Фрагмент для ознакомления
2
На основании такого процесса принципы отраслевых институтов и нормы права изменяются и проявляют себя при реализации права. В частности, такое проявление происходит в виде воздействия на правосознание лиц участвующих в правоотношениях, а также при применении норм права, в которых имеет место закрепленные принципы .
Принципы как научная категория могут многое рассказать о наиболее важных аспектах правовой проблемы, а изучение принципов - об особенностях той или иной области юриспруденции. Принято различать конституционные и иные виды права в зависимости от того, в каком законе отражены принципы.
Но все же принципы правового поведения, будь то конституционные или иные (неконституционные), имеют равное значение, поскольку «деление принципов правового поведения на конституционные и неконституционные не оправдано на практике, так как может ввести в заблуждение следственные, прокурорские и судебные органы и создать ошибочные представления о значимости нарушения только определенных положений Конституции». Считается, что принципы правовых актов, будь то конституционные или иные (неконституционные), имеют одинаковое значение.
На конституционных принципах основывается современная судебная система РФ, связанная с осуществлением и организацией судебной деятельности. На уровне конституционного регулирования зафиксированы отдельные виды судебной деятельности и судебной власти как сферы деятельности государства, которые закреплены в главе 7 «Судебная власть» и «Прокуратура» Конституции Российской Федерации. Отсюда следует, что судебная власть находится в руках судьи, присяжных заседателей, а также лиц, которые наделены правом осуществлять правосудие в соответствии с нормами законодательства.
Согласно ст. 118 Конституции РФ прописано, что судебная власть реализуется только судами, на основании чего следует, что нельзя ее передавать в любой форме и любым способом другим государственным органам, кроме судебных, и даже органам судебной власти, которые, согласно некоторым конституционным положениям, являются составной частью судов. Соответственно, только суды наделены таким правом, отчасти потому, что организационные, материальные и иные условия, гарантирующие соблюдение законного порядка осуществления такой деятельности, служат гарантией прав и свобод российских граждан.
Стоит сказать, что исследуемый принцип не завершает свое действие в первой инстанции, а как правило действует на протяжении всего судебного разбирательства. На каждом этапе существует конкретное правоприменение, в котором судебная власть играет доминирующую или контролирующую роль. Этот принцип также требует, чтобы судебные решения не подлежали пересмотру, отмене или другим корректировкам со стороны других государственных органов.
И наоборот, судебные акты, вынесенные судебными органами, являются обязательными для любой стороны соответствующих правоотношений. Конституционность права на судебную защиту четко понимается в решении Конституционного суда. Жалобы на несудебные акты, с другой стороны, должны быть обжалованы в порядке судебной власти и в соответствии с Конституцией и российским законодательством.
Верховный Суд РФ пересматривает в основном нормативные и ненормативные акты федеральных органов государственной власти на основании жалоб граждан. Другие обжалуются в соответствии с установленными нормами. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан на обжалование в суд ненормативных и нормативных правовых актов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 56-О) .
Учитывая конституционный статус судебной власти, ее следует отличать от других ветвей власти по ее предметному и функциональному характеру, выражающемуся в том, что эта власть не находится в одном месте, а распределена между несколькими институтами.
Но все эти институты самостоятельно принимают решение по делам, находящимся в их производстве, руководствуясь девствующими нормативно правовыми актами. В то время как в деятельности других институтов преобладают иные мотивы, деятельность судебной власти основана исключительно на законе и не зависит от других соображений.
Судьи не связаны иерархическими отношениями и основывают свои решения исключительно на принципах законности и внутренних судейских убеждениях. Представительная и административная ветви власти находятся на орбите функциональной иерархии и могут в основном оценивать доказательства, предоставленные сторонами, и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Для того чтобы суды сохраняли субъективность в своих решениях, они должны следовать более строгим правилам, чем законодательная и исполнительная ветви власти.
Правила правосудия имеют общеправовое значение и выражаются в соблюдении таких принципов, как равенство граждан перед судом и законом, презумпция невиновности, право на защиту, устный спор, открытость и состязательность. Следует отметить, что эти принципы являются обязательными для всех видов судопроизводства, от конституционного до административного.
Таким образом, необходимо сказать, что конституционно-правовые принципы судебной власти включают объективные базовые принципы, которые отражают природу судебной власти как независимого административного органа, идеологическую основу ее организации и деятельности, которая либо прямо закреплена в Конституции и правовых актах, либо вытекает из их содержания и правовой природы самой судебной власти.
Принципы, с одной стороны, создают основу для общей идеологической ориентации в развитии своего предмета, а с другой стороны, их содержание обусловлено этой ориентацией, которая задается в системе ценностей, регулируемой принципами. Тяжело переоценить смысл конституционных принципов организации и отправления правосудия для обеспечения стабильности российского общества. Данные принципы являются основополагающими и устанавливают правовые и организационные рамки, в которых функционирует судебная власть в стране.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №1. – Ст. 1.
3. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы»: постановление Правительства Российской Федерации № 1406 от 27 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 19 марта 1997 г. N 56-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Грищенко Адели Викторовны как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
5. Бабаев А.А. Понятие, признаки и роль судебной системы в развитии российского общества / А.А. Бабаев // Евразийский Союз Ученых. - 2020. - №6-4 (75). - С. 39-43.
6. Безруков А.В. Общественный порядок, правопорядок и безопасность: грани пересечения и соотношение правовых категорий / А.В. Безруков // Административное право и процесс. – 2020. – № 6. – С. 17-22.
7. Березовская М.А. К определению понятия «судебная система» / М.А. Березовская // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 45. - С. 1498-1503.
8. Бондарь Н.С. Правосудие: ориентация на Конституцию: Монография / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. – 663 с.
9. Давид Р. Основные правовые системы современности. учеб. пособие для вузов / Р. Давид. – Москва: Международные отношения, 2019. – 456 с.
10. Ишкильдина С.Н. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации / С.Н. Ишкильдина // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 296-298.
11. Князькин С.И. Проблемы использования формальных критериев проверочной судебной деятельности в цивилистическом процессе / С.И. Князькин // Арбитражный и гражданский процесс. – 2019. – № 12. – С. 33-36.
12. Кузьмин А.Г. Правовые позиции высших судов Российской Федерации как источник российского права А.Г. Кузьмин // Российская юстиция. - 2018. - № 6. - С. 47-50.
13. Михайлов В.К. Проблемы в процедуре наделения полномочиями судей, угрожающие их независимости / В.К. Михайлов // Закон. – 2019. – № 4. – С. 83-91.
14. Орлов Ю.К. Судоустройство и правоохранительные органы. Учебник / Ю.К. Орлов. - Москва: Проспект, 2018. – 362 с.
15. Рамазанова С.К. Современная судебная система РФ. Проблемы и пути решения / С.К. Рамазанова // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ». - 2019. - С. 338-340.
16. Рустемов К.Б. Проблемы реализации полномочий судебной власти в Российской Федерации / К.Б. Рустемов // Молодой ученый. – 2021. – № 24 (366). – С. 135-136.
17. Саркисова С.Н. Конституционный принцип исполнимости судебного решения и перспективы его реализации / С.Н. Саркисова // Современное право. – 2019. – № 11. – С. 84-90.
18. Станкевич Г.В. Правоохранительные органы в схемах. Учебное пособие / Г.В. Станкевич. - Москва: Проспект, 2020. – 252 с.
19. Стойко Н.Г. Правоохранительные органы. Учебник для академического бакалавриата / Н.Г. Стойко. - Москва: Юрайт, 2019. – 480 с.
20. Тимофеев Ю.А. Судебное примирение: проблемы и перспективы / Ю.А. Тимофеев // Арбитражный и гражданский процесс. – 2021. – № 3. – С. 44-48.