Фрагмент для ознакомления
2
Изучая понятие государства в разных источниках, приходишь к неизбежному выводу: все определения государства имеют общую черту – специфические характеристики, такие как народ, публичная власть и территория, выступают в качестве его видовых отличий. Поэтому можно сказать, что государство – это политическая организация публичной власти, способствующая удовлетворению различных интересов в определенной территории.
Государство является выделенным из общества политическим образованием, обусловленным его социально-экономическим укладом, традициями и культурой. Возникнув как продукт социальной жизни, государство отличается от общества и является управляющей системой, системой второго порядка.
Государство, как система, имеет свою внутреннюю логику развития, четкую структуру (оттачиваемую на протяжении тысячелетий) и специальные механизмы взаимодействия структурных элементов. Следовательно, государство – это самодостаточная система со своей собственной природой, сущностью и формой.
Форма государства включает три составных элемента, которые указывают на роль права и государства. Элементы, составляющие форму государства, это форма правления (утверждает принадлежность власти), форма государственного устройства (определяет строение государства) и политический режим (характеризует способы реализации государственной власти и управления в стране) [Кожевников, 2020].
Форма правления определяет порядок создания верхних органов власти, их взаимодействие и роль общества в их деятельности и развитии. Одни и те же типы государств могут различаться формами правления.
Главными формами правления являются монархия и республика. При монархической форме правления верховная государственная власть принадлежит монарху, правящему в одиночку. Особенностью монархии является наследственность передаваемой власти. Монархия может быть конституционной или абсолютной. Республиканская форма правления предполагает, что власть осуществляется выборными органами на определенный срок. Республика может иметь президентскую или парламентскую форму.
Государственное устройство – это национально-территориальная организация государственной власти, включающая деление территории на составные части и их правовое положение, а также взаимоотношения с государством в целом.
Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти. Государства могут быть унитарными, федеративными или конфедерациями. Кроме того, существовали и другие формы государственного устройства, такие как империи и протектораты [Новиков, 2021].
Унитарные государства – это единые государства, состоящие только из административно-территориальных единиц (областей, провинций и т.д.). Основные признаки унитарного государства – это наличие одноуровневой системы законодательства, подразделение на административно-территориальные единицы и наличие только одного гражданства. Все унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.
Федеративные государства – это союзные государства, состоящие из нескольких государственных образований (штатов, кантонов, земель и т.д.). Основные признаки федерации – это двухуровневая система государственных органов, двухуровневая система налогообложения и существование ранее суверенных государств в составе единого союзного государства.
Классификация федерации основана на принципе формирования субъектов, административно-территориальных и национально-государственных признаков. Федерации могут быть условными или конституциональными в соответствии с юридическими основами. Конфедерации могут быть инвариантными или несимметричными в зависимости от степени равноправия статусов.
Конфедерация – это временный союз государств, созданный для совместного решения задач в различных сферах. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует единый центральный государственный аппарат и система законодательства. Существуют межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.
1.2 Федеративное государственное устройство
Федерация – это политическая система, в которой власть разделена между центральным (федеральным) правительством и региональными (республиками, штатами, областями и т.д.) единицами, называемыми федеративными субъектами. Эти субъекты обычно обладают определенной степенью автономии и могут иметь свои законы, конституции и власти.
Федерации часто используются в больших странах, где различные регионы имеют свои особенности, культурные различия и интересы. Федерация позволяет учитывать эти различия, предоставляя региональным субъектам некоторую независимость при одновременном сохранении единства государства [Ревина, 2022].
Исторические корни федерализма уходят в древние времена и развивались на протяжении многих веков.
Федерализм имеет свои корни в политических системах Древней Греции и Рима. В Греции города-государства (полисы) имели значительную автономию и сами участвовали в федерациях, например, в Ахейском союзе. Римская республика также использовала федеральные элементы управления, чтобы объединить разные территории.
В Средние века в Европе существовали феодальные королевства и государства, которые имели свои собственные законы и системы управления. Эти феодальные структуры можно рассматривать как предшественников современного федерализма.
Идеи Просвещения, такие как принцип разделения властей и уважение к индивидуальным правам, подкрепили идеологию федерализма. Философы, такие как Монтескье и Руссо, внесли вклад в развитие этой концепции.
В новой истории появились государства, являющиеся федерациями, такие как США, Германия и Швейцария. Конституции этих стран устанавливают разделение власти между центральным правительством и региональными единицами (штатами или кантонами), что стало одним из фундаментальных принципов федерализма [Баранов, 2021].
В современном мире федерализм является распространенной формой организации государственной власти. Множество стран придерживаются принципов федерализма, чтобы обеспечить более эффективное управление и учитывать разнообразие интересов и культурных особенностей различных регионов.
Соединенные Штаты Америки – одна из самых известных федераций. Она состоит из 50 штатов, каждый из которых имеет свою конституцию и законы, но также подчиняется федеральному правительству.
Российская Федерация – это федерация, состоящая из различных субъектов, таких как республики, края, области и т.д. Каждый субъект имеет свой статус и собственное законодательство.
Германия – федерация, состоящая из 16 федеральных земель. Каждая земля имеет свое законодательство и политическую систему, но также подчиняется федеральному правительству.
Канада – федерация, состоящая из 10 провинций и 3 территорий. Провинции имеют свою автономию в ряде вопросов, а федеральное правительство управляет страной в целом.
Швейцария – федерация, включающая 26 кантонов. Каждый кантон имеет значительную автономию в вопросах образования, культуры и даже правопорядка.
Индия – федерация, состоящая из 28 штатов и 8 союзных территорий. Каждый штат имеет свой собственный конституционный статус и законы, но подчиняется центральному правительству.
Это лишь несколько примеров федераций в мире. Федеративные системы могут различаться по своей структуре и организации, но они обычно характеризуются разделением власти между центральным и региональными уровнями правительства.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Литература
2. Аринин А.Н. К новой стратегии развития России. Федерализм и гражданское общество: Идейно-теоретические, политические и правовые аспекты / Ин-т федерализма и гражд. о-ва. – Москва: Соверо-Принт, 2020. – 283 с.
3. Баранов, А.В. Политическая регионалистика: сравнительный федерализм: учебное пособие / А.В. Баранов. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. – 411 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник. 14-е изд., стер. – Москва: Дашков и К, 2021. – 607 с.
5. Гуляков А.Д. Основные модели федерализма: монография. – Москва: А-Проджект, 2019. – 636 c.
6. Ильинская М.С., Афанасьева Н.Б. Федеральное устройство России: учебник. – Москва: Проспект, 2020. – 480 с.
7. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права: учебник. – Москва: Проспект, 2020. – 464 с.
8. Кремянская Е.А. Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование: монография. – Москва: МГИМО Университет. – 2019. –288 с.
9. Новиков Е.А. Федерация: теория и практика. – Москва: Междунар. акад. сравнит. управления (Ин-т), 2021. – 727 с.
10. Российский федерализм: учебное пособие / составитель И.В. Бахлов. – Саранск: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2023. – 114 с.
11. Соколов С.М. Федеративные связи: теоретические аспекты и практика применения. – Москва: Юрайт, 2019. – 136 с.
12. Федерализм в современном публичном праве / Сборник материалов конференции / МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, МГЮА имени О.Е. Кутафина, СПбГУ, ОмГУ; под ред. С.А. Авакьяна, В.В. Королькова. – Москва: Белый ветер, 2020. – 390 с.
13. Цветкова Л.В. Федерализм и территориальный статус субъектов Российской Федерации. – Москва: КноРус, 2020. – 344 с.
14. Яшник А.Н. Проблемы федерализма и пути их решения. Идеология, религия, экономика. – Москва: Издательские решения, 2018. – 282 c.
Научные статьи
15. Ахъядов Э.С. Теоретико-правовые особенности федерализма в Российской Федерации // Закон и право. – 2022. – № 6. – С. 15-16.
16. Бредихин А.Л. Соотношение автономности и федерализма в федеративной системе // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 9. – С. 27-30.
17. Бусыгина И.М. Модель «Центр – периферия», федерализм и проблема модернизации российского государства // Политическая наука. – 2021. № 2. – С. 53-70.
18. Вербина В.Н. Равенство субъектов федерации в современной правовой действительности // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 16. – С. 109-114.
19. Макарычев А.С. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 5. – С. 81.
20. Ревина С.Н. К вопросу о сущности федеративного устройства государства // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 6. – С. 189-191.
21. Саломатин А.Ю. Значение этноконфессиональных факторов для исследования федерализма // Вестник университета имени О.Е. Кутафин. – 2021. – № 2. – С. 207-212.