Фрагмент для ознакомления
2
Искусство Античности — Древней Греции и Рима, давно перестало быть просто именем нарицательным. С тех пор, как произведения античных мастеров стали достоянием широкой общественности в период Возрождения, оно приобрело символическое значение, олицетворяющее красоту, гармонию, пропорциональность и высочайшее мастерство исполнения. И в этом аспекте именно скульптура играет наиважнейшую роль: стоит только вспомнить искусство Древней Греции, как вместе с красно- и черно-фигурной керамикой, в памяти всплывают прекрасные образцы Древнегреческой скульптуры.
В научной и научно-популярной литературе искусство Древней Греции, Древнего Рима и его провинций часто существуют рядом друг с другом, тем самым подтверждая процесс эволюции и последовательного развития искусства скульптуры.
Древнегреческая скульптура прошла сложный путь своего развития и заложила основы для дальнейшего развития пластического искусства в последующие эпохи. Творения древнегреческих мастеров давно стали эталонными образцами и остаются такими и по сей день. Идеи, традиции и каноны древнегреческой скульптуры, воплощенные её мастерами до сих пор не потеряли своего значения и служат источником вдохновения для скульпторов на протяжении многих столетий.
Целью данной работы является определение особенностей античной скульптуры — скульптуры Древней Греции и Эллинской, т. е. скульптуры Римских провинций на завоеванных территориях и изучение основных этапов её развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть основные этапы развития скульптуры в Древней Греции и Римских провинций;
— определить характерные черты античной скульптуры на каждом этапе её развития;
— определить имена наиболее известных и выдающихся скульпторов на каждом этапе её развития;
— выявить особенности стиля античной скульптуры и идеалы, на которые ориентировались и каким следовали мастера Древней Греции и Римских провинций; ;
— выявить сходство и различия между скульптурой Древней Греции и Эллинской
Объект исследования — скульптура Древней Греции и Римских провинций
Предмет исследования — художественные особенности античной скульптуры
Актуальность поднимаемой темы связана с непреходящим значением памятников античной скульптуры, которые продолжают оставаться
непревзойденными образцами красоты, гармонии и мастерства.
Методы исследования — научно-аналитический, сравнительный, дедукция и индукция
Работа состоит из введения, двух глав и заключения, дополненных списком
использованной литературы.
Скульптура Древней Греции представляет собой одно величайших достижений человечества, оставившее яркий след в истории мировой культуры. Памятники античного искусства скульптуры до сих пор являются источником вдохновения и примером для подражания современных мастеров.
Понятие «античность» было введено в научный обиход учеными и исследователями эпохи Возрождения, именно итальянскими гуманистами, был введен термин «античный», т. е. «древний» для определения греко-римской скульптуры, образцы которой были обнаружены во время раскопок на территориях, где когда-то существовали Греческое государство, Римская империя и её провинции.
С тех пор, как учеными итальянского Возрождения во время раскопок были обнаружены первые образцы древнегреческой скульптуры, прошло много времени: за прошедший с тех пор период, учеными многих стран были приложены серьезные усилия по изучению, классификации и систематизации сохранившихся памятников античности. Изначально это были исследователи из европейских стран, позже к изучению античной культуры присоединились и отечественные исследователи и ученые. Результатом их скоординированной деятельности стала периодизация древнегреческого и эллинского искусства, атрибуция и описание сохранившихся артефактов.
Хронологически скульптура Древней Греции подразделяется на три основных периода:
— Гомеровский период
— Архаика
— Ранняя классика
— Высокая классика
— Поздняя классика
Именно Гомеровскую эпоху ( XII—VIII в. Д. н. э. ), названную так в честь древнегреческого поэта Гомера — автора «Илиады» и «Одиссеи», принято считать периодом зарождения греческой скульптуры, подтверждением этому факту служат созданные ещё в период VII—VI в. д. н. э. прекрасные архитектурные ансамбли, украшенные скульптурой. В то время как возвышение и расцвет скульптуры в Греции относится к периоду ранней и высокой классики, который пришелся на V век до н. э. Период поздней классики связан с IV в. до н.э. Этот этап в развитии скульптуры сохранил для потомков имена выдающихся мастеров, чьё искусство до сих пор не оставляет зрителя равнодушным. Скульптуру этого периода можно назвать предвестником эллинского пластического искусства.
Скульптурная пластика Гомеровского периода. О скульптуре этого периода до современников дошли отрывочные сведения: сохранившиеся артефакты дают представление только о мелкой пластике; о том, как выглядела монументальная скульптура, можно узнать только из описаний античных авторов. Чаще всего эту круглую скульптуру изготавливали из дерева, её моделировка имела достаточно грубую пластическую форму: пластику деревянной скульптуры Гомеровской Греции в своих основных формах соответствует ранним образцам резьбы по дереву, характерную для раннего периода развития многих народов, эти изделия в грубых условных формах передавали характер той или иной фигуры человека или животного. Часто эти пластические изображения украшались металлическими деталями для обозначения одежды или оружия.
Естественно, поэтому, что из скульптуры этого времени до нас дошли только произведения мелкой пластики: изображения богов, героев, животных и мифологических существ, а также сосуды, украшенные пластическими элементами в виде небольших скульптур. С точки зрения художественной выразительности, эти произведения были достаточно своеобразной формы: небольшие по размеру фигурки были статичны, в них очевидно отсутствовала пластическая и конструктивная основа человеческого тела, о передаче напряжения фигуры, работы мышц, говорить и вовсе нецелесообразно. Материалом для создания этих фигур служили терракота, слоновая кость, бронза.
Архаика. Эта эпоха также имеет свою периодизацию:
1. Ранняя архаика — начало VIII века до н. э. — 570-е гг. до н. э.
2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
Важной отличительной чертой эпохи архаики является то, что в этот период сложились основные формы древнегреческого искусства — скульптура и роспись терракотовых ваз — вазопись,. Несмотря на то, что в период ранней архаики скульптура еще не занимала важного места в жизни общества, как это произойдет позже, тем не менее, именно в это время произошло формирование в скульптуре определенного типа монументальной скульптуры: это были коры и куросы — канонизированные пластические формы скульптуры, используемые при изображении женской и мужской фигур. Особенностью этих канонизированных фигур было изображение исключительно молодых девушки или юноши, стоящих во весь рост с так называемой архаической улыбкой на лице. Согласно традиции, на женской фигуре всегда была надета традиционная греческая одежда, одна нога всегда слегка выставлена вперед, сомкнутые вместе ноги были редкостью в этом каноне. Как вариация, одной рукой она могла придерживать одежду, чтобы «не наступить»:на неё при движении. В другой руке девушка, как правило, держала «приношение» богу или богине. К достижениям скульпторов этого периода, можно с успехом отнести навык изображения складок на одежде, представлявших собой декоративный элемент, позволявший создавать из них разнообразные ритмические композиции, прибавляя тем самым особенный характер каждой скульптуре. Орнаменты, украшавшие ткани туник в реальности, в скульптуре высекались в мраморе или расписывались при помощи красок.
Мужская фигура представляла собой тип юноши-атлета и изображалась, как правило, обнаженной, при этом руки обычно свободно свисали вдоль тела. Моделировка мужской фигуры была достаточно условной, помимо половых признаков, мужскую фигуру отличали широкие плечи , узкая талия и условное изображение мышц тела. Условность изображения исключала наличие в этих скульптурах естественности и индивидуальности.
К концу архаического периода можно было говорить о некоторых успехах в реалистичном изображении скульптур: тело уже научились изображать, приближая создаваемые к натуральному аналогу: скульпторами было достигнуто определенное мастерство в передаче позы или работы мышц, иногда удавалось изобразить даже вздувшиеся от напряжения вены, но лицо все еще по-прежнему оставалось украшенным искусственной улыбкой и вылазившими из орбит глазами.
Эти фигуры создавались для святилищ и гробниц и имели, как правило, мемориальное назначение; гораздо реже куросы и коры использовались в качестве культовых образов. Обычно эти скульптуры изготавливались из известняка или мрамора, фигурки небольшого размера изготавливали из терракоты, бронзы, дерева и драгоценных металлов. Подобные скульптуры, как круглые, так и барельефы наиболее часто использовались для украшения храмов; иногда они принимали вид отдельно стоящих памятников. Появление скульптур больших размеров — в натуральную величину или даже больше, относится к 650 г. до н. э.
Классическая скульптура также была разделена на периоды:
1. Ранняя классика — 480 г. до н. э. — 450 г. до н. э.
2. Высокая классика — 450 г. до н. э. — 400 г. до н. э.
3. Поздняя классика — 400 г. до н. э. — 323 г. до н. э.
Уже в начале V в. до н. э. прослеживаются тенденции к изменению функции скульптуры: происходит усиление связей между архитектурой и скульптурой, в самой скульптуре стремление к обобщению образа происходит одновременно с усилением интереса к правдивой передаче движения и особенности натуры. Помимо фигуративной скульптуры появляются жанровые композиции рельефов и круглой скульптуры. Решаются творческие задачи, связанные с соотношением фигур и масс в композиции, а также взаимодействия скульптуры и архитектуры между собой.
Расположенная на фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина, скульптурная композиция, представляет собой один из раннекласичесеих примеров взаимодействия архитектуры и скульптуры, её сюжет посвящен изображению эпизода из битвы греков с троянцами. Помимо композиции барельефа, умело вписанной в треугольный фронтон, скульптуры этих рельефов свободны архаической улыбки на лицах фигур. Примером удачного взаимодействия скульптуры и архитектуры служат и композиции рельефов, украшающих метопы в храме Селинунта (470-460 гг. до н. э). Этот пример может служить примером, демонстрирующим достижения скульпторов как в передаче естественного движения фигур, так и в передаче настроения или состояния изображаемого лица, это укрепило стремление скульпторов этой эпохи к созданию скульптурные композиции любой сложности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воронцов Д.Е. Искусство древней Греции. - М.: Искусство, 1986.
2. Гёте, Фауст , сцена IV . Кабинет Фауста, изд. «Проф-Издат»,М.: 2014, 352с.
3. Григорьева И.А. Скульптура Древней Греции. - М.: Искусство, 1979.
4. Егоров А.И. Греческая скульптура V-IV вв. до н. э. - М.: Искусство, 1966.
5. Зеленин Д.К. Развитие скульптуры древней Греции. - М.: Наука, 1972.
6. Искусство Древней Греции: Собрание статей. - М.: Индрик, 2007.
7. Калашник Ю.А. Скульптура эллинистической эпохи. - М.: Московский государственный университет, 1988.
8. Луконин В.Г. Греческая скульптура V-IV вв. до н. э. - Л.: Художник РСФСР, 1985.
9. Николская А.Ф. Греческая скульптура V в. до н. э. - М.: Искусство, 1975.
10. Певзнер М.И. Эллинистическая скульптура. - М.: Советское искусство, 1977.
11. Райхльдер Л. Искусство греческой скульптуры. - М.: Вече, 2005.
12. Семенов А.Е. Скульптура эллинистической эпохи. - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1958.
13. Трояновский Н.В. Эллины. - М.: Изобразительное искусство, 1988.
14. Филиппаки М.Д. Новая история древнего искусства. - М.: Просвещение, 1986.
15. Хомятова Н.А. Скульптура Древней Греции. - М.: Искусство, 1983.
16. Ченакале Dr. Э. Искусство Греции. - М.: Художник РСФСР, 1977.