Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В задачи современного начального образования младшей школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог начальных классов должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетентностей ученика, или устойчивым навыком, является его познавательная активность в учебно-воспитательном процессе.
В современной образовательной среде учитель формирует у школьника предметные и метапредметные результаты, в отличие от традиционной образовательной модели, когда конечным образовательным результатом были знания, умения и навыки. Метапредметные результаты – это сформированные группы универсальных учебных действий (УУД), личные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Формирование коммуникативных УУД, или коммуникативных навыков младшего школьника позволяет ему успешно взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса и развивать при этом познавательную активность.
Задачей любой образовательной области, в условиях требований ФГОС НОО, является развитие и формирование предметных компетенций и УУД, в том числе, коммуникативных. Под коммуникативными УУД понимают совокупность действий субъекта, которые обеспечивают ему социализацию и успешную коммуникацию с социумом, обеспечивают сознательную ориентацию на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников и др.
Это ориентирует субъектов на постоянное совершенствование своих знаний, умений и компетенций. Наиболее важно сегодня умение каждого ученика критически оценивать любую предлагаемую информацию, в том числе, учебную. Это может касаться как её достоверности, так и её логики.
Коммуникативная компетентность школьника является одной из наиболее значимой компетентности. О ней можно говорить, как об устойчивом навыке субъекта продуктивно общаться с окружающими. На уроках это может проявляться как познавательная активность субъекта и продуктивное взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых и коллективных методов обучения можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности, что позволит говорить об успешном формировании коммуникативных УУД, или коммуникативных навыков младших школьников на уроках в начальной школе.
Проблема исследования заключается в необходимости формирования коммуникативных навыков у школьников и недостаточность в учебно-воспитательном процессе соответствующих дидактических и методических разработок. Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в сложившемся противоречии между инновационными требованиями к образовательному процессу в системно-деятельностном подходе и наличием в современной образовательной среде традиционных подходов к процессу обучения школьников.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования: коммуникативные навыки младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия коммуникативные навыки в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить средства и способы формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности.
4. Рассмотреть особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности.
5. Представить диагностику формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности.
6. Предложить методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности
1.1. Анализ понятия коммуникативные навыки в условиях реализации ФГОС НОО
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, которые сегодня регламентируют требования ФГОС НОО.
Коммуникативные навыки младших школьников, формируемые у детей в начальной школе, рассматривают как способность анализировать понятия, явления и закономерности, и умение работать с ними. Это также способность субъекта грамотно описывать предметы, явления и события, принимать решение в проблемных ситуациях, доказывать свою позицию, использовать собственный опыт, и оценивать действие и высказывание собеседников [12].
Под коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД), регламентируемыми ФГОС НОО, понимают сформированную совокупность действий, которая обеспечивает социализацию детей, их сознательную ориентацию на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников. К коммуникативным УУД относят:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-постановка вопросов;
-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и др.
Так, или иначе, это связано с процессом развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях [7].
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения у младших школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Исходя из этого, учителю всегда очень важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому уроку [20].
Если при этом использовать подходящие и актуальные средства наглядности и формы работы с детьми, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [24].
С помощью наглядных средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами при работе в ученических группах. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью.
Постепенно, всё больше увлекаясь процессами познания, ребёнок начинает сам принимать активное участие в подготовке к занятиям. Он делает мультимедийные презентации и готовит наглядные проекты. Но здесь нельзя забывать о том, что делать это школьник будет лишь в том случае, если всё это ему действительно интересно. Умелое использование презентаций, иллюстраций, схем, таблиц и моделей оказывает большую помощь в повседневной работе учителя [9].
Есть такие дети, которым на уроках не интересно и им не особо нравится учиться. Эти дети работают на занятиях, но отвечают лишь тогда, когда вопросы заданы непосредственно им. Выполняют задания с помощью учителя и не всегда успевают за темпом урока. Для таких детей особенно актуально работать в парах, или в группах. Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования.
Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает успешной социализации субъекта в дальнейшем. Сегодня ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить все универсальные учебные действия.
В младшем школьном возрасте дети не могут обходиться без игр и игровых занятий. Задача педагога, подобрать такие методики и диагностики, которые формировали бы у детей коммуникативную активность и познавательные действия. Во всех таких технологиях и методиках используются элементы игр, тренинговых занятий и иных занимательных ситуаций. Дети любят элементы новизны и неожиданности и замечено, что, когда такие элементы присутствуют, дети очень внимательно за всеми процессами наблюдают. Педагоги практики отмечают, что замкнутые и малообщительные дети в совместных играх и мероприятиях ведут себя свободно и расковано [18]. Задача педагогов и иных специалистов - всегда поддерживать у ребёнка познавательную мотивацию.
Педагогам необходимо усиливать влияние на эмоциональную сферу ребёнка, используя в своей педагогической практике сказкотерапию, элементы музицирования и многое другое. Использование таких техник и методик позволяет лучше социализировать ребёнка и постоянно поддерживать его интерес к учёбе. При этом необходимо всегда учитывать индивидуальные личностные особенности каждого ученика.
Один из видов детской активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью субъекта, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения таких дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от учителя, остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12].
Тем не менее, во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность учащегося на уроке. Или, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания.
1.2. Средства и способы формирования коммуникативных навыков у младших школьников в процессе учебной деятельности
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться. Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки
прогресса школы [Текст] / СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
3. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
литературного чтения [Текст] / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. – 2012. – N 5. –С. 44-46.
4. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Вопросы психологии – 2014. – N 3. – С. 14-15.
5. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
6. Доблаев, Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы
его понимания [Текст] / Л.Г. Доблаев. – М.: Педагогика, 2010. – 176 с.
7. Дубень, Е.А. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка / Е.А. Дубень, И.Г. Копытич, Е. В. Шило. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 680-683. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6972/ (дата обращения: 29.04.2024).
8. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2012. – No2. – С. 49–57.
9. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной
личности [Текст] / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. – N 1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. – С. 15-21.
10. Занков, Л.В. Система начального образования. Литературное чтение [Текст] / Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11.
11. Калинкина, Л.А. Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия
художественного произведения [Текст] / Л.А. Калинкина // Начальная школа. – 2013. - N 10. – С 46-51.
12. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с.
13. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] /Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2014. – No11. – С. 76-80.
14. Круговых, Н.В. Через уроки чтения - к воспитанию и развитию [Текст] / Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 44-46.
15. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 29.04.2024).
16. Литературное чтение: программа: 1-4 классы [Текст] / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 224 с.
17. Леонтьев, А.А. Чтение как понимание [Текст] / Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих. -соц. ин-т. - М., 2001. - №8. - С. 62-65.
18. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2
класс [Текст] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
19. Мерзляков, И.Б. Урок чтения в 3 классе [Текст] / Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №6. - С. 57.
20. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования [Текст] / Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
21. Орлов, Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста [Текст] / Начальная школа. - 2021. - №2. - С. 50-52.
22. Рамзаева, Т.Г. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и
методика начального образования" [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий,
О.В. Сосновская. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. – 462 с.
23. Строгонова, Л.В. Литературный аспект курса «Литературное чтение» [Текст] / Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49.
24. Штурбина, Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и литературно-творческое развитие учащихся [Текст] / Начальная школа. - 2022. - №11. - С. 67-69.