Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Исторические фильмы являются важной составляющей кинематографа и играют значительную роль в формировании нашего восприятия истории. Они позволяют нам окунуться в прошлое и узнать больше о событиях, персонажах и эпохах, которые оказали влияние на нашу современность. Однако, чтобы полноценно понять и оценить исторические фильмы, необходимо применять специальную методологию исследования.
Цель данной работы заключается в изучении методологии исторического исследования художественных фильмов 20-30-х годов 20 века.
В работе будут рассмотрены основные аспекты исторического контекста фильмов данного периода, методология исследования исторических фильмов, жанровые особенности исторических фильмов 20-30-х годов, роль исторической точности в художественных фильмах, влияние исторических фильмов на сознание и
Таким образом, данная работа представляет собой комплексное исследование методологии исторического исследования художественных фильмов 20-30-х годов 20 века. Работа поможет более глубоко понять особенности исторического кино того времени, его влияние на сознание и восприятие истории, а также развитие исторического кино в современности.
Исследование методологии исторического исследования художественных фильмов 20-30-х годов 20 века является актуальным в контексте изучения и понимания культурного и исторического наследия этого периода. Фильмы того времени не только отражают социальные, политические и культурные процессы того времени, но и являются важным источником информации о технологических и художественных достижениях кинематографа того времени. Исследование методологии позволит лучше понять, какие факторы и принципы формировали и влияли на создание фильмов того периода, а также раскрыть их значение и влияние на современную культуру и кинематограф.
В работе "Методология исторического исследования художественных фильмов 20-30-х годов 20 века" объектом исследования являются художественные фильмы, созданные в период с 1920 по 1930 годы.
Предметом исследования является методология, применяемая для анализа исторического контекста и художественных особенностей этих фильмов.
Объектом выявление и изучение специфических характеристик кинематографа того времени, а также на оценку его роли и влияния на общественное сознание и культурные процессы того периода.
В результате исследования будет разработана методология, позволяющая более глубоко и всесторонне анализировать исторические и художественные аспекты фильмов 20-30-х годов, а также выявить их значение и вклад в развитие кинематографа и истории в целом.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ФИЛЬМОВ 20-30-Х ГОДОВ 20 ВЕКА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ ПЕРИОДА
Исторический контекст художественного советского кино 20-30-х годов 20 века был тесно связан с политическими и социальными условиями того времени. В эти годы Советский Союз прошел через ряд важных событий, которые оказали огромное влияние на развитие киноиндустрии и формирование ее особой идентичности.
Первые десятилетия существования СССР были временем строительства социализма, когда коммунистическая идеология проникала во все сферы общества. Кино, как одно из самых популярных и доступных средств массовой информации и развлечения, стало мощным инструментом пропаганды и формирования новой советской культуры [37].
Политические условия создания советского кино в 20-30-х годах были определены руководством страны, которое стремилось использовать кино в качестве средства массового воспитания и пропаганды. Основной задачей киноиндустрии было создание образа нового социалистического общества, прославление коммунистических идеалов и лидеров партии [16].
Одним из ключевых событий в истории советского кино было создание Государственного комитета по кино (Госкино) в 1922 году. Госкино стал центральным органом управления киноиндустрией, контролировал финансирование и распределение средств, а также осуществлял цензуру и контроль за содержанием фильмов. Это позволяло государству контролировать и направлять развитие киноиндустрии в соответствии с его политическими и идеологическими целями [45].
Советское кино 20-30-х годов было тесно связано с различными политическими кампаниями и инициативами, проводимыми в стране. Одной из таких кампаний была кампания по ликвидации негативных явлений в киноиндустрии, которая началась в конце 1920-х годов. Ее целью было избавление от "буржуазной" эстетики и идеологии, а также привлечение кино к решению задач социалистического строительства.
Однако, несмотря на стремление государства к контролю и направлению киноиндустрии, в 20-30-х годах возникли и развивались различные течения и направления в советском кино, которые отражали разнообразные темы и идеи. Одним из таких течений был "кинематографический фронт", объединявший режиссеров-экспериментаторов, которые стремились создать новые формы и жанры кино и освободиться от идеологической привязанности.
Социальные условия создания советского кино 20-30-х годов также оказали значительное влияние на его развитие. В это время страна прошла через период индустриализации и коллективизации, что привело к значительным изменениям в социальной структуре общества. Кино стало отражать эти изменения, рассказывая о жизни рабочих, колхозников и других слоев населения.
Одной из особенностей советского кино 20-30-х годов было активное использование массовых сцен, в которых задействовались тысячи актеров-любителей. Это позволяло создать впечатляющую картину массовой поддержки и вовлеченности населения в процесс строительства социализма.
Кроме того, советское кино 20-30-х годов активно использовало мотивы и символику революции и Гражданской войны, что помогало укреплять идеологическую легитимность нового режима. Фильмы, такие как "Броненосец Потёмкин" Сергея Эйзенштейна и "Октябрь" Сергея Михалкова, стали классикой советского кино и оказали огромное влияние на развитие мировой кинематографии.
Таким образом, исторический контекст художественного советского кино 20-30-х годов 20 века был определен политическими и социальными условиями того времени. Кино стало важным инструментом пропаганды и формирования новой советской культуры, одновременно являясь отражением социальных изменений и идеологических целей страны. Этот период оказал значительное влияние на развитие советского кино и сформировал его особую идентичность
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А. Л. Историческое самосознание современного российского общества // Вестник Российской академии наук. – 2021. – Т. 91. – №. 4. – С. 335-343. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45693507 (дата обращения: 11.05.2024).
2. Артемьева О. Э. Эволюция эстетической модели жанра «хоррор» в американском кино // ТВ Яковлева–Всерос. Гос. университет кинематогр. им. СА Герасимова–Москва. – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004887273.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
3. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. – Новое Литературное Обозрение, 2014. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=26O7EAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP12&ots=pnppGcPfZ1&sig=dFrr-Kkeef5IFD1p9be8o9hvKjI (дата обращения: 11.05.2024).
4. Бабенко В. А. Портретный очерк в документальной телепублицистике: этапы развития и причины трансформации жанра // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2018. – №. 1 (27). – С. 57-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portretnyy-ocherk-v-dokumentalnoy-telepublitsistike-etapy-razvitiya-i-prichiny-transformatsii-zhanra (дата обращения: 11.05.2024).
5. Баландина Н. П. Образы города и дома в киноискусстве (на материале отечественного и французского кино конца 50-х–60-х годов) // Дисс.... канд. искусствоведения. – 2008. – Т. 17. – №. 03. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004170796.pdf?ver=8 (дата обращения: 11.05.2024).
6. Барабанов О. Н., Пахалюк К. А., Уль М. Не забудем, но простим? Образ войны в культуре и исторической памяти // ОН Барабанов, КА Пахалюк, М. Уль. – 2020. URL: https://www.academia.edu/download/63275142/Доклад_Валдайский_клуб_ма.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
7. Барткова Н. В. и др. Трансформация образа Ивана Грозного в отечественном кинематографе: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 46.03. 01-История и археология. – 2017. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vital:5428/SOURCE01 (дата обращения: 11.05.2024).
8. Борисов С. И. Героический образ в жанрах «боевик» и «фильм-комикс» в начале XXI века в кинематографиях США и России // М.: ВГИК. – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004652932.pdf?ver=5 (дата обращения: 11.05.2024).
9. Борисова О. Б. Репрезентация революции в советском кинодискурсе: философско-антропологические смыслы. – 2011. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/111284/0-789584.pdf?sequence=1 (дата обращения: 11.05.2024).
10. Волков Е. В. Белое движение в культурной памяти советского общества: эволюция «образа врага» // Автореферат на соискание степени доктора исторических наук. Челябинск. – 2009. URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/dissertation/volkov_evgeniy_vladimirovich.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
11. Воробьева Н. В., Зубарев И. В. Великая Победа: историческое сознание студентов // Фундаментальные исследования. – 2015. – №. 2-19. – С. 4340-4345. URL: https://s.fundamental-research.ru/pdf/2015/2015_02_19.pdf#page=202 (дата обращения: 11.05.2024).
12. Горбачев О., Мазур Л. Советские фильмы о деревне. Опыт исторической интерпретации художественного образа. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=5zViEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT5&ots=m7cAV2wAI-&sig=n0JztWbRjYbFlGHIUkDYL5DPFgE (дата обращения: 11.05.2024).
13. Грачева О. А. Методы исследования художественного творчества российских офицеров // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – №. 1. – С. 242-251. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12858296 (дата обращения: 11.05.2024).
14. Емельянова Т. П. Коллективная память как предмет мультидисциплинарных исследований // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. – 2018. – Т. 2. – №. 3. – С. 100-125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36605507 (дата обращения: 11.05.2024).
15. Игнатов П. В. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера: автореф. дисс.… к. искусствоведения. – 2006. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01003307135.pdf?ver=6 (дата обращения: 11.05.2024).
16. Колесникова А. Г. Формирование и эволюция образа врага периода «холодной войны» в советском кинематографе (середина 1950-х-середина 1980-х гг.) // Дисс. канд. истор. наук. М. – 2009. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004642656.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
17. Косилкин М. Ю. Историческая динамика исполнительской интерпретации оперного текста:" Кармен" Ж. Бизе // Бизе: дис.… канд. иск. Ростов-на-Дону. – 2019. URL: https://rostcons.ru/assets/disser/2019/kosilkin_dis.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
18. Кривуля Н. Г. Эволюция художественных моделей в процессе развития мировых аниматографий // М.: ВГИК. – 2009. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004301470.pdf?ver=9 (дата обращения: 11.05.2024).
19. Леонтьева О. Историческая память и образы прошлого в российской культуре ХІХ-начала ХХ вв. – ООО" Книга", 2011. URL: http://rushist.samsu.ru/books1/Leontieva_Memory.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
20. Лысова Н. А. Репрезентация образа прошлого в современных отечественных игровых исторических фильмах // Философия и культура. – 2020. – №. 2. – С. 12-26. URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_32256.html (дата обращения: 11.05.2024).
21. Лысова Н. А. Философия и культура. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32256 (дата обращения: 11.05.2024).
22. Мазур Л. Н. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания // Quaestio Rossica. 2015.№ 3. – 2015. – Т. 3. – №. 3. – С. 161-178. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/36585 (дата обращения: 11.05.2024).
23. Мазур Л. Н. Образы сельской истории в советском художественном кинематографе 1920-1991 гг.: опыт количественного анализа // Диалог со временем. – 2013. – Т. 43. – С. 282-302. URL: https://roii.ru/dialogue/43/roii-dialogue-43_20.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
24. Макиенко М. Г. Художественное пространство и время в историческом кино // Автореф... канд. филос. наук. – 2011. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005066365.pdf?ver=8 (дата обращения: 11.05.2024).
25. Малькова Л. Ю. Современность как история: реализация мифа в документальном кино. – Материк, 2002. URL: https://www.dntb-centr.ru/data/book/4/09/409a98d66d51d4972fc0e43282da0130.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
26. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников // Краснодар: Изд. КГУКИ. – 2004. – С. 87. URL: http://library.lgaki.info:404/2017/Марков О_Сценарная культура.pdf (дата обращения: 11.05.2024).
27. Моисеева Л. А., Чугунов А. М. К теоретико-методологическим проблемам исследования истории функционирования российского кинематографа: на примере Приморского края (1938–июнь 1941 гг.) // Genesis: исторические исследования. – 2016. – №. 4. – С. 28-45. URL: https://e-notabene.ru/hr/article_19950.html (дата обращения: 11.05.2024).
28. Нагапетова А. Г. Преодоление" теории бесконфликтности" в отечественной литературе и художественное осмысление" производственной" проблематики в северокавказской прозе 20-60-х годов XX века. – 2010. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/106977/0782273.pdf?sequence=1 (дата обращения: 11.05.2024).