сократа не учит его, как нужно поступать, но только предотвращает какие-то недолжные поступки. То есть внутренняя совесть Сократа, с которой можно ассоциировать демона Сократа, скорее, предотвращает безнравственность, чем располагает человека к нравственным поступкам. Интересно, что такая предотвращающая грехи совесть упоминается только в «Диалогах», дошедших до нас от Платона.
В то же время у Сократа был еще один ученик Ксенофонт, который говорит, что Сократ не только предостерегал своих учеников от дурных поступков, но и, ориентируясь на своего демона, также подсказывал и как нужно поступить. Все-таки возможно допустить, что этот демон Сократа также побуждал и к добрым поступкам, хотя упоминания об этом очень отрывочные.
О роли внутреннего мира человека размышлял Платон, описывая «даймонион» Сократа – внутренний голос, сообщающий истину. «Даймонион» присущ человеку с рождения, ни к чему не побуждает – лишь предупреждает и направляет на путь добродетельный, сообразный с долгом и всеобщим Благом. Учение о внутреннем мире человека было сохранено и развито римским стоицизмом.
В личных дневниках («Наедине с собой») Марк Аврелий обращает внимание на иррациональную составляющую «внутреннего гения», напрямую связанную с чувствами и эмоциями: тот, кто поступает сообразно «гегемоникону» обретает устойчивость внутреннего мира, живёт «ничего не преследуя и ничего не избегая». Таким образом, «внутренний гений» может быть определён как некая рационально-иррациональная врождённая внутренняя сила, проявляющаяся во власти над человеком и ведущая его к высшей цели – Благу.
Категория Блага имеет особенно большое значение в античности, поскольку отождествляется с совершенным разумом, непосредственно невыразимым, но всегда служащим истинному устремлению человека. В «Мифе о пещере», проводя аналогию Блага с Солнцем, Платон пишет, что всё в мире существует в свете Блага, как видимое в свете Солнца. Солнце является причиной нашего зрения, Благо – причиной существования мира. Достижение Блага является главной целью в жизни человека, а «внутренний гений», прообраз совести, направляет на путь её достижения, заключающийся в добродетельной и, как следствие, нравственной жизни
Стоическая идея совести, рассматриваемая как участие в безличной гармонии космоса, остается далекой и контрастирует с библейским Откровением. «Холодные эллинистические теории, хотя внешне очень гармоничные, полностью лишены теоцентрического динамизма иудейского пророчества» с энтузиазмом подчеркивал Бергсон.
Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э. тогда ещё не знал специального слова «совесть», но он требовал нового понимания постыдного: «не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой».
Согласно Цицерону, совесть представляла собой ниспосланный Богом дар.
1.2 Совесть как центральный принцип христианской морали в эпоху средневековья
В христианской традиции вышеизложенные идеи получили развитие и переосмысление. Характерно, что одним из имён христианского Бога является Благо. Данная позиция объясняется совершенством и всеблагостью Бога, являющегося творцом Сущего и конечной целью стремления человека: «Никто не благ, как только один Бог».
С культурологической и философской точек зрения, интересно отметить, что в христианстве появляется новая категория – «грех» – связанная с испорченностью природы человека. Оформляется и категория совести, призванная к искуплению греховных действий.
Изначально сотворённый «по образу и подобию» Божьему, человек был Благ. После грехопадения частью его экзистенциальной сущности стал грех – нарушение воли Бога, проявление свободного выбора человека впасть во зло. Ветхий завет считает возможным искупить грехи соразмерной материальной платой и конкретным рядом действий. Так, за согрешение против «посвящённого Господу» полагается принести из стада овец «овна без порока», прибавить к тому «пятую долю» и «отдать сие священнику». В Новом Завете искупление переносится в сферу нравственности, т.е. связывается с совестью человека, требующей внутренних изменений: «…прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Этот пример отсылает к искреннему внутреннему состоянию человека, достижение которого невозможно посредством конкретного ряда регламентированных действий. Новозаветный грех предполагает переосмысление и изменение человеком самого себя, обращение к добру, отсылает к «внутреннему голосу», совести, как к той силе, которая направляет человека к Благу.
Роль совести в христианстве обнаруживается в этимологии слова «грех». М. Фасмер связывал происхождение слова «грех» с глаголом «греть», означающим «жжение совести».
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева Ю. В. Совесть как феномен личности в философской антропологии Виктора Франкла// Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов IX Международной научно-исследовательской конференции (г. Грозный, 9-10 декабря 2022 г.) – Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. С. 7-10
Арямнова М. А. Проблемы совести в философии и психоанализе//ПЕРСПЕКТИВЫ НАУКИ. 2011. С. 37-41
Баранова, О. Н. Субъективное значение слова совесть в образе мира современной русской молодежи (психолингвистический анализ) / О. Н. Баранова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Мысль, 2013. Т. – 11. – № 1. – С. 112-116
Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В. Флеровой; Вступ. ст. И. Блауберг. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001. С. 102.
Благова, Т. И. Родоначальники славянофильства Алексей Хомяков и Иван Киреевский / Т. И. Благова. – М., 1995.
Брокгауз Ф., Ефрон И.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Совре-менная версия / Под редакцией М. Терешина. – М.: Эксмо, 2015. – 960 с.
Высказывания Демокрита [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moudrost.ru/avtor/democritus-2.html
Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/bolshoe-oglasitelnoe-slovo/ (дата обращения 26.042024)
Гримак, Л.П. Совесть – эволюционно сложившийся вид аутогипноза / Л.П. Гримак, О.С. Кордобовский // Прикладная философия. – 2002. – № 516. С. 112-130
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000.
Гусейнов, А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов. – М., 2004.
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / Под редакцией В.И. Даль. – М.: Олма Медиа Групп, 2014.С. 208 – 448 c.
Данилова, Ю. Н. Универсалии «Совесть»,«Вина» и «Стыд» в рефлексии русской философии / Ю. Н. Данилова. – Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №17. – С. 141-145
Зайцева Д.Е. Генезис совести: философское осмысление//Актуальные проблемы социальных наук (21–22 апреля 2023 г.). Материалы XXV Международной конференции молодых ученых / Под редакцией А. С. Гапонова. – Томск, 2023. С. 26-30
Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. – М. : Мысль, 1993.
Кабанцов Е.П. Морально-регулятивный механизм совести//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых учёных с международным участием. Саратов, 2022. С. 155-160
Книги Нового Завета. [Текст] // Библия. Книги священного писания Веткого и Нового Завета. Канонические / Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов. – М., 1990.
Курбанова, Э. О. Концепты "совесть", "стыд", "честь" в русской фразеологической и пословичной картинах мира / Э. О. Курбанова // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 1(92). – С. 423-430
Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. – М. : Политиздат, 1991
Марк Аврелий. Наедине с собой: с комментариями и объяснениями [Текст] / Вступ. ст., сост., подгот. Текста В.В. Сапова. – М.: Республика, 1996. С. 122.– 463 c.
Маркс, К. Собрание сочинений / К. Маркс. – М. : Политиздат, 1983. – Т. 6.
Монтень, М. Опыты. Избранные главы / М. Монтень. – М. : Правда, 1991. С. 346– 656 с.
Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла / Ф. Ницше. – М. : Фолио, 2000
Парфенова К. Ю., Почепцов С.С. Онтологическая природа совести//ЕВАНГЕЛИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. Сборник научных статей X международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.И. Липич, С.М. Дергалева, С.Н. Борисова. Белгород, 2022. С. 173-180
Платон. Диалоги. [Текст] / Пер. с древнегреч.; Сост., ред. и авт. вступит, статьи А.Ф. Лосев; Авт. примеч. А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1986. С. 67- 607 с
Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 [Текст] / Пер. с древнегреч.; Общ.ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. А.А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1994. С. 209— 654 с
Редько, Н. А. Совесть как ключевая доминанта русской национальной картины мира / Н. А. Редько // Мир русского слова. – 2019. – № 2. – С. 60-62
Святые «О совести» [Электронный ресурс]. URL: https://svyatye.com/otcy/O-sovesti/1.html (дата обращения 26.04.2024)
Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С. Соловьев. – М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 270– 468 с.
Сорокин, В. В. Совесть как элемент русского православного правосознания / В. В. Сорокин // Государство и право. – 2011. – № 6. – С. 22-26
Тарамова М. С., Сугаипова Э. И. Совесть как нравственно-ценностный феномен русской культуры// Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов IX Международной научно-исследовательской конференции (г. Грозный, 9-10 декабря 2022 г.) – Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. С. 339-340
Тиллих П. Мужество быть / П. Тиллих. – М.: Модерн, 2011.– 240 с
Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Под редакцией Д.Н. Ушакова. – М.: Lingua, АСТ, Астрель, 2009.– 1280 c.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т., т.1. [Текст] / Пер. с нем. и дополнения О.Н. Трубачева; ред. и сост. предисловия Б.А. Ларина. – М.: Прогресс, 1986.
Фейербах, Л. Сочинения / Л. Фейербах. – М. : Издательство Наука, 1995. – Т. 1.
Франкл В. Подсознательный бог. Психотерапия и религия. М.: «Смысл»; ООО «Альпина нон-фикшн», 2022. 218 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,1990. - 368 с.
Фромм Э. Человек для себя : исследование психологических проблем этики / Эрих Фромм ; пер. с англ. [и послесл.] Л. А. Чернышевой. Минск : Коллегиум, 1992. 253 с.
Хайдеггер М. Время и Бытие / Перевод В.В. Бибихин. Под редакцией Айрапетят В. – М.: Академический проект, 2015.– 460 с.
Чаадаев, П.Я. Избранные сочинения и письма / П.Я. Чаадаев. – М. : Правда, 1991.
Шестов, Л. Избранные сочинения / Л. Шелестов. – М. : Ренессанс, 1993. – Т. 1
Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгауэр. – М. : Издательство Республика, 1992.
Юнг, К. Прошлое и настоящее / К. Юнг. – М. : Мартис, 1995