Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития России характеризуется повышенным вниманием к проблеме актуальности муниципального управления. Анализ проблем организационных основ и процесса муниципального управления, позволяет своевременно разработать направления и принять меры по дальнейшему социально-экономическому развитию муниципальных образований, в частности, в работе Главы муниципального образования.
Глава муниципального образования имеет двойственную природу: с одной стороны он включен в структуру органов местного самоуправления как отдельный элемент и является высшим должностным лицом муниципального образования, с другой - данная должность предполагает совмещение полномочий с должностью председателя представительного органам муниципального образования и главы местной администрации.
Вместе с тем, Глава муниципального образования является единственным постоянным элементом структуры органов местного самоуправления, поскольку действующее законодательство не содержит исключений, предусматривающих отсутствие высшего должностного лица в муниципальном образовании, в отличие от всех других органов местного самоуправления.
Объект исследования: Глава муниципального образования.
Предмет исследования: деятельность Главы муниципального образования в системе местного самоуправления.
Цель исследования: проанализировать особенности работы Главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления на примере города Сургута.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть организацию системы местного самоуправления в Российской Федерации;
2. Раскрыть Главу муниципального образования как высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления;
3. Рассмотреть полномочия и ответственность главы муниципального образования;
4. Изучить основные направления деятельности главы города Сургута;
5. Раскрыть реализацию представительских полномочий Главы муниципального образования города Сургута
Источниковая база исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, три главы (теоретическую, аналитическую и проектную), заключение, список источников, включающий 20 наименований.
1.Общая характеристика главы муниципального образования в системе местного самоуправления
1.1. Организация системы местного самоуправления в Российской Федерации
Признание местного самоуправления заключается в обеспечении того, чтобы жители муниципалитетов принимали самостоятельные решения по важным вопросам местного значения. Следовательно, важной частью муниципальной деятельности должно быть создание организационных и других условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Этими условиями являются [5]:
1) наличие местных выборных групп;
2) использование прямых демократических институтов в муниципальной деятельности;
3) наделение местных органов власти их собственными полномочиями;
4) наличие материальной и финансовой базы, необходимой для решения проблем местного значения.
Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не используют напрямую понятие «организационная основа» местного самоуправления при регулировании организационных аспектов деятельности местного самоуправления. Однако этот термин широко используется в юридической литературе. Содержание данного понятия включает в себя следующие элементы:
1) структура местного самоуправления;
2) последовательность, формы и принципы его деятельности;
3) организация предоставления муниципальных услуг.
Таким образом, наиболее важным фактором в организации местного управления является определение местной административной структуры и укрепление законов.
Конституция Российской Федерации (статья 131.1) устанавливает принцип, согласно которому структура органов местного самоуправления определяется народом самостоятельно. Однако Конституция не дает ответа на вопрос о том, что следует понимать под понятием «структура» и как соотносятся понятия «структура местного самоуправления» и «система местного самоуправления», что привело к неоднозначности его толкования в научной литературе [11].
В статье 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что структура органов местного самоуправления представляет собой:
1) Представительство муниципального органа власти;
2) Глава муниципального образования;
3) Местная администрация (администрация и распорядительные органы муниципальных образований);
4) Административные органы и муниципальные административные органы;
5) Другие учреждения и выборные должностные лица местных административных органов, как это предусмотрено Уставом муниципальных образований, обладают собственными полномочиями по решению важных вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понятие рассматривается «структура органов местного самоуправления», когда речь идет об их системе, то есть об организации системы органов местного самоуправления
В.И.Васильев считает, что Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определяет структуру органов местного самоуправления как «перечень» этих органов. По его мнению, в споре о содержании термина «структура местного самоуправления» была выдвинута своя точка зрения. Это понятие согласуется с понятием системы органов, поскольку список органов означает не хаотичное расположение, а определенный порядок расположения самих органов, а не их внутреннее подразделение. В этом же смысле закон использует понятие структуры местных административных учреждений, включая органы этого административного учреждения [8].
Ю.А.Дмитриев считает, что применительно к институтам местного самоуправления правильнее говорить о том, что население самостоятельно определяет не структуру, а институциональную систему, подобно тому, как в статье 77 Конституции Российской Федерации термин «система» используется для обозначения органов государственной власти Российской Федерации. субъект федерации. Система (перечень) органов местного самоуправления должна быть определена жителями на местном референдуме и закреплена в уставах муниципальных образований [14].
В энциклопедических изданиях под системой понимается совокупность элементов, которые находятся во взаимосвязи и соединении друг с другом, образуя определенную целостность и единство.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления не являются частью системы государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (редакция от 05.02.2018).
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).
Библиографический список
6. Афонин, С. Н. Муниципальные образования в иерархии управления социально-экономическим развитием России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2022. - № 37. - С. 200- 203.
7. Бабун, Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2020. - 280 c.
8. Бабичев, И. В. О некоторых актуальных тенденциях и задачах развития местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 3. - С. 46-54.
9. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. - М.: Изд. Юрайт, 2022. – 495 с.
10. Васильев, А. М. Предоставление муниципальных услуг в сфере экономики // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 2. - С. 45-50.
11. Вольфсон Э.Н. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. – Кемерово: КузГТУ, 2020. – 260с.
12. Ворошилов, Н.В. Эффективность государственного и муниципального управления // Проблемы развития территории. – 2020. - С.143-156.
13. Власова, Е. М., Цветкова Е. А., Шихбабаева И. Ф. Методы оценки управленческой деятельности служащих органов МСУ как инструмент повышения эффективности МСУ // Молодой ученый. - 2020. - №8.- С. 509-512.
14. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Юрайт, 2020. - 464 c.
15. Кочетков, А.В., Сульдинова Г.А. Государственная и муниципальная служба : учебник и практикум. - М. : Юрайт, 2019. – 403 с.
16. Лимонов Л. Э. Урбанистика. Городская экономика, развитие и управление : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2024 — 822 c.
17. Лукьянова, Н. И. Проблемы правового регулирования территориальной организации местного самоуправления // Практика муницип. упр. - 2019. - № 2. - С. 13-22.
18. Мельников, С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // Законодательство и экономика. - 2019. - № 1. – С. 10-29.
19. Шугрина, Е. С Основы местного самоуправления : учебное пособие. - Калининград: Полиграфычъ, 2023. - 336 c.
Электронные ресурсы:
20. Официальный портал Администрации города Сургута. URL: https://admsurgut.ru/rubric/336/Polnomochiya-Glavy-goroda