Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на то, что шариат не знал деления права на определенные отрасли, отношения гражданско-правового характера, в частности, право собственности, деликтное и договорное право, получили в нем значительное развитие.
Особенное внимание в шариате было уделено «праву личного статуса». В Арабском халифате, как и в большинстве иных стран Востока средних веков, не сформировался особый сословный строй с характерной ей иерархией неравноправных корпоративно-сословных групп.
Первой кодификацией мусульманского права, которая получила силу закона в области семейного права и наследования, был Гражданский кодекс, действовавший в Иране в 1927–1935 годах. Позже кодексы личного статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Иордании, Ираке, Южном Йемене, реформы семейного и наследственного права проведены в Пакистане, Иране, Кувейте. Для применения шариата, как и применения современных кодексов, необходимо обращаться к юристам, получившим западное образование.
В соответствии с мусульманским правом правовой статус лица устанавливался его вероисповедание. Полноправное личное положение по шариату имеют исключительно мусульмане. Лица, которые исповедают иудаизм либо христианство, находились в приниженном положении и должны были уплатить тяжелый государственный налог.
Нормы шариата были применены к ним только в том случае, если они заключали сделки с мусульманами либо совершали преступные деяния. Развитие социальных правоотношений повлияли на статус рабов. Они не считались правовыми субъектами, но могли с согласия собственных хозяев вести операции, связанные с торговлей, и приобретать имущество. Отпуск рабов, являющихся мусульманами, на волю признавался в качестве богоугодного дела.
Отличительной особенностью правового положения личности по нормам шариата также является неравенство женщины и мужчины.
В связи с тем, что в соответствии с религиозными представлениями шариата правовым субъектом признается только Аллах, то мусульманин признавался носителем предусмотренных Богом обязанностей. Только в той степени, в какой он соблюдал собственный религиозный долг, следуя канонам ислама, он получал право на установленные шариатом притязания и на иные правовые возможности. По этой причине мусульманские юристы вырабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, т.е. о его возможности принимать участие в сделках и в других юридических актах. Дееспособность гражданина признается обязательным условием для приобретения прав имущественного характера.
Дееспособность в полном объеме предоставляется лицам, которые достигли совершеннолетнего возраста и находятся в здравом рассудке. Право определять факт достижения совершеннолетнего возраста в каждом конкретном случае осуществляется судьей, решающим данный вопрос по собственному усмотрению. Также в праве известно понятие ограниченной дееспособности в отношении слабоумных, малолетних, а также лиц, которые находятся в состоянии опьянения .
Значительное место в мусульманской правовой доктрине отводится положениям, которые регулируют имущественные отношения. В первую очередь, в правовой доктрине закреплялось представление об имуществе в качестве объекта вещных прав. Особенную категорию составляют вещи, которые не могут либо не должны находиться в собственности мусульманина. Это море, воздух, пустыня, водные пути, мечети и др. Собственностью мусульман не могут являться так называемые «нечистые вещи» - книги, вино, свинина, которые противоречат нормам ислама, и др. Зачастую во время арабских завоевательных походов данные вещи раньше подвергались уничтожению, хотя вопрос, связанный с правом на истребление имущества, принадлежащего неверным, имел спорный характер и трактовался по-разному в разных мазхабах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Научная и учебная литература:
1. Абрамов А.Р. Современные мусульманские правовые семьи // Актуальные направления развития отраслей права в условиях новой реальности. Сборник научных статей. - 2023. - С. 13-17.
2. Акиева П.Х. Институт собственности в мусульманском праве // Журнал «Гражданское общество в России и за рубежом». - 2023. - № 2. - С. 20-22.
3. Алтабасов А.О. Мусульманское право в современном мире // Журнал «Экономика и социум». – 2022. – С.824-825.
4. Андреева Е.С. Особенности мусульманской правовой семьи // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2022. - С. 194-196.
5. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 497 с.
6. Балковая В.Г. Мусульманское право в современном мире // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2023. - № 11 (227). - С. 14-16.
7. Бобровникова А.Е., Подстрахова А.А. Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву // Журнал «Студенческий вестник». - 2023. - № 19-6 (258). - С. 5-7.
8. Васильев В.В., Ромашов Р.А. Специфические черты мусульманского права // Журнал «Наука через призму времени». - 2022. - № 9 (66). - С. 8-11.
9. Герман А.В., Гаджызаде Г.Ф.К. К вопросу о системе источников мусульманского права // Журнал «Трансформация права». - 2022. - С. 119-124.
10. Иванов Ю. А. Преступление и наказание в мусульманской правовой системе // Журнал «Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики». – 2022. – С. 53-54.
11. Лыков-Миколаев С.В. Сунна как источник исламского права // Журнал «Юридический факт». - 2022. - № 179. - С. 24-26
12. Манна А.А. Мусульманское уголовное право: теоретические вопросы и современная практика // Журнал «Международный правовой курьер». - 2023. - № 7. - С. 71-75.
13. Михайлова Н.Е., Борисов И.С. Коран и сунна как источники мусульманского права // Дни студенческой науки. Сборник научных статей. - 2022. - С. 123-125.
14. Напцок А.А., Саад М.Г. Источники мусульманского права // Студент и наука: актуальные вопросы современных исследований. Сборник научных статей. – 2023. – С.64-66.
15. Носкова К.С., Меркушова Е.С. Особенности семейного мусульманского права // Журнал «Научные перспективы». - 2023. - С. 384-387.
16. Саидов, А. Х. Сравнительное правоведение: академический учебник / А.X. Саидов. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 320 с.
17. Свистунов А.А. Права человека и мусульманское право // Журнал «Закон и право». - 2023. - С. 640-645.
18. Серегин, А. В. Сравнительное правоведение (мир правовых семей): учебник для вузов / А. В. Серегин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с.
19. Чегодайкина И.В. Система исламского права // Журнал «Религия, культура, язык в России и за рубежом». -2023. - С. 120-123.
20. Швецова А. В. Иджма как источник мусульманского права // Журнал «Эволюция российского права». – 2022. – С. 522