Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В современном мире социальных сетей и виртуального общения актуальным стало использование бодипозитивного образа женщины брендами. Что такое бодипозитивность? Это концепция, посвященная принятию и уважению своего тела, созданию положительного образа и уверенности в себе. Используя эту концепцию, многие бренды стремятся менять существующие стереотипы красоты и внешнего вида женщин.
Одним из первопроходцев в использовании бодипозитивности в социальных сетях является торговая марка "Dove". Рекламные кампании этого бренда всегда акцентируют внимание на разнообразие женских тел. Вместо идеала стройной модели, мы видим дам с реальными формами, растяжками и простыми неидеальными местами на своем теле. Это позволяет женщинам почувствовать свою красоту и уникальность.
Однако не только крупные бренды активно используют бодипозитивный образ женщины в социальных сетях. Маленькие компании и личные бренды также находят свою аудиторию на платформах вроде Instagram и Facebook, где активное продвижение бодипозитивности позволяет им выделиться на фоне огромного количества других пользователей.
Опыт показывает, что бренды, основывающиеся на бодипозитивности, имеют больший успех в привлечении и удержании клиентов. Это связано с тем, что многие женщины, уставшие от несовершенных стандартов красоты, становятся склонными поддерживать компании, которые признают их натуральность и уникальность.
Но, как и всякое явление, бодипозитивность имеет свои критики. Некоторые считают, что она пропагандирует полное пренебрежение к собственному здоровью и несбалансированный образ жизни. Однако, бодипозитивность не пропагандирует ожирение или ленивый образ жизни - она акцентирует внимание на том, что красота не имеет шаблонов, и каждое тело заслуживает признания и уважения.
Таким образом, использование бодипозитивного образа женщины брендами в социальных сетях поднимает важную тему принятия себя и уважения разнообразия внешнего вида. Этот подход успешно притягивает внимание аудитории, а также позволяет брендам выделиться и удержать клиентов. Несмотря на некоторые критики, бодипозитивность продолжает набирать популярность и оказывать положительное влияние на самооценку женщин.
Цель настоящего исследования – исследовать использование боди позитивного образа женщины брендами в социальных сетях
Задачи исследования:
-рассмотреть зарождение и развитие бодипозитивного движения;
-изучить бодипозитив как тренд в маркетинге;
-провести анализ использования бодипозитива на примере компании «Dove»;
-выполнить анализ использования бодипозитива на примере брендов одежды;
-выявить проблемы и перспективы движения бодипозитива в России.
Объектом исследования являются разнообразные известные бренды.
Предметом исследования является использование бодипозитиного движения в рекламе брендов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Объектом данного исследования является популярное общественное движение, известное как бодипозитив или бодипозитивизм. Бодипозитив – это движение, которое борется за право всех людей выглядеть так, как они выглядят, без страха быть осужденными, и противостоит навязанным стандартам красоты.
Истоки этого движения уходят своими корнями в протесты женщин против ношения корсетов, которые в конце XIX века сдавливали их органы. Эти протесты привели к реформе платья и моды в Европе и США в викторианскую эпоху [13].
Движение бодипозитив возникло в 1960-х годах как отклик на дискуссии, направленные против полноты. Оно стало известно как движение "Fat Acceptance" – движение за "принятие жира", и является первой волной бодипозитива.
Важным моментом для этого движения стала книга Наоми Вульф "Миф о красоте. Стереотипы против женщин" (1991). Вульф предложила понятие "миф о красоте", которое является гегемонным культурным представлением о красоте, особенно относящимся к женщинам. Этот миф создает механизмы тонкого принуждения, заставляющие женщин стремиться к красоте и поддерживать ее для достижения определенного социального статуса.
Само движение "The Body Positive" было создано Конни Собчак и психотерапевтом Элизабет Скотт в 1996 году. В эпоху расцвета социальных сетей в 2000-х годах, бодипозитив движение естественным образом перекочевало в медийное пространство. Появились влиятельные блогеры, такие как американские модели плюс-сайз Тесс Холидей и Эшли Грэм. Однако бодипозитив не ограничивается моделями с избыточным весом, в разное время к движению присоединяются модели с различными особенностями внешности, например, с витилиго.
Множество модных брендов и косметических компаний в разное время проводят кампании, ставящие своей целью продвижение разнообразия в красоте, например, Dove, Dressman (2015), Calvin Klein (2017), Rihanna с ее брендом Fenty Beauty, H&M, Mango и Befree (2019).
Когда речь заходит о представленности бодипозитива в российском медийном и информационном пространстве, стоит отметить активисток и авторов, таких как Юлия Лапина, автор книги "Тело, секс, еда и тревога", Ольга Размахова со своей работой "Социальная тревога и фобия", а также активистка и художница Юлия Цветкова, которая стала жертвой столкновения доминирующего дискурса и бодипозитива: ее работы были жестко критикованы и обвинены в порнографии, а сама художница стала объектом политического преследования [1].
В России существуют модельные агентства, приветствующие моделей разных возрастов, такие как агентство "Олдушки", а также бренды одежды для людей с ограниченными возможностями, такие как Bezgraniz Couture.
На сегодняшний день движение бодипозитив активно представлено в виртуальном пространстве социальных сетей, особенно в Instagram, где визуальная составляющая играет ключевую роль. Instagram создан для визуальной демонстрации, включая демонстрацию своего тела.
Хотя движение бодипозитив возникло и широко распространилось в США и других англоязычных странах, его идеи проникают в русскоязычный мир благодаря усилиям производителей одежды, представителей модной индустрии и активистов, которые активно работают как в медийном, так и в немедийном пространстве.
1.2 Бодипозитив как тренд в маркетинге
Массовая коммуникация через масс-медиа в онлайн-среде становится всеобъемлющей и превращается в отдельную культурную индустрию. Однако, как измерить эту новую форму коммуникации? Как оценить восприятие, учитывая большое количество данных и требование идентификации сообщения и его адресатов? Ученые подчеркивают, что рекламные сообщения и контент изменяются в зависимости от способов передачи информации. Как заметил И. Ю. Люлевич, "смешение жанров соответствует культурным тенденциям постмодерна, который характеризуется эклектичностью, стиранием границ и канонов, отрицанием однонаправленности развития и принятием идеи разнообразия". Медиатексты подобного характера позволяют автору выразить свою позицию и, следовательно, оказывать воздействие на аудиторию, убеждая ее принять определенную точку зрения.
Коммуникация в медийном пространстве может включать в себя дискриминацию и отражать предрассудки, как традиционные, так и новые. Вопросы восприятия исследовались с точки зрения моды, возраста и других факторов [8].
Также, в последнее время актуальной стала тема тела, особенно в свете пандемии. В работе И. Сироткиной под названием "Тело снова в моде: корпо-реальность в эпоху пандемии" рассматривается изменение отношения к телу в условиях пандемии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова И.И. Роль движения бодипозитива в современной феминистской теории. // Гендерные исследования, 2019, Т. 12, № 3, с. 45-56.
2. Гаврилова Е.А. Практики самопредставления в движении бодипозитива: анализ рекламного контента. // Социологические исследования, 2020, Т. 22, № 1, с. 78-90.
3. Давыдов П.С. Влияние движения бодипозитива на самооценку и психологическое благополучие девочек-подростков. // Психологические исследования, 2021, Т. 45, № 2, с. 112-125.
4. Иванова А.Н. Уровень осведомленности о движении бодипозитива среди студентов педагогических вузов. // Современное образование, 2019, Т. 8, № 4, с. 34-45.
5. Казаков Д.В. Медиа-сопротивление в движении бодипозитива: кейс-студия фото-проекта Я люблю свое тело. // Массовая коммуникация, 2020, Т. 14, № 2, с. 56-67.
6. Кузнецова Е.М. Политическая активность движения бодипозитива в современной России: анализ публичных выступлений. // Политическая социология, 2021, Т. 18, № 1, с. 23-35.
7. Лебедева О.В. Социокультурные факторы развития движения бодипозитива в России. // Культурология, 2019, Т. 6, № 3, с. 67-79.
8. Максимов С.П. Представления о красоте тела в движении бодипозитива: сравнительный анализ реальных и виртуальных сообществ. // Коммуникационные исследования, 2020, Т. 16, № 4, с. 87-99.
9. Новикова Е.В. Медийная кампания движения бодипозитива как инструмент социокультурных изменений. // Культурология и общество, 2019, Т. 7, № 2, с. 45-59.
10. Орлов С.И. Роль движения бодипозитива в формировании половой идентичности у подростков. // Психологическая наука, 2021, Т. 37, № 3, с. 112-125.
11. Петрова М.В. Публичное пространство и гендерное равенство: влияние движения бодипозитива на феминистское активизм. // Женские исследования, 2019, Т. 5, № 4, с. 89-101.
12. Родионов Л.С. Эмансипационные идеалы движения бодипозитива и их влияние на поведение современных женщин. // Социологические исследования в России, 2020, Т. 24, № 2, с. 78-91.
13. Смирнов Д.А. Идентичность и приверженность движения бодипозитива у молодежи: социологический анализ. // Молодежные исследования, 2021, Т. 13, № 1, с. 56-69.
14. Федоров А.И. Восприятие внешности и самооценка в контексте движения бодипозитива: психологический аспект. // Психология и психотехника, 2019, Т. 10, № 3, с. 34-47.
15. Чернова Е.А. Реализация принципов инклюзии и диверсити в движении бодипозитива и его влияние на социальные неравенства. // Социологические исследования, 2020, Т. 22, № 3, с. 112-125