Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Биомеханика, как система актерского образования, представляет собой сложную методику, направленную на развитие физических, умственных и творческих способностей артиста. Эта дисциплина находится на стыке различных областей науки, таких как анатомия, физиология, психология и искусство. В последние годы интерес к биомеханике как методу формирования нового актера резко возрос по целому ряду причин.
Во-первых, актеры нового поколения сталкиваются с новыми требованиями и вызовами, которые возникают в современной театральной и кинематографической практике. В эпоху глобализации и технического прогресса актер должен обладать гибкостью, разнообразием и универсальностью, чтобы адаптироваться к различным стилям и жанрам.
Во-вторых, современный зритель требует от исполнителей большей эмоциональной открытости и глубокого проникновения в образ. Биомеханика как система актерского образования способствует развитию этих качеств, позволяя актеру более точно и органично передавать чувства и эмоции на сцене или экране.
В-третьих, актерская профессия становится все более сложной и утомительной, что требует от исполнителей высокой физической подготовки и стабильности. Биомеханика, благодаря своей практической направленности, позволяет актеру развивать необходимые физические способности и поддерживать здоровье на протяжении всей своей творческой карьеры.
Таким образом, необходимость адаптации к меняющимся требованиям и условиям современной театральной и кинематографической практики, а также стремление к совершенствованию и развитию актерского мастерства обусловлены актуальностью темы биомеханики как системы воспитания нового актера.
В этой работе изучается биомеханика как система актерского образования, а также конкретные постановки, в которых биомеханические принципы успешно применяются для создания ярких и запоминающихся актерских образов.
Целью курсовой работы является изучение и анализ роли биомеханики в обучении и формировании профессиональных навыков актеров нового типа.
В рамках этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- провести теоретический обзор основных принципов и концепций биомеханики в контексте театрального искусства;
- определить и систематизировать основные методы и практики, используемые в биомеханической подготовке актеров;
- оценить эффективность биомеханических методов на примере конкретных театральных постановок и актерских работ;
- разработать рекомендации по интеграции биомеханики в систему актерского образования с учетом современных требований и тенденций театрального искусства.
Объектом исследования являются театральные постановки “Невроз” и “Арбенин. Маскарад без слов”.
Предметом исследования являются особенности использования биомеханики в работе над ролью, а также влияние биомеханических приемов на сценическое воплощение образа.
ГЛАВА I. Теоретические основы биомеханики в актерском образовании
1.1. История возникновения и развития биомеханики в театральном искусстве
Первые десятилетия ХХ века ознаменовались появлением термина "условный театр", который возник в противовес реалистическому, особенно натуралистическому театру. Развитие "условного театра" началось в духе символизма, как направления в искусстве и литературе, использующего образы, обладающие поэтической многозначностью. Позже возникли вопросы, связанные с развитием "условного театра" в рамках различных направлений искусства (футуризм, функционализм и др.). Но для драматургов и режиссеров вопросы "условности" были сопутствующими, и их исследования не выходили за рамки определенного эстетического направления. Фундаментальное развитие "условного театра" связано с именем В.Э. Мейерхольда. Отправной точкой для этой концепции стали эстетические различия и творческий разрыв между Мейерхольдом и Станиславским, который к тому времени уже получил мировую известность как режиссер реалистического направления. “Я не успел этого сделать, но я не смог этого сделать. Психология не может прийти к однозначному решению по ряду вопросов. Это все равно, что строить здание театра по принципам психологии, как строить дом из песка: он неизбежно рухнет. Любое психологическое состояние обусловлено известными физиологическими процессами. Найдя правильное решение для своего физического состояния, актер приходит к позиции, в которой у него есть "возбудимость", которая заражает зрителей, вовлекает их в актерскую игру (то, что мы привыкли называть "захватом") и является сутью его игры”[ Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1. (1891 – 1917). - С. 25.].
Театр Мейерхольда имел ряд характерных особенностей и был ориентирован на "свою" публику. Важнейшей чертой в концепции Мейерхольда была традиционность театра, важнейшим способом подчеркнуть простоту была простота. Это проявилось в системе диктовки и интонации, новом принципе сценического оформления и особой мизансцене тела. В актерской игре основными средствами выражения были маска для лица, "застывший жест" и паузы, называемые "неподвижными изображениями". Особую роль в творческом процессе Мейерхольд отводил режиссеру, который должен был координировать действия всех участников при организации спектакля.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний / Ред. кол. М.А. Валентейн, П. А. Марков, Б. И. Ростоцкий, А. В. Февральский, Н. Н. Чушкин; ред.-сост. Л. Д. Вендровская. М., 1967. - 254 с.
2.Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи. СПб.: КультИнформПресс, 1998.- 247 с.
3.Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1. (1891 – 1917). -350 с.
4.Мейерхольд В. Э. Биомеханика: Курс 1921 – 22 гг.: Материалы, собранные М. Кореневым. — РГАЛИ. ф. 963, оп. 1, ед. хр. 1338.
5.Мейерхольд в русской театральной критике: 1898 — 1918: Сборник./ Сост. и коммент. Н. В. Песочинского, Е. А. Кухты, Н. А. Таршис. М., 1997. - 156 с.
6.Луначарский о Мейерхольде: Штукарство // Еженедельник академических театров. 1924. № 15.- 234 с.
7.Лекции и беседы В. Э. Мейерхольда со студентами ГВЫТМа: Запись Х. Н. Херсонского, 3 – 8 окт. 1921 г. — РГАЛИ, ф. 2740, оп. 1, ед. хр. 202.