Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обращения современных психологов к исследованию особенностей подростков, прежде всего, заключается в том, что этот период, несомненно, является самым важным периодом формирования здорового и автономного человека. В жизни ребёнка это время интенсивно, целенаправленно развиваться и формировать физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное и социальное здоровье. Также стоит заметить, что половое развитие оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка, а также связанные с ним физиологические перемены. В большинстве случаев именно этот возраст является основой дальнейшего осуществления подростка в взрослом возрасте. Отметим, что в то же время периоды взросления связаны также с некоторыми определенными трудностями, которые могут нарушить благополучное развитие малыша. В качестве факторов, которые негативно влияют на психологическое состояние подростка, следует обращать внимание прежде всего на высокие школьные тревоги, проблемы в отношениях со своими собратьями, деструктивные стили воспитания, проблемы детского сопровождения. Более того, подростки являются наиболее сенситивными для формирования различных пристрастий и вредной привычек, которые возникают в подростковом возрасте. Поэтому напряжение процессов развития и роста, которые во многом определяют сущность организма подростка, в сочетании с систематическим воздействием вышеупомянутых факторов снижает ресурсы соматической и психической поддержки ребенка, которые необходимы для того, чтобы развивать потенциал, реализовать его таланты, развивать резистентность к болезням и вообще вести полноценную жизнь. Проблемы психического здоровья детей являются предметом многочисленного научного исследования. В разное время, данный вопрос разрабатывали в своих теоретических трудах и практической деятельности 4 И.В. Дубровина, В.А. Ананьев, О.Е. Хухлаева, З. Фрейд, А.М. Прихожан, В.С. Мухина, А.Е. Личко, Т.В. Драгунова, Р. Мэй, В.С. Торохтий, С.В. Кривцова, Л.С. Выготский, а также многие другие зарубежные и отечественные исследователи.
Цель исследования: изучить факторы, влияющие на психологическое здоровье детей подросткового возраста, и разработать меры, направленные на улучшение показателей психологического здоровья детей. Объект исследования: психологическое здоровье подростков Предмет исследования: основные факторы, влияющие на психологическое здоровье подростка.
Задачи исследования:
- изучить теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме анализа факторов, влияющих на развитие личности подростка
- проанализировать опытно-экспериментальную работу по изучению факторов, влияющих на развитие личности подростка
Данная работа содержит в себе введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме развития личности подростка
Возраст подростков, без преувеличений, можно считать самым трудным периодом всех возрастов. Это период активного возрастного изменения физического, психологического, социально-психологического и психического уровня личностей. В анализе основных проблем подросткового кризиса Л.И.Божович определил этот период как время значительного фундаментального изменения восприятия ребенком себя и окружающей среды. Возраст подростков во многом является активным процессом самоопределения и самоосознания, который в результате формирует жизненные позиции ребенка и его отношения к самостоятельной жизни взрослого человека.
Среди типичных особенностей подросткового возраста, рассматриваемого в основном, как ситуацию социального развития, А.А. Реан выделял следующие:
1. Несмотря на возникновение новых ценностных и социальных ориентаций, ребенок, как правило, продолжает находиться в привычных социальных условиях, выполняя привычные социальные роли;
2. Амбивалентно направленные силы, например, такие как, с одной стороны острое желание стать взрослым, с другой стороны отсутствие объективных условий и возможностей успешной сепарации от родителей, в значительной степени составляют суть подросткового кризиса;
3. Социальные условия бытия и поиска себя, значительно расширяются в восприятии подростка.
В переходном возрасте психическое развитие ребенка приобретает более личную природу. Сейчас, подчеркнул Л.С.Выготский, человек начинает понимать себя, как определенную единицу. По словам Л.С.Выготского, становление личности является наиболее поздним изменением в подростковом возрасте, связанным с активной развитием мысли и самооценки. Рефлекс, по представлению автора, представляет собой отражение собственного внутриличностного процесса в детском сознании. Эти изменения не ограничиваются только внутриличностными процессами, в результате развития рефлексии подросток получает более глубокий и глубокий опыт других. А.В.Виноградов считает, что некоторые проблемы развития позитивной идентичности и проживания субъективного ощущения неблагополучия во время подросткового кризисного периода в большинстве своем связаны с интенсифицированным развитием самооценки, рефлексии и самоосознания. При этом критичность таких переживаний добавляет то, что в этот период предметом знания становится именно личность подростка самого.
Суть этого возраста заключается в потребности и, в то же время, в умении исследовать и узнать себя как человека. Эта направленность, к своей стороне, порождается такими факторами, как желание самовыражения и необходимость самоутверждения. Для подростка в этот период крайне важно гармония и гармония внутреннего его мира, его воображения, рефлексии, внешних условий. Кризис подростков в значительной степени определяет несоответствие образов Яреального и Я-Идеального.
В подростковом возрасте ребенку особенно важны аспекты как возможность понимать себя, понимать прошлое, возможные перспективы будущего, понимать свою социальное значение и свою цель, удовлетворить потребность в более глубоком исследовании личности, его потребности и желаний. Таким образом, с учетом направленности подросткового интереса к себе Л.С. Выготский определил самосознание как социальное сознание, направленное в определенную степень внутренне. Причем в этом контексте социальная и культурная среды оказывают существенное влияние на развитие самоосознания подростков. В.А. Пятунин утверждает, что поведенческая основа этого возраста в значительном смысле определяется отсутствием чётко сформированной нравственной позиции, неправильной представления и некорректной трактовки определенных явий, высокой сензации влияния социальных групп и специфической импульсивности. Период, так называемый переходный возраст, сопряжен с существенными изменениями структуры волевых активностей ребенка, является периодом активной подготовки к саморегулированию, самопознаниям, сфере волевых активностей. Именно развитие и формирование личностного рефлекса и способности самоанализа являются оптимальными условиями развития саморефлексии подростков в этом возрасте.
Ребенок приобретает способность самовоспитания, самоорганизации, самодисциплины, всё это в целом определяет сущность и значимость саморегуляции подросткового возраста. Однако об окончательном формировании механизмов воли подростков нельзя говорить, а для этого возраста актуальны некоторые проблемы эмоционально-волевой саморегуляции. Формирование такой личностной конструкции, как личность, - одна из важнейших задач подростков. По мнению Э. Эриксона, идентичность должна пониматься как процесс самоопределяния. Идентичность рассматривается в двух измерениях - в временных и динамических - ролевых измерений. Говоря о идентичности в временных измерениях, следует прежде всего понимать согласование и взаимодействие всех элементов прошлых, настоящих и будущих. Ситуативное измерение ролевой идентичности - это какое-то единство различия всех ролевых и ситуационных ролей. Человек, который самоопределяется одновременно, адекватный обстоятельствам или ситуации и способен сохранить исключительное индивидуальность, независимо от внешнего фактора. Поскольку подросток не может восприниматься как взрослый до тех пор, пока он объективно находится в состоянии опеки, в этот период особенным значением для ребёнка является реструктуризация отношения с родителями в этот период. Обычно активное сепарирование порождает у подростка сильное тревожное состояние. В большинстве случаев физиологические изменения организма связаны с так называемыми пубертатными периодами, а также с актуальным значением проблем половой подготовки. К тому же в этом периоде существует множество особенностей, которые во многом определяют специфическое поведение подростков: малое жизненное опытное состояние, недостаток способности оценивать жизненное обстоятельство адекватно, объективно, не развитые самокритичные качества, не развитые импульсивные, двигательные и эмоциональные гиперреактивные качества, эмоциональное нестабильное состояние, склонность к мнению окружающей среды, негативное поведение, преобладающие процессы возбуждения и торможения над процессами тормоза.
Для подростков активный интерес к отношениям с противоположными полами и осознание своего неповторимого характера играют важную роль в социальном отношении и попозиционировании подростков. Именно в этом возрасте ребенок 24 наиболее полностью раскрывает понятие дружбы. В подростковом возрасте учиться соотносить свой интерес, желание и потребность с интересом, желанием и потребностью другого человека. Сейчас ребёнок научится проявлять нежность и заботой, внимательность, преданность, желание помочь и поддержать. Взрослые люди, которые не получили такого опыта еще в подростковом возрасте, часто могут столкнуться с существенными эмоционально-личностными проблемами и проблемами личности. Причиной повышения тревоги и общего недовольства жизнью может стать именно неумение подростка выстраивать дружеские отношения со своими сородичами.
Также Г. Крайг отмечал важность общения с сверстниками и взаимоотношений между сверстниками, считая, что вынужденная одинокость может спровоцировать тяжелое переживание ребенка чувством неприятия, отвращения, подавляющего и тоска. И.С.Кон дает такое же определение для интимной дружбы. Автор представляет это как согласование ценностей жизни, убеждений и стремлений группы, сохраняя индивидуальность каждого человека. Такие отношения возможны лишь между людьми, которые относительно устойчиво относятся к «Я». И.С.Кон также рассказал о различиях между гендерами в общении молодежи. Характерные особенности для девушек: активность общения более пассивная, но более избирательная и дружелюбная, раннее формирование потребности в сексуальной дружбе на 1-2 года раньше юношества, девушки среднем эмоционально более чувствительные и чувствительные к мальчикам и превосходят им по потребностям и способностям самораскрытия, передачи другим интимной и личностной информации о них и о своем внутреннем мире, стиль женского общения направлен на снижение социальных расстояний и установление психологической связи с другими людьми, стиль женского общения направлен на снижение социальных расстояний и установление психологической связи с другими людьми.
Характерные особенности юношеского общения - экстенсивный общение, то есть общение, которое чаще направлено на проявление себя в общении, более позже появляется потребность в интимной дружелюбии на 1-2 года позже девушек, меньше всего зависит от эмоций партнера, мужский стиль направлен на поддержку статуса, повышение достижения и высокий притязаний. Общение мальчиков и девочек в старшем подростковом возрасте приобретает более открытое, доверительное и, даже, сокровенное. Симпатия со сверстником другого пола могут быть весьма значительными. Отсутствие взаимопонимания на этом этапе может вызвать интенсивные эмоциональные эмоции.
И.С.Кон считает дружбу, возможность создания долгосрочных открытых отношений одной из основных ценностей этого возраста. Автор считает, что дружба подростков во многом опирается на потребность детей в самораскрытии и самоутверждении по средствам других людей. Благодаря дружеским отношениям ребенок стремится познать и себя, и окружающих. Активный рост самоосознания приводит к интенсивной потребности подростка в таких отношениях.
Среди всего многообразия работ, посвященных данной теме, можно выделить следующие особенности дружеских взаимоотношений:
1) Основополагающим в выборе объекта дружеских отношений, становится признак подобия. Ребенок стремиться выстроить доверительные отношения с ограниченным кругом людей, в ущерб количеству. Сокровенность становиться основным признаком подростковой дружбы.
2) Возрастает роль и значение мнения сверстников по важным вопросам жизнедеятельности. Большое количество важных вопросов и проблем ребенок стремиться разрешить уже с помощью своих друзей, а не родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова – Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова – Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Александровский, Ю. А. Глазами психиатра [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2012. № 4. Доступ к журн.: http://www.koob.ru/alexandrovskij_u_a/glazami_psihiatra
3. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М". - 2002. - 356 с.
4. Андреева, Т. В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь. - 2004. - 244 с.
5. Анциферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Психологический журнал» 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-19. Режим доступа к журн.: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-potentsialy-preodoleniyazhiznennyhtrudnostey#ixzz41S4yVJXU
6. Астапов, В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.Н. Астапов // Психологический журнал. - Т. 13. – 1992. - № 5. - С. 34 – 43.
7. Башкирева, Т. В. Общие критерии психического, психологического, социального здоровья [Текст] / Т. В. Башкирева // Мир психологии. - 2013. - №2(50). - С. 140-150.
8. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Междунар. пед. ак. - 1995. - 328 с.
9. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.А. Столин. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с. 80
10. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович // Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1997. - 352 с.
11. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль. - 1998. – 348 с.
12. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер Ком. - 1999. – 528 с.
13. Варга, А. Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна [Текст] / А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Журнал практической психологии психоанализа. - 2005. - №4. – С.35-52.
14. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» [Текст] / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. - М.: Academia, 2001. – 343 с.
15. Выготский, Л. С. О психологических системах [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6-ти т. - Т.1.- М. - 1982. - С.68-108.
16. Гиппенрейтер, Ю. Б. Как общаться с ребенком? [Электронный ресурс]: Изд. 6-е. Режим доступа к книге.: http://sdvg.vodkpb.ru.
17. Горьковая, И. А. Влияние макросоциальных условий на жизнестойкость подростков [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования» - Москва. - 2015. – № 1-2. – Режим доступа к журн.: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=19963.
18. Долгов, Ю. Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий [Электронный ресурс]: «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи» по материалам XXXII международной научно-практической конференции. (18 сентября 2013 г.).- Режим доступа к сборнику: http://sibac.info/10249.
19. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте [Текст] / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. - 1972. - №2. - С.32 – 40. 81
20. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. - М., 1997. - 186 с.
21. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия неврозов у детей [Текст] / А.И. Захаров. - М.: КАРО, 2006. - 672 с.
22. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер. - 2000. - 464 с.
23. Капрара, Дж. Психология личности [Текст] / Дж. Капрара, Д. Сервон Д. - СПб.: Питер, 2003. - 288 с.
24. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С.13-24.
25. Коваленко, Н. П. Семья как система в психолого-педагогических исследованиях. 2011. Доступ по ссылке - http://spiritoftime.su/en/psychology/52-2011-10-26-20-05-25.html.
26. Кривошлыков, И. А. Распознавание невербальной экспрессии как условие субъективного благополучия в интимно – личностных отношения подросткового и юношеского возрастов [Электронный ресурс]: Журнал Науковедение. 2013. Выпуск № 4 (17). Режим доступа к журн.: http://cyberleninka.ru/article/n/raspoznavanie-neverbalnoy-ekspressii-kakusloviesubektivnogo-blagopoluchiya-v-intimno-lichnostnyh-otnosheniyahvpodrostkovom-i.
27. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб., 2004. – 464 с.
28. Лейтес, Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека [Текст] / Н.С. Лейтес // Принцип развития в психологии. – М., 1978. - С.18-23.