Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов контроля как способ обеспечения законности во всех сферах жизни общества, включая региональные и местные уровни. Контроль для обеспечения законности играет ведущую роль в обширном спектре функций государственного механизма. Важно отметить, что малоэффективность контроля по обеспечению законности, либо его полное отсутствие, наносят существенный вред интересам общества и государства в части нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, снижают престиж исполнительной власти, способствуют развитию коррупции и беззакония, сдерживают проведение экономических и социальных реформ. Отметим, что встречающиеся недостатки в работе контролирующих органов власти, обусловленные подчас их слабым кадровым обеспечением и многочисленными проблемами, касающимися их правового статуса, разграничения сфер деятельности, объема компетенции и функций, значительно сдерживают формирование новых экономических отношений и создание благоприятного инвестиционного климата в России.
Цель работы – рассмотрение рои правоохранительных органов государства в обеспечении законности и правопорядка.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- представить теоретические аспекты законности и правопорядка;
- отразить роль правоохранительных органов Российской Федерации в обеспечение законности и правопорядка.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с обеспечением законности и правопорядка правоохранительными органами.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, иные источники права, а также научная и аналитическая литература по теме исследования.
Методологической основа исследования основывается на общенаучных методах, таких как исторический, логический, функциональный анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнительно-сопоставительный метод, дедукция, индукция, а также на частно-научных методах: формально-юридический и сравнительно-правовой.
Теоретическая основа работы, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических, учебных изданий и периодической печати, законодательные и нормативные акты РФ.
Структурными элементами работы являются введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Теоретические аспекты законности и правопорядка
1.1. Понятие и требования законности
В современных условиях существования Российской Федерации законность выступает одним из важнейших правовых принципов, ведь именно благодаря последовательному и неукоснительному соблюдению норм права обеспечивается гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина, четкая и слаженная работа государственного аппарата, эффективно решающего поставленные перед ним задачи , стабильное развитие самого государства в целом.
Законодатель не закрепил четкого определения понятия законности, однако, своей формулировкой, содержащейся в статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы , установил и закрепил такой основной признак законности, как обязательное соблюдение норм права, нашедший свое отражение в дальнейшем практически во всех определениях законности, выведенных учеными-теоретиками.
Многозначный характер законности обусловливает комплексный характер мер и средств ее обеспечения, в которые входят не только юридические, но также социальные и психологические гарантии. К числу социальных гарантий, являющихся по существу базовым, первичным уровнем, способствующим последовательному применению, исполнению и соблюдению нормативно-правовых актов, относятся экономическое благополучие, политическая стабильность, единство правовых, нравственных и культурных ценностей . Психологические средства обеспечения законности, касающиеся, прежде всего чувств и настроений, как конкретного индивида, так и группы лиц, какой-то определенной части общества, воздействуют на них путем формирования позитивного отношения к праву, повышения уровня правосознания и правовой культуры.
Функция принципа законности заключается в ограничении и регулировании деятельности государства. Для физических лиц принцип законности является важным элементом с точки зрения правовой определенности и равного обращения. Правовая доктрина считает, что все коллективы и общественные институты предназначены. Принцип законности касается всей деятельности государства, то есть не только к деятельности, ограничивающей права отдельных лиц, но и к деятельности, предоставляющей льготы отдельным лицам или связанной с государственной организацией.
Иерархия норм означает, что акты более низкого уровня подчинены вышестоящим актам, тем самым приводя в порядок правовую систему. Это подчинение подразумевает, что каждый акт государственного управления уважает более высокие стандарты. Иерархия существует прежде всего между правовыми порядками (международное право/внутреннее право), а затем внутри каждого правового порядка. Таким образом, решение должно уважать материальный закон, а этот, в свою очередь, должен уважать формальный закон. Однако следует отметить, что правовые нормы стали более сложными и ставят под сомнение идею упорядоченной иерархии. Не вдаваясь в эту дискуссию, можно отметить, что упорядочение правовой системы строится на основе сочетания правовых норм, закрепленных в Конституции .
Можно выделить ряд правовых актов. Во-первых, есть сама Конституция РФ, которая принимается на основе определенной процедуры. Затем Конституция РФ обозначает несколько правовых актов, имеющих федеральный уровень, таких как федеральные законы, указы и распоряжения. Некоторые из указов принимаются Федеральным Собранием, а другие - Правительством. Законы и указы составляют сущность внутреннего права. В федеративной системе правовая система также имеет несколько подсистем. Муниципальное право является третьим уровнем правовой системы.
Второй аспект принципа законности обычно называют резервом права. Это принцип требования правовой основы и означает, что, за исключением случаев форс-мажорных обстоятельств, любая деятельность государства должна основываться на правовой норме). Этот аспект принципа законности позволяет людям предвидеть последствия своих действий, но также гарантирует, что к ним будут относиться одинаково.
Таким образом, у законности в целом имеется несколько составных элементов:
- наличие требования соблюдения и исполнения норм права всеми субъектами;
- наличие в обществе таких отношений, при которых все участники общественных отношений соблюдают установленные законом правила поведения;
- наличие метода осуществления государственной власти, способа деятельности, поведения субъектов общественных отношений.
На основании сравнительного анализа доктринальных подходов формулируется авторское определение законности как правового режима, составляющего основу правопорядка как формы организации государственной и общественной деятельности.
Законность, как требование точного исполнения законов и обеспечение правопорядка, гарантирует согласованное взаимодействие всех органов государственной власти, включая правоохранительные структуры.
Большую роль в реализации принципа законности играет эффективность правовых норм. Проблемы эффективности правовых норм стали предметом исследований в отечественной науке со второй половины 1950-х гг. При этом сразу следует оговориться, что проблема эффективности в праве не сводится только к эффективности правовых норм. Речь можно вести об эффективности нормативных актов и правовых институтов, эффективности правотворческой и правоприменительной деятельности и правовых процедур, эффективности правового воспитания и т.д.
Господствующей концепцией эффективности норм права в отечественной науке стала целевая (функционально-целевая), представители которой (В.И. Никитинский, В.Н. Кудрявцев, И.С. Самощенко и др.) трактовали эффективность норм права как соотношение между целями, которые ставил законодатель, принимая соответствующие нормы, и реально наступившими результатами .
Целевая концепция эффективности, внесшая большой вклад в разработку соответствующих научных проблем, вместе с тем подвергается и критике по следующим основаниям:
— далеко не каждая норма содержит указание на цели своего издания (да это было бы и нецелесообразно с позиций юридической техники), что осложняет оценку эффективности этих норм;
— норма может преследовать две или более целей (например, нормы об уголовной ответственности направлены на перевоспитание правонарушителя, на общую и специальную превенцию, наложение на правонарушителя определенных лишений);
— известно немало норм, которые издавались без расчета на получение какого бы то ни было реального результата, носили чисто пропагандистский характер;
— существует немало норм, результаты действия которых трудно или даже невозможно измерить.
Разновидностью целевой концепции может считаться причинно-функционально-целевая, сторонники которой (А.С. Пашков, Л.С. Явич) включали в понятие эффективности также социальную полезность норм, их экономичность, способность влиять на общественные отношения в определенном направлении . Здесь важно то, что было обращено внимание на необходимость социальной полезности самих поставленных целей. Следует добавить, что если норма права не является социально полезной, не полезны ее цели, то и эффективность такой нормы будет носить социально вредный характер. Так, в СССР с помощью законодательства достаточно эффективно велась борьба с частной предпринимательской деятельностью, что не могло отрицательно не сказаться на его экономике.
Иногда понятие эффективности норм права рассматривалось с социологических позиций. Согласно данному подходу, эффективность норм права определяется их вкладом в укрепление правовых начал государственности и в обеспечение максимально возможной меры свободы. Данная трактовка представляет интерес, но вместе с тем порой весьма трудно определить, насколько большой вклад вносит конкретная правовая норма в достижение данных целей.
Так или иначе, социальная оценка целей норм права сегодня несомненно важна в контексте формирования социально ориентированного права, защищающего права и свободы человека и гражданина.
В современной литературе обсуждается проблема видов эффективности правовых норм. В частности, выделяется юридическая и социальная эффективность. Если первая состоит в неуклонном соблюдении и исполнении норм права всеми участниками общественной жизни, то вторая заключается в достижении социально полезных результатов, в наличии позитивных сдвигов в общественных отношениях.
В современной отечественной науке также обсуждается проблема так называемой отрицательной эффективности. Некоторые ученые полагают, что эффективность не может быть отрицательной. Те авторы, которые признают ее существование, условно составляют две группы. Первые считают эффективность отрицательной, если результат действия нормы прямо противоположен намеченной цели, другие к отрицательной эффективности